Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Таможенные союзы в торгово-политической практике развивающихся стран

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В зависимости от специфики сложившихся экономических и политических предпосылок межгосударственные объединения развивающихся стран, нацеленные на ликвидацию барьеров и ограничений во взаимной торговле, имеют форму зон свободной торговли или таможенных союзов. Если во взаимной торговле стран-участниц зон свободной торговли, как правило, отсутствуют импортные пошлины и количественные ограничения… Читать ещё >

Таможенные союзы в торгово-политической практике развивающихся стран (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика

Начиная с 1990;х гг. в развивающейся части мира наблюдается бурный рост числа региональных торговых соглашений, в рамках которых странам-участницам предоставляются определенные преференции. Ныне абсолютное большинство среднеи слаборазвитых стран мира, подписав РТС, участвуют в одной или нескольких региональных экономических группировках.

Активизация формального и неформального взаимодействия развивающихся государств на региональном уровне во многом является ответной реакцией на неблагоприятные последствия динамичной глобализации экономической жизни, связанной с обострением международной конкуренции и повышением уязвимости экономик периферийных стран. На основе предоставления взаимных преференций и коллективного протекционизма государства развивающейся части мира стремятся, прежде всего, ограничить негативное влияние нерегулируемых или слабо регулируемых внешних процессов (спекулятивное движение капиталов, экспансия ТНК, мощные волны слияний и поглощений), минимизировать последствия мировых кризисов и потрясений, защитить национальные и региональные интересы. С помощью совместных, согласованных действий развивающиеся государства стремятся также повысить возможности отстаивания своих интересов во взаимодействии с противостоящими им на внешнем рынке мощными экономическими субъектами — транснациональными корпорациями, развитыми странами и созданными ими интеграционными объединениями.

Важным мотивом интеграционных процессов для развивающихся стран является получение экономических выгод. С объединением рынков и ресурсов (природных, производственных, финансовых) связываются надежды на активизацию взаимной торговли и других форм делового взаимодействия, привлечение зарубежных инвесторов с учетом расширения экономического пространства с едиными или сближающимися правилами игры, повышение эффективности участия в международном сотрудничестве и в целом — обеспечение динамичного и устойчивого экономического роста.

В зависимости от специфики сложившихся экономических и политических предпосылок межгосударственные объединения развивающихся стран, нацеленные на ликвидацию барьеров и ограничений во взаимной торговле, имеют форму зон свободной торговли или таможенных союзов. Если во взаимной торговле стран-участниц зон свободной торговли, как правило, отсутствуют импортные пошлины и количественные ограничения, то члены таможенных союзов объединены также единым внешним тарифом, реализуют согласованные подходы в области нетарифного регулирования, проводят общую торговую политику. Отличие таможенных союзов от зон свободной торговли не ограничивается унификацией таможенно-тарифной и в целом торговой политики. Для таможенного союза характерна большая степень межгосударственной координации в решении широкого круга экономических и внешнеэкономических вопросов.

В настоящее время существует тринадцать группировок развивающихся стран (включая группировки на постсоветском пространстве), ставящих целью создание таможенного союза и прошедших часть пути (некоторые — значительную) в этом направлении (табл. 18.1). Пять таможенных союзов созданы в Латинской Америке (Центральноамериканский общий рынок, Карибское сообщество и общий рынок, Андское сообщество наций, Южноамериканский общий рынок, Тихоокеанский альянс), шесть — в Африке (Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки, Западноафриканский экономический и валютный союз, Экономическое сообщество западноафриканских государств, Восточноафриканское сообщество, Общий рынок Восточной и Южной Африки, Южноафриканский таможенный союз) и один — на Ближнем Востоке (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива). Еще четыре-пять африканских группировок вынашивают планы о переходе к формированию таможенного союза в будущем. На сегодняшний день участниками соглашений о таможенном союзе являются 29 стран Латинской Америки, почти 50 стран Африки и 6 стран Аравийского полуострова.

Таблица 18.1

Современные региональные объединения развивающихся стран, нотифицированные в ГАТТ/ВТО в качестве таможенных союзов.

Наименование

Дата

нотификации

Число

стран-участниц

Центральноамериканский общий рынок.

24 февраля 1961 г.

Карибское сообщество и общий рынок.

14 октября 1974 г.

Андское сообщество наций.

1 октября 1990 г.

Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР).

17 февраля 1991 г.

Окончание табл. 18.1

Наименование

Дата

нотификации

Число

стран-участниц

Общий рынок Восточной и Южной Африки.

4 мая 1995 г.

Евразийское экономическое сообщество.

21 апреля 1999 г.

Экономическое и валютное сообщество Центральной Африки.

21 июля 1999 г.

Западноафриканский экономический и валютный союз.

27 октября 1999 г.

Восточноафриканское сообщество.

9 октября 2000 г.

Экономическое сообщество западноафриканских государств.

6 июля 2005 г.

Южноафриканский таможенный союз.

25 июня 2007 г.

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

19 ноября 2007 г.

Евразийский экономический союз.

1 января 2015 г.

Тихоокеанский альянс.

1 мая 2016 г.

Источник: WTO Regional Trade Agreements Database. URL: http://rtais.wto.org.

Таможенные союзы отсутствуют в Восточной и Юго-Восточной Азии, что в основном связано с опасениями азиатских стран попасть в экономическую зависимость от мощных региональных держав — Индии и Китая, крупные компании которых стремятся к экспансии на другие развивающиеся рынки. Кроме того, социально-экономические системы государств этого региона характеризуются большими различиями, что является препятствием для проведения общей торговой политики в отношении партнеров из третьих стран.

Небольшое число функционирующих таможенных союзов по сравнению с зонами свободной торговли во многом обусловлено тем фактом, что страна может стать одновременно участницей нескольких соглашений о свободной торговле, но только одного таможенного союза.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой