Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Воспитание детей в семьях разных сословий до революции 1917 года

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Забота о здоровье детей и их нравственности лежала на матери. Женщина-хозяйка занималась бытом, ей помогали дочери. Сам хозяин редко вникал в дела семьи, но требовал, чтобы дом велся на соответствующем уровне. Дом был символом богатства и мерилом общественного положения. Стремление к роскоши было нетипичным. В обязанности отца входило религиозно-нравственное воспитание. Дети не шли вопреки воле… Читать ещё >

Воспитание детей в семьях разных сословий до революции 1917 года (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В России существовало много сословий, социально-воспитательные ценности были неоднородны. Как отмечает Б. Т. Лихачев, наряду с общенациональными, государственными, духовными приоритетами каждый социальный класс формировал и пропагандировал свои представления о ценностях жизни и важнейших достоинствах человека. В основе всех воспитательных процессов лежала православная христианская мораль. В соответствии с классовой принадлежностью осуществлялось воспитание ребенка. Россияне по-разному оценивали качества личности в зависимости от социального положения.

В XVIII — начале XX вв. воспитательными ценностями дворянства были: вера в Бога, подчинение церкви, служение царю, преданность Отечеству, фанатическая привязанность к канонам и правилам дворянской чести и достоинства. Дворянское воспитание готовило детей к жизни в своем обществе. Высокое положение дворян обязывало их быть образцами высоких нравственных качеств. Ребенок должен был быть храбрым, честным, мужественным, образованным, потому что он дворянин. К ребенку применялись «нормативы воспитания», направленные на «шлифовку» его личности соответственно определенному образцу. Детей закаливали, этого требовали предстоящая военная служба, охота, верховая езда. В литературе описаны рискованные воспитательные процедуры, например во время грозы девочку силой сажали на подоконник, в 10—12 лет мальчик должен был ездить верхом наравне со взрослыми. Дети носили облегченную одежду, гуляли в любую погоду, лежали на полу, «чтобы спины были ровные». Детей приучали к правилам гигиены и уходу за телом. Считалось, что можно оскорбить чувство ближних чрезмерно небрежной или излишней щеголеватой одеждой. Надевать слишком много драгоценностей считалось дурным тоном. Чувство собственного достоинства заставляло дворян вести себя скромно.

Обращалось внимание на искусство общения. Пренебрежение, грубость было недопустимо даже по отношению к слугам. Чванство и высокомерие считалось дурным тоном. Важным качеством было воспитание послушания. Считалось, кто не чтит родителей, тот не чтит ни Бога, ни царя и не будет признавать нравственного долга. Открытое неподчинение воли взрослого в дворянском обществе воспринималось как скандал. Использовались наказания розгой, детей оставляли без сладкого, без прогулки, ставили в угол на колени, устраняли от общей игры.

По мнению исследователей, дворянское воспитание представляло собой не педагогическую систему, а образ жизни, поведение, свод традиций. Дети воспитывались в обстановке повышенной требовательности и подчеркнутого доверия. Нравственные нормы и правила хорошего тона усваивались детьми в семье. Семьи были многочисленными. Дяди и тети, кузены и кузины могли активно вмешиваться в процесс воспитания.

Родители не уделяли детям много внимания. Дело воспитания предоставлялось наставникам и наставницам. Дети учились дома, день их с неизменно ранним подъемом был расписан для разнообразных занятий. Нарушение этикета, правил вежливости, почета к старшим не допускалось и строго наказывалось. Дворяне сумели сохранить значительную часть своих семейных традиций вплоть до последних лет существования царской России.

В крестьянской семье были другие воспитательные ценности, чем у дворян. В этой среде ценились житейская мудрость, смекалка, сообразительность, хозяйственность, заботливость, физическая сила, трудолюбие, выносливость, мастеровитость. Основу воспитания составляли вера в Бога, сознание святости и незыблемости руководимого отцом семейного очага, добросовестное отношение к труду, любовь к Родине, земле и природе.

Исследователи отмечали антисанитарное состояние крестьянского жилища и, как следствие, высокую детскую смертность. Дети гибли.

in от недостатка воздуха, в избе жили люди и домашние животные. Кормление детей было бессистемное, нерегулярное. Широко использовались телесные наказания. Дети росли в страхе перед старшими, в повиновении.

В крестьянской среде большое значение придавалось родительской молитве, которой предписывались защитные функции и влияние на благополучное завершение дела. Больше смерти боялись родительских проклятий, проклятых детей в деревне сторонились, связывая их душу с нечистой силой и ожидая от них несчастья.

Исследователи отмечают положительные стороны воспитания в крестьянской семье: близость к природе, способность к состраданию, сердечная отзывчивость, участливость, готовность оказать помощь людям.

В семьях разночинцев, или, как говорили, в «интеллигентских семьях», почитались смелость, верность Отечеству, образованность, эрудиция, свободолюбие. Родители воспитывали детей согласно своему идеалу. В помощь родителям выходили многочисленные книги и пособия, в которых трудно было разобраться. Неподготовленные матери путались в гигиеническом и педагогическом материале. По мнению современников, в русских семьях царил «полнейший хаос мнений»; в одних детей стремились подчинить взрослому, в других проводили идеи свободного воспитания. Семья многое заимствовала из немецкой педагогики. Как отмечал А. М. Филиппов, типичным для такой семьи было то, что мать образованна, но допускает ошибки в воспитании, занимаясь педагогическими экспериментами и методами. Автор отмечает, что взрослые увлекаются гигиеной, укутывают детей, ограничивают их двигательную активность, нарушают режим.

Ошибки взрослых можно представить обобщенно. Первая группа — чрезмерная любовь к детям и, как следствие, их избалованность. Родители проявляют к детям чрезмерную опеку и предосторожность. Вторая группа — популяризация идей гигиены, увлечение модными диетами. Детей не закаливают, излишне нежат, ограничивают их двигательную активность. Детей невкусно и однообразно кормят, в пище изобилует белок, из нее устраняются углеводы и овощи. Третья группа — родители увлекаются чтением книг детям, дети мало играют. Родители утомляют детей ранней и непосильной умственной работой. В результате ребенок бегло читает, знает много «умных» слов, болтает на одном-двух языках, но отличается неуверенностью в себе. Это ребенок-эгоист, привыкший к уходу со стороны родителей, труслив с товарищами, мнителен.

Отмеченные ошибки можно объяснить тем, что матери не могли найти соответствующие рекомендации в литературе, путались в источниках просвещения, иногда прибегали к опыту воспитания старшего поколения.

П2.

В воспитании детей в купеческой семье предпочтения отдавались предприимчивости, смелости, риску, широте и размаху в делах, благотворительности. Основное занятие — торговля. В ней принимали участие жены и старшие сыновья. В сыновьях видели преемников семейного дела. Мальчики с 15—16 лет начинали заниматься торговлей. Образование мальчиков ограничивалось элементарной грамотностью. Считалось, что сын не должен быть умнее отца. В детях видели опору в старости и продолжателей рода.

В купеческом и других сословиях России были и приемные дети — «воспитанники», сироты, незаконнорожденные. По правам они отличались от законных.

Забота о здоровье детей и их нравственности лежала на матери. Женщина-хозяйка занималась бытом, ей помогали дочери. Сам хозяин редко вникал в дела семьи, но требовал, чтобы дом велся на соответствующем уровне. Дом был символом богатства и мерилом общественного положения. Стремление к роскоши было нетипичным. В обязанности отца входило религиозно-нравственное воспитание. Дети не шли вопреки воле родителей, опасаясь попасть в немилость и потерять свою долю наследства. В этих семьях не существовало разводов. В европейской части России купцы подражали дворянам, интеллигенции.

После Октябрьской революции социальная почва, питавшая воспитательные ценности, была разрушена. Как отмечает Б. Т. Лихачев, революция расчистила страну для совершенно новых исторически невиданных общественных отношений во всех областях жизни. Появились прямо противоположные прежним представления о воспитательных ценностях.

Вопросы и задания

  • 1. Назовите воспитательные ценности дворянства.
  • 2. Каковы типичные ошибки родителей в воспитании? Свяжите их с современной теорией семейного воспитания.
  • 3. Подтвердите примерами тот факт, что воспитание осуществляет социальный заказ. Можно привести примеры из кинофильмов, художественной литературы о воспитании в различных сословиях.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой