Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Обязательственное право. 
Римское право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определение обязательства, данное в Институциях Юстиниана, остается востребованным и сегодня: «Обязательство — это правовые оковы, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить согласно праву, действующему в данном обществе» (Гай. Институции. 3.13). Обязательства классифицировались по способу изложения на словесные и письменные; по времени наступления правовых последствий… Читать ещё >

Обязательственное право. Римское право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если право собственности закрепляет принадлежность имущества определенному лицу, то обязательство используется для перехода имущества от одного лица к другому.

Обязательство (obligatio) — юридическое отношение с разнообразным содержанием между двумя лицами, особая юридическая форма, благодаря которой люди удовлетворяют различные свои нужды. Это такая юридическая связь, от которой освобождаются исполнением принятого долга.

Предметом обязательства является не вещь, не личность должника, а его деяние. Под обязательством понимается такое отношение между двумя лицами, в силу которого одно лицо — кредитор (creditor) — может требовать совершения определенных действий от другого лица — должника (debitor). Классическое определение обязательства предложено Павлом в Дигестах: «Сущность обязательства состоит не в том, чтобы сделать какой-нибудь предмет или сервитут нашим, но чтобы обязать другого перед нами, с тем чтобы он что-нибудь нам дал, сделал или предоставил» (Дигесты. 44.7.3).

Итак, обязательство, как юридическое отношение, характеризуется следующими признаками:

  • 1) личные отношения между кредитором и должником;
  • 2) его содержанием является действие другого человека;
  • 3) для кредитора (верителя) имеет интерес.

Обязательство обеспечивается личным иском (actio in personam, или condicto), т. е. иском к определенному лицу — третьи лица привлечены быть не могут.

Действие, как предмет обязательства, выражается словами:

  • — dare (дать) — установление вещного права, например, из договора купли-продажи у покупателя возникает право требовать товар;
  • — facere — всякое действие (бездействие) вообще;
  • — praestare (предоставить) — предоставление вознаграждения за причиненный вред или убыток; за случайную гибель вещи; за неосторожность, повлекшую гибель вещи; вознаграждение за упущенный интерес.

Итак, общее условие обязательства (facere), действие, установление вещного права (dare) и ответственность за вред и убытки (praestare). Как правило, интерес кредитора является имущественным, подлежащим четкой денежной оценке. В исключительных случаях неимущественному, нравственному интересу в обязательствах придавалось юридическое значение.

Например, продажа рабыни под условием необращения ее в проститутку. Несоблюдение этого нравственного условия наказывалось неустойкой или гражданским штрафом, который мог наложить судья на контрагента.

Предмет обязательства — это то, что подлежит исполнению, которое достигается действиями должника (dare, facere, praestare).

Минимальное количество участвующих в обязательстве лиц — два субъекта: кредитор и должник; по общему правилу ими могли быть только свободные лица.

Определение обязательства, данное в Институциях Юстиниана, остается востребованным и сегодня: «Обязательство — это правовые оковы, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить согласно праву, действующему в данном обществе» (Гай. Институции. 3.13). Обязательства классифицировались по способу изложения на словесные и письменные; по времени наступления правовых последствий — на реальные и консенсуальные (в Законах XII таблиц было четыре консенсуальных договора: купля-продажа, товарищество, наем, поручение).

Реальные договоры — те правовые последствия, которые наступают после передачи вещи, а консенсуальные — с момента договоренности.

В Институциях Гая сказано, что все обязательства рождаются или из контракта (столкновение воль в законном акте), или из деликта (частного противоправного акта). В определении постклассического права в Институциях Юстиниана источники обязательств разделены уже на четыре вида: «из контракта», «как бы из контракта», «из деликта», «как бы из деликта».

I. Контракт (contractus), в отличие от пакта, который обозначал не только договоры, но и любые соглашения вообще (неформальное соглашение, не облеченное в стипуляцию, называлось пактом (pactum)).

II. Деликт — недозволенное деяние: похищение, повреждение имущества, оскорбление, порождавшее обязанность совершившего деликт загладить причиненный вред.

III. Квази-контракты (как бы договоры) — односторонние действия, в которых предполагаются договоры (например, ведение чужих дел без поручения; случайная общность имущества, получение недолжного).

IV. Квази-деликты (как бы деликты) — действия, причиняющие вред. Очень сходны с деликтами, например, ответственность главы семьи за действия своих подвластных; ответственность судьи, вынесшего (умышленно или по легкомыслию, незнанию) несправедливое решение, и т. п.

Юстиниан также подчеркивал и отмечал различие между цивильными и преторскими обязательствами: первые основывались на нормах цивильного права, вторые — на эдиктах претора: «В целом обязательства можно разделить на два больших класса: ведь одни из них являются цивильными, а другие — преторскими. Преторскими являются те, что устанавливает претор на основе своей юрисдикции; эти обязательства называют также гонорарными».

Из одностороннего обещания обязательства не возникало, из него не было иска. Исключение: обещание в пользу государства или городской общины обязательно для исполнения. Например, обещание построить храм, терму и т. п. Освобождение от этого одностороннего обязательства было возможно только в случае наличия веских обстоятельств (стихийное бедствие, пожар, наводнение).

К иным видам односторонних обязательств относились:

  • — обет (обещание с религиозной целью);
  • — обещание приданого;
  • — обещание вольноотпущенника оказывать услуги патрону.

Виды обязательств. Родовое и видовое. Различаются по предмету.

Предметом первого служит вещь, определяемая родовыми признаками (фалернское вино, коринфская конопля и т. д.). Предметом видового обязательства служит индивидуальная, отдельная вещь (определенного сорта вино в определенной таре; глыба мрамора из определенной каменоломни и определенного размера).

Различие между этими обязательствами проявлялось в следующем: риск за случайную гибель видовой вещи падал на кредитора (должник освобождался от обязательства); в родовых обязательствах гибель вещи не освобождала должника от ответственности («род не погибает»), Более того, в родовых обязательствах право выбора остается за должником (при видовом такого права нет), и он может доставить худшую вещь из имеющихся (например, фалернское вино, но не самого высокого качества). В классическом праве этот недостаток был исправлен — в соответствии с преторским эдиктом товар в этом случае должен был соответствовать общепринятому качеству и стоить не ниже среднерыночной цены.

Разделительное (альтернативное) обязательство — предметом обязательства являются несколько вещей (вино или водка, раб или рабыня), а в исполнение обязательства идет только одна вещь. Например, у римлян существовал ноксальный иск, предъявляемый домовладыке (патерфамилиас) по поводу ущерба, причиненного его подвластным или его рабом. У патерфамилиас был выбор — оплатить ущерб или выдать подвластного в отработку долга. Право выбора принадлежит должнику, но в условиях договора можно было переуступить это право кредитору.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой