Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Принцип мотивации. 
Теория обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целесообразный отбор и применение на уроках средств побуждающего и формирующего воздействия. Эти средства необходимо применять так, чтоб они способствовали, развитию различных компонентов и сторон мотавации в их единстве. Поэтому они должны применяться в комплексе, включающем приемы побуждения и за счет стимулирующего влияния содержания учебного материала, и за счет побуждающей функции методов… Читать ещё >

Принцип мотивации. Теория обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мотивация присутствует во всех видах деятельности. Этот принцип ориентирует учителя не только на то, что необходимо формировать и что для этого нужно делать, но и на то, как добиваться должного результата, как побуждать к активной учебной деятельности.

Отношения учащегося к знаниям, учению, труду, другим ценностям формируются не только в процессе и на основе познания, а формируются вместе (в соответствии) с потребностями и целями человека и общества. Но для того, чтобы принцип мотивации выполнял регулятивную функцию, он должен отражать не только общие законы, но и внутренние закономерности процесса обучения:

  • — источником активности человека являются его потребности;
  • — в деятельности всегда есть ее мотивационное ядро: существует единство деятельности и мотивации;
  • — поведение и деятельность человека побуждается, направляется и регулируется мотивацией;
  • — формирование мотивационной сферы школьника и функционирование мотивационной стороны процесса обучения осуществляется достаточно эффективно, если взаимодействие педагога и учащихся строится в соответствии с мотивационной основой учебной деятельности.

Назовем основные противоречия, на разрешение которых нацеливает принцип мотивации:

  • — между потребностями и другими побуждениями человека и способами их удовлетворения;
  • — между имеющимся уровнем сформированное™ мотивационной сферы и требуемым;
  • — между актуальными и потенциальными состояниями мотивации.

Разрешение названных противоречий возможно при соблюдении определенных требований, правил и условий реализации данного принципа.

Требования принципа мотивации:

  • 1) необходимо формировать гармоничную мотивационную сферу — в школьном возрасте ее основу составляет мотивация учения и труда с ее неотъемлемыми компонентами (мотивация учения, мотивация труда, мотивация достижения, мотивация общения, мотивация конструктивного конфликтного поведения);
  • 2) следующее требование принципа тесно связано с первым, вытекает из него. Целенаправленное формирование мотивации невозможно, если педагог не знает, насколько развито это свойство у каждого учащегося и всего класса в целом. Знание этого позволяет учителю сориентироваться в педагогической ситуации и сделать правильный выбор цели ее развития. Следовательно, необходимо своевременное выявление сформированное™ мотивации учения и труда;
  • 3) целесообразный отбор и применение на уроках средств побуждающего и формирующего воздействия. Эти средства необходимо применять так, чтоб они способствовали, развитию различных компонентов и сторон мотавации в их единстве. Поэтому они должны применяться в комплексе, включающем приемы побуждения и за счет стимулирующего влияния содержания учебного материала, и за счет побуждающей функции методов обучения, и за счет сочетания различных видов деятельноста;
  • 4) необходимо обеспечить динамику развития положительных потребностно-мотавационных состояний учащихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности;
  • 5) необходимо своевременно выявлять результаты применения педагогических средств воздействия на мотивационную сферу учащихся — анализировать свою деятельность и корректировать ее так, чтобы обеспечить гармоничное развитие данной сферы.

Чтобы выполнить эти требования, необходимо выполнять следующие правила:

  • 1. Систематически выяснять, какие потребности, цели, мотивы и другие побуждения преобладают у большинства учащихся. Постоянно, на основе педагогической диагностики, анализировать причины и условия, влияющие на формирование мотивации.
  • 2. Формировать у учащихся интеллектуальную потребность, потребности в познании, труде, познавательном общении, в достижении и связанные с ними мотивации как компоненты целостной мотивационной сферы.
  • 3. При определении целей уроков предусмотреть активизацию состояний заинтересованности, добросовестности, ответственности, инициативности, организованности, самостоятельности и т. п.
  • 4. Соотносить цели развития мотивации с возможностями педагогических средств; применение любого из них должно быть целесообразным, своевременным и психологически оправданным.
  • 5. Осуществлять взаимодействие учителя и учащихся в соответствии со структурой мотивационной основы деятельности.
  • 6. Анализировать свою деятельность, пользуясь специально разработанными методиками.

Чтобы успешно применять принцип мотивации, как и любой другой принцип дидактики, необходимо не только знать его основные положения, но и соблюдать ряд условий его реализации:

  • а) знать и применять диагностические методики для выявления уровня развития мотивации учащихся;
  • б) при выборе целей пользоваться для этого специально разработанной номенклатурой;
  • в) руководствоваться методическими рекомендациями по применению средств побуждающего воздействия и анализа педагогической деятельности;
  • г) иметь представление о мотивационной основе учебной деятельности учащегося;
  • д) учитель должен научиться решать следующие вероятные педагогические задачи:
    • — управлять вниманием учащихся;
    • — разъяснять смысл предстоящей деятельности;
    • — актуализировать необходимые мотивационные состояния;
    • — побуждать учащихся к выдвижению целей деятельности;
    • — обеспечивать успешное выполнение учащимися стоящих перед ними задач;
    • — обеспечивать учащихся оперативной информацией, поддерживающей у них уверенность в своих действиях;
    • — оценивать процесс и результаты педагогической деятельности по развитию мотивационной сферы.

Принцип мотивации заключается в том, чтобы ориентировать педагогов на формирование целостной мотивационной сферы; должным образом структурировать педагогическую деятельность; побуждать учащихся к активной жизнедеятельности, стимулировать у них заинтересованное, добросовестное и ответственное отношение к труду, учению, к знаниям; своевременно выявлять сформированность мотивации учащихся.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой