Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Факторы, детерминирующие организованную преступность

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По данным Росстата, в 2016 г. 64,9% российских граждан имели денежные доходы ниже среднедушевого, а 13,5% — ниже прожиточного минимума. Такое состояние доходов населения в значительной мере детерминирует негативные последствия самой бедности (низкий культурный и образовательный уровень, потребностный характер жизнедеятельности, аномию, преемственность бедности, алкоголизацию, маргинализацию… Читать ещё >

Факторы, детерминирующие организованную преступность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существование организованной преступности в России предопределено ее историческим развитием — национально-территориальное размежевание первой трети XX в.; геноцид и репрессии народов, населяющих территорию СССР; система ГУЛАГа[1][2]; немецко-фашистская оккупация во время Второй мировой войны; противоречивая внутренняя политика советского периода; национальные конфликты; вовлеченность в очаги «горячих точек» иностранных государств; стремительный распад СССР и переход от плановой экономики к рыноч;

ной, от тоталитаризма к демократии; несправедливая приватизация государственной собственности; глобальные миграционные процессы вследствие экономического неблагополучия и социальной неустроенности; рост агрессии и социальной напряженности и т. д., — все это при богатейших природных ресурсах, опережающем росте посреднического и банковского капитала, цен на товары и услуги по сравнению с развитием производства создало благоприятную почву для возникновения и процветания преступных организаций.

Существование современной организованной преступности детерминируется целым рядом факторов в социально-экономической, политической, нравственно-духовной и организационно-управленческой сферах.

1. Социально-экономические факторы. На состояние организованной преступности как части всей преступности существенно влияет экономическая ситуация последних лет внутри России, которая складывается под влиянием ухудшения внешнеэкономических условий, прежде всего снижения цен на нефть, действия экономических санкций со стороны Европейского союза и США, сохранения тенденций к снижению инвестиционной активности. Она характеризуется ростом цен на товары и услуги, дальнейшим расслоением общества, устойчивой бедностью значительной части россиян.

По данным Росстата, в 2016 г. 64,9% российских граждан имели денежные доходы ниже среднедушевого, а 13,5% — ниже прожиточного минимума. Такое состояние доходов населения в значительной мере детерминирует негативные последствия самой бедности (низкий культурный и образовательный уровень, потребностный характер жизнедеятельности, аномию, преемственность бедности, алкоголизацию, маргинализацию и др.), имеющей криминогенное значение, поскольку генерирует социальную дисгармонию, рождает протестные настроения, мотивирует значительное число правонарушений и потенциальную готовность встать на преступный путь.

Другим криминогенным фактором выступает безработица. Уровень официальной безработицы по итогам 2016 г. составлял 5,5% от всего экономически активного населения. При этом согласно официальным статистическим данным, четвертую часть безработных России составляет молодежь (лица в возрасте до 25 лет), т. е. наиболее активная категория населения, в том числе в криминальном плане.

Результаты анализа продолжительности поиска работы безработными позволяют говорить о застойном характере безработицы, поскольку каждый третий сельский безработный и каждый четвертый городской искали работу от 12 месяцев и более.

Результаты исследования ВЦИОМ «Рынок труда и проблемы трудоустройства-2016 и прогнозы на будущее» свидетельствуют, что актуальность проблемы безработицы для россиян сохраняется. Если в январе индекс1, демонстрирующий значимость данного вопроса, составлял -40 п., то в декабре он лишь немного снизился до -47 п. В последние месяцы без работы остались близкие четверти респондентов (об этом сообщили 23%). Чаще подобные случаи отмечаются среди 35—44-летних (39%), людей с низким достатком (43%).

Признаком современной мировой глобализации выступает миграция, как легальная, так и нелегальная, которая вовлекает в свой оборот значительные людские массы, существенно изменяя социальное пространство и рынок труда. Зачастую неизбежным следствием этого процесса становится усложнение экономической, общественной жизни и криминальной ситуации не только отдельных регионов, но и целых стран.

И хотя официальные статистические данные свидетельствуют об отрицательном легальном миграционном приросте (-36 462 человек в 2016 г.), Россия подвержена выделенной общемировой тенденции — основной поток незаконной миграции (около 90%) в нашу страну осуществляется из стран СНГ, еще примерно 10% приходится на государства дальнего зарубежья (Юго-Восточная Азия).

Детерминирующее значение миграции на организованную преступность связано не только с тем, что нелегальная миграция выступает одной из сфер ее влияния, но и с формированием различных криминальных национальных сообществ, моноэтнического бизнеса, теневых секторов экономики с привлечением нелегальных мигрантов[3][4].

Действие социально-экономических факторов усиливается в период кризиса. Другая сторона «медали» — из федерального бюджета выделяются средства для поддержания финансовой системы и реальных секторов экономики, создавая предпосылки для криминализации этой сферы государственной деятельности — нецелевого расходования, злоупотреблений и манипуляций средствами и ресурсами. Государственные институты становятся еще более коррумпированными.

Проведенное С. Г. Пешковым исследование показывает, что большинство (73%) сотрудников правоохранительных и надзорных органов, противодействующих проявлениям организованной преступности, считают коррупцию одним из самых серьезных препятствий на этом пути[5].

Ослаблению системы государственного контроля помимо коррупции способствует все большая распространенность трансграничных операций, возникновение новых финансовых инструментов и развитие высоких технологий.

  • 2. Политические факторы находят выражение в нестабильности уголовной политики в борьбе с организованной преступностью и ее составной частью — преступностью в сфере экономики. В рассматриваемой сфере проявляется устойчивая тенденция по сдерживанию силовых структур от «давления» на бизнес, «излишнего рвения» при выявлении и расследовании «беловоротничковых» преступлений, а также не так давно осуществленную либерализацию и гуманизацию уголовного законодательства. Последняя привела к принципиальным трансформациям в уголовно-правовой политике:
    • — произошло очевидное изменение позиции государства в отношении квалификации отдельных экономических преступлений (вплоть до частичной или полной декриминализации, например отмена ст. 173 «Лжепредпринимательство», устанавливавшей ответственность за создание фирм-однодневок, и ст. 188 «Контрабанда» УК РФ и др.), степени тяжести наказания и применения различных видов наказания (исключение из УК РФ института конфискации имущества, с последующим восстановлением, однако не распространяющимся на большинство экономических составов);
    • — в УК РФ достаточно часто вносятся определенные изменения по различным частным случаям, включая экономические составы, не вызванные необходимостью: «криминализируются частные случаи уже признанного преступным отклоняющегося поведения"1;
    • — имеют место достаточно частые изменения, вносимые в диспозиции статей гл. 22 УК РФ. Наряду с этим неоднократно повышаются пороговые размеры ущерба для возбуждения уголовных дел экономической направленности, квалифицируемых по гл. 22 УК РФ и т. д.

Вместе с гуманизацией уголовной ответственности лиц, совершающих преступления экономической направленности, для них устанавливаются и другие привилегии, включая амнистии, отношение к которым в обществе неоднозначно. При этом бизнес-сообщество продолжает выступать с инициативами на уровне Президента РФ о дальнейшем смягчении уголовной ответственности за преступления экономической направленности. В такой ситуации законопослушная экономическая деятельность еще долго не станет нормой[6][7].

Правоохранительные органы в большей степени специализируются на выявлении и документировании совершенных преступлений и мало имеют возможностей, за некоторым исключением, для их предупреждения. Для осуществления предупреждения им необходимо вмешиваться в оперативную деятельность хозяйствующих субъектов, что запрещено. Кроме того, для них приоритетным и поощряемым руководством является раскрытие крупных, групповых, резонансных преступлений. В связи с этим у этих органов нет ни полномочий, ни времени, ни сил для осуществления предупредительной деятельности1, а также отсутствует подлинная заинтересованность в эффективной борьбе с организованной преступностью.

  • 3. Нравственно-духовные факторы организованной преступности находят проявление:
    • — в негативных процессах в сфере идеологии и воспитания;
    • — вовлечении в сферу предпринимательства значительного контингента лиц с корыстной ориентацией, в том числе имеющих опыт и навыки преступной или иной незаконной деятельности в экономике;
    • — снижении духовности общества;
    • — сокращении возможностей к потреблению культурных ценностей, росте апатии к просвещению, самообразованию, нравственному совершенствованию;
    • — усилении конфронтационного принципа разрешения возникающих противоречий и конфликтов между людьми;
    • — утрате в обыденном сознании ценности продуктивного труда как источника благополучия и главного средства самореализации личности;
    • — широком распространении представлений о возможности легко достигнуть благополучия обманным путем, спекулятивными операциями, участием в недобросовестных финансовых кругах, криминальном бизнесе;
    • — культивировании потребительской системы социальных ценностей;
    • — опережении имущественных потребностей по сравнению с созданием экономических условий для их удовлетворения;
    • — нравственной псевдооправданности любых способов распределения имущественных благ;
    • — низком уровне солидарности населения с уголовно-правовыми запретами;
    • — критически низком уровне знаний населением пределов ответственности за преступления в сфере экономической деятельности[8][9];
    • — распространенности криминальных обычаев и традиций.
  • 4. Организационно-управленческие факторы. Действию перечисленных выше факторов организованной преступности способствует существенные недостатки в профилактике преступности, основным субъектом которой выступают органы внутренних дел.

В настоящее время продолжается самое масштабное из затрагивающих когда-либо МВД России его реформирование. Ведется активный поиск путей коренного улучшения правоохранительной деятельности, повышения эффективности ОВД, оптимизации их структуры, модернизации механизма управления в системе МВД России. Для оценки эффективности организационно-штатных преобразований, реализованных в ходе реформирования МВД России, научным центром Академии управлении МВД России в январе 2016 г. проведено исследование мнения экспертов[10]. 70% респондентов оценили данные преобразования неудовлетворительно и 92% уверены, что в результате этих реформ нагрузка на личный состав возросла. Кроме того, эксперты отмечают, что трудности переходного периода ведут к избыточной интенсификации деятельности и повышению нагрузки на личный состав, что не может не сказываться на качестве выполняемых усложняющихся задач противодействия преступности.

Любые серьезные реорганизации правоохранительных органов объективно мешают накапливанию опыта, подготовке кадров профессионалов и в конечном счете противодействию преступности, включая организованную.

Кроме того, к рассматриваемому фактору непосредственное отношение имеет далеко не полное изучение и знание правоохранительными органами уже известного преступного контингента, а также использование преступниками высоких технологий, благодаря которым возрастает возможность совершать преступления на более высоком уровне, оставаясь безнаказанными. К сожалению, техническая оснащенность ОВД в этом аспекте значительно уступает.

Завуалированность преступной деятельности тесно связана с таким фактором существования организованной преступности, как высокая латентность. За пределами фиксации уголовной статистикой в громадных масштабах почти всегда остаются данные, касающиеся преступных деяний, выявление которых требует особой профессиональной квалификации, затрат больших усилий, использования специальных техники и познаний, значительных материальных средств.

  • [1] См.: Гладышева О. В. Особенности мер противодействия коррупции в условияхСеверного Кавказа // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2014. № 3. С. 4—5.
  • [2] Система исправительно-трудовых лагерей, руководство которой осуществлялоГлавное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний (ГУЛАГ) Народногокомиссариата внутренних дел СССР. — Примеч. ред.
  • [3] Индекс безработицы демонстрирует актуальность проблемы безработицы. Показатель рассчитывается как разница положительных и отрицательных ответов на вопрос"Сколько человек среди ваших близких, знакомых потеряли работу в течение последних2—3 месяцев?". Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100до 100. Чем выше значение индекса, тем выше актуальность проблемы для респондентов.
  • [4] См.: Васильев В. И., Бородуля Е. В. Миграционные процессы как фактор воздействия на криминальную ситуацию (на примере Республики Бурятия) // Российскийследователь. 2011. № 14. С. 30—33.
  • [5] См.: Пешков С. Г. Коррупция и ее влияние на эффективность борьбы с организованной преступностью // Российский следователь. 2010. № 21. С. 11—15.
  • [6] Лопашенко Н. А. Размышления о регистрации преступности в России // Союз криминалистов и криминологов. 2013. № 2. С. 131.
  • [7] Колесников В. В. Экономическая криминология: криминологическая безопасность как общественное благо // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2015. № 2(37).С. 18—20.
  • [8] См.: Ларичев В. Д. Причины и условия, способствующие совершению преступленийв сфере экономической деятельности // Общество и право. 2015. № 4(54). С. 152—156.
  • [9] См.: Мадатов Я. Г. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбыс незаконным предпринимательством в сфере строительства. Краснодар, 2003. С. 177—178.
  • [10] Всего опрошено 265 сотрудников ОВД, из которых 34% проходили службу в территориальных органах МВД России на региональном и 66% — на районном уровнях, из них: в подразделениях уголовного розыска — 27%; по охране общественногопорядка — 13%; экономической безопасности и противодействия коррупции — 9%;в органах предварительного следствия — 8%.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой