Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принципы, методы и инструменты финансового менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Депозитный сертификат — письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право владельца на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов. Также содержит набор обязательных реквизитов. Сертификат может быть передан одним владельцем другому, цена его на момент передачи зависит от емкости вторичного рынка, срока погашения… Читать ещё >

Принципы, методы и инструменты финансового менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Финансовый менеджмент действует на основе ряда принципов.

  • 1. Управление финансами взаимосвязано со всей системой управления туристским предприятием. Производственный менеджмент, инновационный менеджмент, менеджмент управления персоналом прямо или косвенно оказывают влияние на финансовый результат деятельности туристского предприятия, на движение денежных потоков, следовательно, на формирование и использование финансовых ресурсов. Именно поэтому финансовый менеджмент ограничен общей системой управления и не должен противоречить управленческим решениям, принимаемым в комплексе по всему хозяйствующему субъекту.
  • 2. При управлении финансами все управленческие решения взаимосвязаны между собой. Все виды деятельности туристского предприятия — операционная, инвестиционная, финансовая — взаимосвязаны и взаимозависимы. Принятие управленческого решения в одной сфере деятельности не должно быть ущербным для другой.
  • 3. Управленческие решения в сфере финансового менеджмента динамичны. Изменения во внешней и внутренней среде деятельности туристского предприятия происходят очень быстро. Это связано с колебаниями спроса и предложения на рынке, меняющейся ресурсной базой хозяйствующего субъекта и многими другими факторами. Финансовый менеджмент должен быстро реагировать на происходящие изменения, чтобы получить максимальные финансовые результаты.
  • 4. Наличие разнообразных вариантов управленческих решений. При принятии конкретного решения в сфере финансов должно быть несколько альтернативных вариантов действия. Это необходимо, чтобы у туристского предприятия был выбор, как лучше поступить, и чтобы при необходимости можно было от одного варианта перейти к другому.
  • 5. Управление финансами ориентировано на стратегические цели развития туристского предприятия. Если управленческие решения по организации финансовых отношений противоречат миссии предприятия, то они должны быть отклонены.

Финансовый менеджмент, организованный с учетом вышеизложенных принципов, позволяет сформировать необходимое количество финансовых ресурсов для того, чтобы начать эффективную производственно-хозяйственную деятельность, обеспечить постоянный рост собственных средств, повысить конкурентные позиции туристского предприятия на рынке и обеспечить его стабильное экономическое развитие в будущем.

В современных условиях главная особенность финансовой политики фирм состоит в комплексном использовании финансовых инструментов, причем в зависимости от конкретных условий преобладающее значение в отдельные периоды может придаваться тому или иному инструменту.

Выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта); кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).

Также согласно международным стандартам бухгалтерского учета финансовые инструменты подразделяются на первичные и вторичные (производные). К первичным финансовым инструментам относятся кредиты и займы, акции и облигации, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям.

Акция — долевая эмиссионная ценная бумага, которая закрепляет за держателем (акционером) определенный набор прав:

  • — право на участие в прибыли предприятия (в виде дивиденда);
  • — право на участие в управлении (в виде голоса на общем собрании);
  • — право на долю имущества, которое остается после ликвидации предприятия.

Облигация — долговая эмиссионная ценная бумага, закрепляющая за ее держателем право на гарантированный доход, размер и порядок выплаты которого эмитент определяет при выпуске, а также на гашение номинала по истечении срока займа.

При банкротстве предприятия облигация обладает старшинством по отношению к акциям. Облигация, в отличие от акции, имеет конкретный срок погашения.

Выпускать облигации имеет право акционерное общество, удовлетворяющее следующим условиям:

  • — полностью оплачен уставный капитал (УК);
  • — величина чистых активов превышает величину уставного капитала;
  • — АО существует не менее 2 лет (имеются два годовых бухгалтерских баланса);
  • — общая стоимость облигационного займа не превышает величины УК.

Вексель — долговая неэмиссионная ценная бумага дает держателю право требовать от плательщика уплаты денежной суммы, указанной в векселе, в установленный срок и в установленном месте. Виды векселей:

  • — товарный вексель, в основе которого лежит реальная товарная сделка с отсрочкой оплаты;
  • — финансовый вексель, в основе которого лежит движение денег или выданная сумма. В данном случае вексель является дополнительной гарантией оплаты.

Чек — денежный документ установленной формы, содержащий приказ владельца счета, выписавшего чек, о выплате владельцу чека обозначенной в нем суммы денег. Чек подлежит оплате в течение 10 дней, если он выписан на территории России, 20 дней — СНГ, 70 дней — любого другого государства.

Депозитный сертификат — письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право владельца на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов. Также содержит набор обязательных реквизитов. Сертификат может быть передан одним владельцем другому, цена его на момент передачи зависит от емкости вторичного рынка, срока погашения сертификата и текущей процентной ставки по финансовым инструментам того же класса.

Сберегательный сертификат имеет тот же механизм действия, что и депозитный сертификат, но предназначен для физических лиц. Может выдаваться на определенный срок или до востребования. В случае досрочного возврата средств по срочному сертификату по инициативе его владельца выплачивается пониженная процентная ставка, величина которой оговаривается в договоре.

Вторичные или производные финансовые инструменты (деривативы) — это финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, свопы, хеджирование.

Хеджирование — способ компенсации возможных потерь от наступления определенных финансовых рисков; страхование цены товара (продукции, услуги) от риска, нежелательного для продавца падения либо невыгодного покупателю увеличения посредством создания встречных валютных, коммерческих кредитных и иных требований и обязательств.

Форвардный контракт по сути — соглашение о купле-продаже товара или финансового инструмента с обязательством поставки и расчета в будущем (в соответствии с контрактом продавец обязан поставить в определенное место и срок определенное количество товара или финансовых инструментов, а после доставки товара покупатель обязан заплатить заранее оговоренную (в момент заключения контракта цену).

Фьючерсный контракт (фьючерс) — разновидность ценных бумаг, нацеленная на получение выигрыша от изменения цен (по содержанию он привязан к конкретному месяцу исполнения и свободно обращается на фондовом рынке).

Своп — договор между двумя субъектами по поводу обмена обязательствами или активами с целью улучшения их структуры, снижения рисков и издержек; причина создания данной ценной бумаги — упрощение механизма расчета между сторонами хозяйственной операции (в процессе операции стороны перечисляют друг другу лишь разницу процентных ставок от оговоренной (основной) суммы).

Опцион — одна из разновидностей фьючерсов, однако в отличие от фьючерсных и форвардных контрактов опционы не предусматривают обязательности продажи или покупки базисного актива, которая при неблагоприятных условиях (ошибочных прогнозах, изменении общей конъюнктуры и др.) может привести к прямым или косвенным потерям одной из сторон (это прежде всего контракт, заключенный между двумя сторонами, одна из которых выписывает и продает опцион, а вторая приобретает его и получает тем самым право в течение оговоренного в условиях опциона срока исполнить контракт, отказаться от его исполнения, продать его другому лицу до истечения срока его действия).

Существуют два типа опциона:

  • — пут-опцион (put) — дает право держателю продать или отказаться от продажи актива, например, валюты;
  • — колл-опцион (call) — дает право держателю купить или отказаться от покупки актива, например, валюты.

Операции РЕПО — договор о заимствовании ценных бумаг под определенную гарантию денежных средств или средств под ценные бумаги (иногда его называют договором об обратном выкупе ценных бумаг).

Каждый производный финансовый инструмент в своем роде уникален. Их использование призвано способствовать достижению определенных целей, ради которых они были придуманы. Производные финансовые инструменты обычно широко используются в крупных корпорациях.

Приемы и методы, находящиеся в арсенале финансового менеджера, с определенной долей условности можно разделить на три большие группы: общеэкономические, прогнозно-аналитические и специальные. К первой группе относятся кредитование, ссудо-заемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, система амортизационных отчислений, система налогообложения и др. Общая логика подобных методов, их основные параметры, возможность или обязательность исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления экономикой, а вариабельность в их применении достаточно ограниченна. Во вторую группу входят финансовое планирование, налоговое планирование, методы прогнозирования, факторный анализ, моделирование и др. Большинство из этих методов импровизационные по своей природе. Промежуточное положение между этими двумя группами по степени централизованной регулируемости и обязательности применения занимают специальные методы управления финансами, многие из которых еще только начинают получать распространение в России; это дивидендная политика, финансовая аренда, факторинговые операции, франчайзинг, фьючерсы и т. п. В основе многих из этих методов лежат производные финансовые инструменты.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой