Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Нормативные гарантии. 
Теория государства и права

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Права и свободы нормативно обеспечены при условии, если в стране развита система юридического регулирования, поддерживающая принципы личной свободы. Эта система сама по себе является нормативной гарантией, если она непротиворечива, согласована, доступна. К нормативным гарантиям также следует отнести установленные законом или фактически сложившиеся правила, ограждающие человека от нарушений… Читать ещё >

Нормативные гарантии. Теория государства и права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Права и свободы нормативно обеспечены при условии, если в стране развита система юридического регулирования, поддерживающая принципы личной свободы. Эта система сама по себе является нормативной гарантией, если она непротиворечива, согласована, доступна. К нормативным гарантиям также следует отнести установленные законом или фактически сложившиеся правила, ограждающие человека от нарушений. В качестве нормативных гарантий выступают: непосредственное действие конституции как основного закона; записанные в основном законе права и свободы; презумпция невиновности; правило Habeas corpus; правило Миранды и др. Рассмотрим некоторые из них.

1. Непосредственное действие конституции. Этот принцип наиболее важен при рассмотрении конституции любой страны, что обусловлено желанием законодателя создать единый закон, действующий на всей, подчас очень большой территории, сформулировать один общегосударственный образец права, с тем чтобы заставить другие отрасли системы права жить и работать по этому образцу. К сожалению, не во всех конституциях приоритет основного закона указан ясной формулировкой, во многих текстах об этом говорится в косвенной форме.

В Конституции Германии четко сформулирован принцип непосредственного действия основного закона. Правда, этот принцип дан только в отношении прав и свобод человека, однако любые действия государства так или иначе затрагивают права гражданина, а часто также и иностранцев, находящихся на его территории. Согласно п. 3 ст. 1 Конституции «…основные права обязательны… как непосредственно действующее право».

  • 2. Презумпция невиновности. Презумпция невиновности представляет собой правовой принцип, согласно которому лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Этот принцип действует во всех отраслях права. Его смысл состоит в требовании полной и несомненной доказанности обвинения с помощью точно установленных фактов. Всякое сомнение трактуется в пользу обвиняемого. Из презумпции невиновности вытекает правило, согласно которому бремя доказывания лежит на обвинителе.
  • 3. Правило Habeas corpus. Это правило означает, что любое задержанное лицо вправе потребовать, чтобы суд решил вопрос о законности его задержания. При отсутствии доказательств, подтверждающих обоснованность задержания, должностные лица обязаны немедленно освободить задержанного по приказу суда.

Это правило впервые было сформулировано 26 мая 1679 г. в британском «Акте о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями».

4. Правило Миранды. Этот принцип означает, что лицо после своего задержания вправе воздерживаться от самообвинения, а суд не может использовать его показания, полученные во время его пребывания под стражей без соблюдения должной процедуры.

Впервые это правило было сформулировано Верховным судом США по делу «Миранда против Аризоны». Человек по фамилии Миранда, совершивший похищение с изнасилованием, а затем написавший уже после своего задержания признание, показал на суде, что полицейские при аресте не предупредили его о том, что он имеет право хранить молчание, и о том, что он не обязан свидетельствовать против себя, о том, что он вправе воспользоваться услугами адвоката. Вердикт суда был ошеломляющим: Миранда был оправдан. После этого полицейские чины при аресте или задержании всегда проговаривают эти права арестованному.

Институциональные гарантии представляют собой систему правозащитных, юрисдикционных учреждений (институтов).

Традиционным и наиболее значимым правозащитным институтом является правосудие. Ценность суда, по выражению американского правоведа У. Дугласа, состоит в том, чтобы не дать государству «сесть народу на шею». Конечно, в правосудии нельзя видеть средство от нарушений свободы личности. Суд часто бывает неповоротливым, малоэффективным институтом. Вместе с тем судебная процедура позволяет лично участвовать в защите своих прав. Перед судом человек и государство общаются друг с другом на равных, и никакой другой институт не способен дать человеку такую возможность. Каковы бы ни были политические склонности судьи, ему известно, что люди ожидают от суда справедливости и правосудия, а не политических программ. Судьи вынуждены хотя бы частично оправдывать эти ожидания. Каким бы уязвимым ни был механизм правосудия, лучшего института защиты прав человечество еще не изобрело.

Судебная система основана на ряде универсальных принципов: независимости судей, их несменяемости, запрещения создания чрезвычайных судов, гарантированности обращения в суд каждого, гласности и т. д. Независимость судей означает, что суд, как правозащитная организация, независим в своих действиях (решениях) от какого-либо государственного органа, не говоря уже об органе партийном. Этот принцип также означает, что судья не может быть уволен или смещен со своего поста иначе как по приговору суда, в случае нарушения им законодательства. Разумеется, здесь предполагается и экономическая независимость судей. Даже освобожденные от должности судьи сохраняют за собой полное содержание.

Другой принцип — запрет на создание чрезвычайных судов — не означает, что не могут быть созданы военно-полевые суды, однако для создания подобных судов требуется определенное количество условий. Не менее важным является принцип, обеспечивающий возможность каждого обратиться в суд за юридической помощью.

Наряду с судебными существуют и квазисудебные органы, являющиеся органами административной юстиции, осуществляющими контроль за актами и действиями чиновников и разрешающими административные споры. К таким органам относится, например, Государственный совет во Франции и Испании.

Заметную роль в защите прав человека играет такой институт парламентского контроля, как омбудсман (см. выше).

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Каков механизм взаимодействия государства и личности?
  • 2. Проследите эволюцию понятия «права человека».
  • 3. Какие существуют международные стандарты в области прав человека?
  • 4. В чем различия терминов «права человека» и «права гражданина»?
  • 5. Назовите основания классификации прав человека.
  • 5. Каковы модели взаимодействия человека и гражданина в различных концепциях государства?
  • 6. Как можно классифицировать гарантии прав человека в зависимости от содержания и механизма действия?
  • 7. Проанализируйте механизм гарантий прав человека по Конституции РФ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой