Правовое регулирование рассмотрения проекта общесоюзного бюджета и утверждения бюджета в СССР
Так, по Конституции 1925 г. (ст. 80) государственные доходы и расходы автономных социалистических советских республик, входящих в состав РСФСР, принимаются советами народных комиссаров и центральными исполнительными комитетами этих республик. Затем они рассматриваются Советом Народных Комиссаров РСФСР, утверждаются ВЦИК в качестве составных частей бюджета РСФСР. После утверждения бюджет РСФСР… Читать ещё >
Правовое регулирование рассмотрения проекта общесоюзного бюджета и утверждения бюджета в СССР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первый советский бюджет на январь — июнь 1918 г. был утвержден Совнаркомом 11 июля 1918 г. Он положил начало системе полугодовых бюджетов, просуществовавшей в течение 1918—1919 гг. В 1920—1921 гг. произошел возврат к годовым бюджетам.
Проект единого госбюджета СССР утверждался единым законодательным актом. Для обеспечения бюджетной самостоятельности союзных республик их бюджеты утверждались ДИК СССР только по сводам доходов и расходов, в то время как общесоюзный бюджет утверждался по параграфам смет доходов и расходов.
С 1931 г. стали утверждаться годовые бюджеты, действующие с 1 января по 31 декабря соответствующего года.
В соответствии с Законом СССР «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик» от 30 октября 1959 г. Совет министров СССР рассматривал проект Государственного бюджета СССР и представлял его в Верховный совет СССР. Государственный бюджет СССР, представленный в Верховный совет СССР, предварительно рассматривался в Бюджетных комиссиях Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР.
Бюджетные комиссии Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Совета СССР:
- а) при рассмотрении Государственного бюджета СССР заслушивали доклады министерств и ведомств СССР по их финансовым планам и сметам, доклады Советов министров союзных республик по доходам и расходам государственных бюджетов союзных республик, доклад ВЦСПС по доходам и расходам бюджета государственного социального страхования, а также рассматривали внесенные министерствами и ведомствами СССР, Советами министров союзных республик и ВЦСПС предложения, касающиеся изменения доходов и расходов Государственного бюджета СССР;
- б) составляли и представляли Верховному Совету СССР заключения по Государственному бюджету СССР.
Верховный Совет СССР рассматривал Государственный бюджет СССР по докладу Совета министров СССР и заключениям Бюджетных комиссий Совета Союза и Совета Национальностей, а также рассматривал предложения депутатов Верховного Совета СССР, внесенные при обсуждении Государственного бюджета СССР.
Согласно ст. 20 Закона СССР «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик» Верховный Совет СССР утверждал:
- а) Государственный бюджет СССР — в общей сумме доходов, с выделением основных доходных источников и в общей сумме расходов с выделением ассигнований:
- — на финансирование народного хозяйства;,
- — социально-культурные мероприятия, в том числе по бюджету государственного социального страхования,
- — оборону страны,
- — содержание органов государственной власти, органов государственного управления, суда и прокуратуры;
- б) союзный бюджет;
- в) размеры отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов в государственные бюджеты союзных республик.
Закон о Государственном бюджете СССР публиковался для всеобщего сведения.
По Конституции 1936 г. Верховный совет союзной республики утверждает народнохозяйственный план и бюджет республик (п. «в» ст. 60 Конституции 1936 г.).
Так, по Конституции 1925 г. (ст. 80) государственные доходы и расходы автономных социалистических советских республик, входящих в состав РСФСР, принимаются советами народных комиссаров и центральными исполнительными комитетами этих республик. Затем они рассматриваются Советом Народных Комиссаров РСФСР, утверждаются ВЦИК в качестве составных частей бюджета РСФСР. После утверждения бюджет РСФСР направляется в законодательные органы СССР для их включения в единый государственный бюджет СССР (ст. 79 Конституции 1925 г.).
Предусматривалась определенная автономия местных бюджетов. В частности, было установлено, что все местные доходы и все местные расходы объединяются в местных бюджетах, которые рассматриваются и утверждаются соответственными съездами советов или, в подлежащих случаях, исполнительными комитетами под общим контролем соответствующих центральных органов РСФСР (ст. 83, 84 Конституции 1925 г.).
Конституция 1925 г. закладывала также основы бюджетного процесса. В частности, ст. 79 Конституции предусматривала, что бюджет РСФСР рассматривается Советом Народных Комиссаров РСФСР и утверждается ВЦИК.
Конституцией 1978 г. предусматривалось, что государственный бюджет РСФСР утверждается Верховным советом РСФСР по докладу Совета министров РСФСР и заключениям Планово-бюджетной и других постоянных комиссий Верховного совета РСФСР.
В соответствии с новой редакцией ет. 161 Конституции РСФСР 1978 г. (изменения 24 мая 1991 г.) Государственный бюджет РСФСР должен был утверждаться Верховным советом РСФСР по представлению Президента РСФСР.