Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ценностная ориентация на ответственность как детерминанта поведения и деятельности субъекта и объекта управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рис. 63. Структура ценностных ориентаций руководителей среднего уровня Как и у специалистов, у руководителей среднего уровня структура ценностных ориентаций описывает направления их возможного личностного и профессионального развития. В то же время в отличие от структуры ценностных ориентаций специалистов структура ценностных ориентаций руководителей среднего уровня показывает, что они… Читать ещё >

Ценностная ориентация на ответственность как детерминанта поведения и деятельности субъекта и объекта управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из базовых личностных характеристик участников процесса управления, определяющих качество их деятельности, является ответственность.

Понятие «ответственность» выражает особенности отношения человека к миру, самому себе, собственным поступкам и их последствиям; обеспечивает процессы целеполагания и принятия решений на основе осознания ценности результатов определенных действий, необходимости отвечать за их последствия, готовности и способности признавать себя причиной своих поступков[1].

Как интегральная личностная характеристика ответственность обеспечивает:

  • а) соответствие поведения человека социально-нормативным требованиям и обязанностям;
  • б) оптимальное согласование этих требований, а также собственных желаний и возможностей;
  • в) возможность и способность действовать самостоятельно и инициативно, без внешнего контроля, сохраняя собственную ценность и целостность.

При этом основанием ответственности является чувство долга.

Как форма проявления субъектности ответственность позволяет человеку:

  • 1) вырабатывать оптимальный способ разрешения разноуровневых трудностей и противоречий;
  • 2) самостоятельно разрабатывать свою жизненную стратегию;
  • 3) выстраивать индивидуальную траекторию жизненного пути.

В рамках процесса управления ответственность:

  • 1) позволяет ставить и эффективно решать профессиональные задачи и проблемы разного уровня сложности в типовых и нестандартных ситуациях;
  • 2) определяет эффективность профессиональной деятельности и опосредует личностно-профессиональное развитие участников процесса управления;
  • 3) проявляется в способах организации и самоорганизации профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития.

Как личностное качество ответственность проявляется:

  • • на когнитивном уровне — как осознание способности выступать причиной своей активности и управление этой способностью;
  • • на эмоциональном уровне — как ценностное отношение, определяющее область «значимого» в сфере субъектной активности и выступающее как непосредственная представленность в сознании личностного смысла деятельности и ее результатов;
  • • на поведенческом уровне — как способность принимать обоснованные решения, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации, готовность отвечать за их результаты и последствия.

Как личностная характеристика, обеспечивающая субъектный контроль в любых сферах жизнедеятельности человека, ответственность имеет закономерные ценностные основания. В качестве таких оснований выступает уровень ценности ответственности, который выражается через значимость ценностной ориентации на ответственность.

Наше совместное с Н. В. Гришаевой исследование показало, что уровень значимости ценностной ориентации на ответственность у участников процесса управления определяет уровень их поведенческой и эмоциональной ответственности, выраженности самоуверенности и потребности в социальном одобрении[2] (табл. 6.4).

Таблица 6.4

Взаимосвязь уровня значимости ценностной ориентации на ответственность и личностных характеристик участников процесса управления

Характеристики участников процесса управления.

с высоким уровнем значимости ценностной ориентации на ответственность.

с низким уровнем значимости ценностной ориентации на ответственность.

Охотное, добровольное и осмысленное принятие новых обязанностей.

Нежелание брать на себя новые обязанности.

Беспокойство за качественное и своевременное выполнение деятельности.

Страх перед возможными трудностями при выполнении деятельности и нежелание их преодолевать.

Самостоятельное преодоление трудностей в процессе деятельности.

Отсутствие переживаний по поводу нарушения сроков и некачественного в ы п о л не и и я деяте л ьиости.

Исключение внешнего контроля при планировании и осуществлении деятельности.

Невыполнение обещаний Стремление избегать ответственности.

Качественное и своевременное выполнение деятельности.

Частое нарушение сроков деятельности, низкое качество се результатов.

Представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать.

Неудовлетворенность собой и своими возможностям.

Стремление заслужить одобрение своих поступков от значимых окружающих людей.

Сомнения в способности вызывать уважение окружающих.

Структура ценностных ориентаций, которая фиксирует картину жизненного мира профессионала, и место в этой структуре ценностной ориентации на ответственность различаются в зависимости от должностного статуса участников процесса управления.

Так, структура ценностных ориентаций специалистов достаточно противоречива (рис. 6.2). Это выражается, в частности, в том, что ценностная ориентация на работу входит сразу в три фактора, а ценностные ориентации на материальное благосостояние, самосовершенствование, творчество, совесть и власть — в два фактора. Подобная структура ценностных ориентаций, с одной стороны, отражает неудовлетворенность специалистов своим должностным статусом и теми возможностями, которые он дает, а с другой — описывает направления возможного личностно-профессионального развития.

ФАКТОРЫ.

Я я.

я я.

CZ

н я.

V —< а о.

  • 4>
  • 2

я н.

•о о.

Я.

частной жизни.

неоправдавшихся надежд.

нравственного долга.

возможностей.

себя самого творчество семью здоровье совесть работу себя в идеале друзей.

материальное благосостояние неудачу власть.

самосовершенствование.

ответственность

чувство долга совесть работу.

самореализацию свободу материальное благосостояние самосовершенствование успех карьеру творчество власть работу стабильность.

Рис. 6.2. Структура ценностных ориентаций специалистов

В то же время ценностная ориентация на ответственность в группе специалистов оказалась положительно взаимосвязана с поведенческим компонентом ответственности, мотивацией социального одобрения и командной ролью «контролер» и отрицательно — с командной ролью «координатор» (см. гл. 7). Можно сделать вывод, что ценностная ориентация на ответственность побуждает специалистов качественно и продуктивно работать, самостоятельно преодолевая трудности, вовремя выполняя обещанное, а также стремиться к одобрению окружающих. При этом в представлении специалистов высокая ответственность связана с исполнением контролирующих функций, а вот руководящая функция такой ответственности не предполагает.

Ценностные ориентации руководителей среднего уровня по структуре отличаются от ценностных ориентаций специалистов (рис. 6.3).

а

X

>г<

  • ?—

и™.

ГЗ н.

х

0J.

К о.

о.

V

=.

н.

CJ.

с.

X

X

<�и.

а

профессионального саморазвития.

служебных перспектив.

личностного саморазвития.

должностных обязанностей.

личностных обязанностей.

самореализацию самосовершенствование успех творчество совесть работу стабильность друзей.

материальное благосостояние карьеру власть.

самореализацию свободу себя самого семью себя в идеале друзей.

ответ

ственность

творчество неудачу чувство долга.

ответ

ственность

семью здоровье совесть.

Рис. 63. Структура ценностных ориентаций руководителей среднего уровня Как и у специалистов, у руководителей среднего уровня структура ценностных ориентаций описывает направления их возможного личностного и профессионального развития. В то же время в отличие от структуры ценностных ориентаций специалистов структура ценностных ориентаций руководителей среднего уровня показывает, что они в достаточной мере удовлетворены своим должностным статусом и теми возможностями, которые он дает, и видят перспективы для дальнейшего должностного продвижения и личностного развития. Ценностная ориентация на ответственность у руководителей среднего уровня оказалась взаимосвязана с самоуверенностью и командной ролью «координатор».

В целом можно заключить, что высокая значимость ценностной ориентации на ответственность у руководителей среднего уровня приводит к формированию у них представления о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать и который способен эффективно принимать управленческие решения.

В структуре ценностных ориентаций руководителей высшего уровня, как и у руководителей среднего уровня, было выделено пять факторов (рис. 6.4). Ценностная ориентация на ответственность у руководителей высшего уровня оказалась взаимосвязана с эмоциональным компонентом ответственности и саморуководством.

В целом можно говорить, что ценностная ориентация на ответственность у руководителей высшего уровня определяет их способность добровольно принимать новые обязанности, охотно давать обещания, положительно относиться к их выполнению и переживать ситуацию невыполнения; беспокоиться за качественное и своевременное выполнение ответственной деятельности. Кроме того, высокая значимость ценностной ориентации на ответственность сопряжена у руководителей высшего уровня с иониманием того, что их судьба находится в их собственных руках, и чувством обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей.

ФАКТОРЫ.

реальной карьеры.

частной жизни.

идеальной карьеры.

личностного само.

долга.

а

X

X

X

я

я н.

X

о.

S.

а о.

о

  • 3
  • ?

н.

о

о

X

X

о

я

материальное благосостояние успех.

ответ

ственность

карьеру творчество семью власть работу.

неудачу (с отрицательным знаком) здоровье себя в идеале друзей.

самореализацию себя самого материальное благосостояние самосовершенствование успех творчество здоровье совесть.

развития самореализацию свободу семью стабильность друзей.

чувство долга.

Рис. 6.4. Структура ценностных ориентаций руководителей высшего уровня

При анализе различий в уровне ответственности и структуре ее социально-психологических факторов в группах специалистов и руководителей среднего уровня было установлено, что у руководителей среднего уровня по сравнению со специалистами выше уровень поведенческой ответственности, что напрямую связано с различиями в функциях специалистов и руководителей. Кроме того, руководители среднего уровня по сравнению со специалистами выше оценивают значимость ценностных ориентаций на успех, совесть, себя в идеале и друзей.

Различий в сформированное™ компонентов ответственности между руководителями среднего и высшего уровней не установлено. Единственным различием между этими группами оказалось различие в выраженности внутренней конфликтности', у руководителей среднего уровня она выше, чем у руководителей высшего звена. Таким образом, руководители среднего уровня испытывают больше сомнений и несогласия с собой, чем руководители высшего уровня. В то же время в целом уровень внутренней конфликтности в обеих группах находится ниже оптимума для этой модальности самоотношения, что может свидетельствовать об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.

При анализе различий в уровне ответственности и структуре ее социально-психологических факторов в группах специалистов и руководителей высшего уровня было установлено, что у руководителей высшего уровня, так же как и у руководителей среднего звена, по сравнению со специалистами выше уровень поведенческой ответственности. В то же время у них меньше, чем у специалистов, выражены внутренняя конфликтность и самообвинение. Это значит, что выполнение управленческих функций с необходимостью требует ответственного поведения, в то время как высокий должностной статус освобождает от каких бы то ни было сомнений в правильности своих действий.

Следует подчеркнуть еще одно различие между специалистами и руководителями высшего уровня. Это различие в значимости ценностной ориентации на творчество: у руководителей высшего уровня она выше, чем у специалистов. Можно предположить, что большая потребность в творчестве у руководителей высшего уровня связана с особенностями управленческой деятельности, которая развертывается как процесс решения новых сложных задач в условиях неопределенности, что, безусловно, требует творческого подхода.

  • [1] Подробнее см.: Гришаева II. В. Социально-психологические факторы развития ответственности кадров управления: дис… канд. психол. наук. М., 2010.
  • [2] См.: Селезнева Е. В., Гришаева II. В. Социально-психологические факторы развитияответственности кадров управления. М.: МААН, 2010.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой