Ценностная ориентация на ответственность как детерминанта поведения и деятельности субъекта и объекта управления
![Реферат: Ценностная ориентация на ответственность как детерминанта поведения и деятельности субъекта и объекта управления](https://gugn.ru/work/6564615/cover.png)
Рис. 63. Структура ценностных ориентаций руководителей среднего уровня Как и у специалистов, у руководителей среднего уровня структура ценностных ориентаций описывает направления их возможного личностного и профессионального развития. В то же время в отличие от структуры ценностных ориентаций специалистов структура ценностных ориентаций руководителей среднего уровня показывает, что они… Читать ещё >
Ценностная ориентация на ответственность как детерминанта поведения и деятельности субъекта и объекта управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одной из базовых личностных характеристик участников процесса управления, определяющих качество их деятельности, является ответственность.
Понятие «ответственность» выражает особенности отношения человека к миру, самому себе, собственным поступкам и их последствиям; обеспечивает процессы целеполагания и принятия решений на основе осознания ценности результатов определенных действий, необходимости отвечать за их последствия, готовности и способности признавать себя причиной своих поступков[1].
Как интегральная личностная характеристика ответственность обеспечивает:
- а) соответствие поведения человека социально-нормативным требованиям и обязанностям;
- б) оптимальное согласование этих требований, а также собственных желаний и возможностей;
- в) возможность и способность действовать самостоятельно и инициативно, без внешнего контроля, сохраняя собственную ценность и целостность.
При этом основанием ответственности является чувство долга.
Как форма проявления субъектности ответственность позволяет человеку:
- 1) вырабатывать оптимальный способ разрешения разноуровневых трудностей и противоречий;
- 2) самостоятельно разрабатывать свою жизненную стратегию;
- 3) выстраивать индивидуальную траекторию жизненного пути.
В рамках процесса управления ответственность:
- 1) позволяет ставить и эффективно решать профессиональные задачи и проблемы разного уровня сложности в типовых и нестандартных ситуациях;
- 2) определяет эффективность профессиональной деятельности и опосредует личностно-профессиональное развитие участников процесса управления;
- 3) проявляется в способах организации и самоорганизации профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития.
Как личностное качество ответственность проявляется:
- • на когнитивном уровне — как осознание способности выступать причиной своей активности и управление этой способностью;
- • на эмоциональном уровне — как ценностное отношение, определяющее область «значимого» в сфере субъектной активности и выступающее как непосредственная представленность в сознании личностного смысла деятельности и ее результатов;
- • на поведенческом уровне — как способность принимать обоснованные решения, проявлять настойчивость и добросовестность в их реализации, готовность отвечать за их результаты и последствия.
Как личностная характеристика, обеспечивающая субъектный контроль в любых сферах жизнедеятельности человека, ответственность имеет закономерные ценностные основания. В качестве таких оснований выступает уровень ценности ответственности, который выражается через значимость ценностной ориентации на ответственность.
Наше совместное с Н. В. Гришаевой исследование показало, что уровень значимости ценностной ориентации на ответственность у участников процесса управления определяет уровень их поведенческой и эмоциональной ответственности, выраженности самоуверенности и потребности в социальном одобрении[2] (табл. 6.4).
Таблица 6.4
Взаимосвязь уровня значимости ценностной ориентации на ответственность и личностных характеристик участников процесса управления
Характеристики участников процесса управления. | |
с высоким уровнем значимости ценностной ориентации на ответственность. | с низким уровнем значимости ценностной ориентации на ответственность. |
Охотное, добровольное и осмысленное принятие новых обязанностей. | Нежелание брать на себя новые обязанности. |
Беспокойство за качественное и своевременное выполнение деятельности. | Страх перед возможными трудностями при выполнении деятельности и нежелание их преодолевать. |
Самостоятельное преодоление трудностей в процессе деятельности. | Отсутствие переживаний по поводу нарушения сроков и некачественного в ы п о л не и и я деяте л ьиости. |
Исключение внешнего контроля при планировании и осуществлении деятельности. | Невыполнение обещаний Стремление избегать ответственности. |
Качественное и своевременное выполнение деятельности. | Частое нарушение сроков деятельности, низкое качество се результатов. |
Представление о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать. | Неудовлетворенность собой и своими возможностям. |
Стремление заслужить одобрение своих поступков от значимых окружающих людей. | Сомнения в способности вызывать уважение окружающих. |
Структура ценностных ориентаций, которая фиксирует картину жизненного мира профессионала, и место в этой структуре ценностной ориентации на ответственность различаются в зависимости от должностного статуса участников процесса управления.
Так, структура ценностных ориентаций специалистов достаточно противоречива (рис. 6.2). Это выражается, в частности, в том, что ценностная ориентация на работу входит сразу в три фактора, а ценностные ориентации на материальное благосостояние, самосовершенствование, творчество, совесть и власть — в два фактора. Подобная структура ценностных ориентаций, с одной стороны, отражает неудовлетворенность специалистов своим должностным статусом и теми возможностями, которые он дает, а с другой — описывает направления возможного личностно-профессионального развития.
ФАКТОРЫ.
Я я. я я. CZ н я. V —< а о.
я н. •о о. Я. | частной жизни. | неоправдавшихся надежд. | нравственного долга. | возможностей. |
себя самого творчество семью здоровье совесть работу себя в идеале друзей. | материальное благосостояние неудачу власть. | самосовершенствование. ответственность чувство долга совесть работу. | самореализацию свободу материальное благосостояние самосовершенствование успех карьеру творчество власть работу стабильность. |
Рис. 6.2. Структура ценностных ориентаций специалистов
В то же время ценностная ориентация на ответственность в группе специалистов оказалась положительно взаимосвязана с поведенческим компонентом ответственности, мотивацией социального одобрения и командной ролью «контролер» и отрицательно — с командной ролью «координатор» (см. гл. 7). Можно сделать вывод, что ценностная ориентация на ответственность побуждает специалистов качественно и продуктивно работать, самостоятельно преодолевая трудности, вовремя выполняя обещанное, а также стремиться к одобрению окружающих. При этом в представлении специалистов высокая ответственность связана с исполнением контролирующих функций, а вот руководящая функция такой ответственности не предполагает.
Ценностные ориентации руководителей среднего уровня по структуре отличаются от ценностных ориентаций специалистов (рис. 6.3).
а X >г<
и™. ГЗ н. х 0J. К о. о. V =. н. CJ. с. X X <�и. а | профессионального саморазвития. | служебных перспектив. | личностного саморазвития. | должностных обязанностей. | личностных обязанностей. |
самореализацию самосовершенствование успех творчество совесть работу стабильность друзей. | материальное благосостояние карьеру власть. | самореализацию свободу себя самого семью себя в идеале друзей. | ответ ственность творчество неудачу чувство долга. | ответ ственность семью здоровье совесть. |
Рис. 63. Структура ценностных ориентаций руководителей среднего уровня Как и у специалистов, у руководителей среднего уровня структура ценностных ориентаций описывает направления их возможного личностного и профессионального развития. В то же время в отличие от структуры ценностных ориентаций специалистов структура ценностных ориентаций руководителей среднего уровня показывает, что они в достаточной мере удовлетворены своим должностным статусом и теми возможностями, которые он дает, и видят перспективы для дальнейшего должностного продвижения и личностного развития. Ценностная ориентация на ответственность у руководителей среднего уровня оказалась взаимосвязана с самоуверенностью и командной ролью «координатор».
В целом можно заключить, что высокая значимость ценностной ориентации на ответственность у руководителей среднего уровня приводит к формированию у них представления о себе как о самостоятельном, волевом, энергичном, надежном человеке, которому есть за что себя уважать и который способен эффективно принимать управленческие решения.
В структуре ценностных ориентаций руководителей высшего уровня, как и у руководителей среднего уровня, было выделено пять факторов (рис. 6.4). Ценностная ориентация на ответственность у руководителей высшего уровня оказалась взаимосвязана с эмоциональным компонентом ответственности и саморуководством.
В целом можно говорить, что ценностная ориентация на ответственность у руководителей высшего уровня определяет их способность добровольно принимать новые обязанности, охотно давать обещания, положительно относиться к их выполнению и переживать ситуацию невыполнения; беспокоиться за качественное и своевременное выполнение ответственной деятельности. Кроме того, высокая значимость ценностной ориентации на ответственность сопряжена у руководителей высшего уровня с иониманием того, что их судьба находится в их собственных руках, и чувством обоснованности и последовательности своих внутренних побуждений и целей.
ФАКТОРЫ.
реальной карьеры. | частной жизни. | идеальной карьеры. | личностного само. | долга. | |
а X X X я я н. X о. S. а о. о
н. о о X X о я | материальное благосостояние успех. ответ ственность карьеру творчество семью власть работу. | неудачу (с отрицательным знаком) здоровье себя в идеале друзей. | самореализацию себя самого материальное благосостояние самосовершенствование успех творчество здоровье совесть. | развития самореализацию свободу семью стабильность друзей. | чувство долга. |
Рис. 6.4. Структура ценностных ориентаций руководителей высшего уровня
При анализе различий в уровне ответственности и структуре ее социально-психологических факторов в группах специалистов и руководителей среднего уровня было установлено, что у руководителей среднего уровня по сравнению со специалистами выше уровень поведенческой ответственности, что напрямую связано с различиями в функциях специалистов и руководителей. Кроме того, руководители среднего уровня по сравнению со специалистами выше оценивают значимость ценностных ориентаций на успех, совесть, себя в идеале и друзей.
Различий в сформированное™ компонентов ответственности между руководителями среднего и высшего уровней не установлено. Единственным различием между этими группами оказалось различие в выраженности внутренней конфликтности', у руководителей среднего уровня она выше, чем у руководителей высшего звена. Таким образом, руководители среднего уровня испытывают больше сомнений и несогласия с собой, чем руководители высшего уровня. В то же время в целом уровень внутренней конфликтности в обеих группах находится ниже оптимума для этой модальности самоотношения, что может свидетельствовать об отрицании проблем, закрытости, самодовольстве.
При анализе различий в уровне ответственности и структуре ее социально-психологических факторов в группах специалистов и руководителей высшего уровня было установлено, что у руководителей высшего уровня, так же как и у руководителей среднего звена, по сравнению со специалистами выше уровень поведенческой ответственности. В то же время у них меньше, чем у специалистов, выражены внутренняя конфликтность и самообвинение. Это значит, что выполнение управленческих функций с необходимостью требует ответственного поведения, в то время как высокий должностной статус освобождает от каких бы то ни было сомнений в правильности своих действий.
Следует подчеркнуть еще одно различие между специалистами и руководителями высшего уровня. Это различие в значимости ценностной ориентации на творчество: у руководителей высшего уровня она выше, чем у специалистов. Можно предположить, что большая потребность в творчестве у руководителей высшего уровня связана с особенностями управленческой деятельности, которая развертывается как процесс решения новых сложных задач в условиях неопределенности, что, безусловно, требует творческого подхода.