Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Индусское право. 
История государства и права зарубежных стран в средние века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Комментарии к дхармашастрам были более приспособлены к потребностям правосудия, чем сами тексты дхармашастр, и в этом одна из заслуг комментаторов, которые стали фактическими разработчиками важных судебно-процессуальных правил и рекомендаций. В Индии к XIII в. сложились две влиятельные школы комментаторского законоведения: «Митакшара» и «Даябхага». Составителями нибандх обычно становились… Читать ещё >

Индусское право. История государства и права зарубежных стран в средние века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Так же, как ислам, индуизм требует от своих последователей, помимо принятия на веру определенных догм, определенного понимания мира. Это понимание предполагает особую общественную структуру и особый образ жизни. Согласно индуизму все люди с момента рождения разделены на социальные иерархические категории (касты, варны), каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей.

Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых «шастры». Согласно индуизму поведение людей определяется тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Соответственно выделяется и три вида шастр: дхарма (учит людей, как вести себя, чтобы быть угодным Богу), артха (учит, как разбогатеть и специальному искусству руководить), кама (учит удовольствиям).

Индуизм признает за дхармой ее стержень — комплекс обязанностей, соблюдение которых обязательно для всех, кто не хочет покрыть себя позором и думает о потустороннем мире.

Дхармы изложены в специальных трактатах — дхармашастрах, от которых неотделимы нибандхазы, являющиеся как бы комментариями дхармашастр. Цель нибандхаз (нибандх) — разъяснить часто неясный смысл дхармашастр, сделать их понятными, разрешить явные противоречия между ними.

Комментарии к дхармашастрам были более приспособлены к потребностям правосудия, чем сами тексты дхармашастр, и в этом одна из заслуг комментаторов, которые стали фактическими разработчиками важных судебно-процессуальных правил и рекомендаций. В Индии к XIII в. сложились две влиятельные школы комментаторского законоведения: «Митакшара» и «Даябхага». Составителями нибандх обычно становились по поручению царя чиновники высокого ранга.

Средневековые комментаторы понимали термин «дхарма» как «долженствование». Дхарма подразумевала соблюдение ритуальной чистоты и юридических норм, морального долга и внешнего этикета, выдвигая требования как к бытовому поведению, так и к правовому. В связи с этим часто в дхармашастрах подробно говорится о том, как надлежит чистить зубы или испражняться, и здесь же о том, как делить наследство или опрашивать свидетелей в суде.

Переписчики шастр Ману или Нарады снабжали их пояснениями, которые затем попадали в текст шастры. Именно так возникали разночтения и противоречия, сохраняющиеся и в самых поздних комментариях. Однако комментаторы-переписчики не стремились устранять противоречия, а предпочитали примирять их путем искусной интерпретации. Основное внимание комментаторов было обращено на регулирование брачно-семейных отношений, наследования и личного социального статуса.

Наиболее широкое распространение получили комментарии к отдельным дхармашастрам — Ману, Нараде и др. Комментарии к ним стали играть роль основного источника права. Самыми знаменитыми комментариями в средние века стали следующие: Митакшара — комментарий на дхармашастру мудреца Яджнавалкьи, составленый по поручению царя аскетом Виджнанешварой в конце XI — начале XII в.; несколько комментариев к законам Ману и комментарий к самой практичной и упорядоченной с точки зрения законоведения и судопроизводства дхармашастре Нарада.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой