Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Диагностика финансовой структуры компании

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Центры финансового учета могут служить чем-то переходным от МВЗ к ЦФО. Ими могут быть отдельные цехи (как выпускающие, так и вспомогательные, как технологически обособленные, так и отвечающие за отдельные технологические переделы). В отличие от МВЗ руководитель ЦФУ может нести ответственность не только за регулируемые затраты (т.е. образующиеся прежде всего в самом цехе), но и за все или часть… Читать ещё >

Диагностика финансовой структуры компании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При определении финансовой структуры предприятия или фирмы, как правило, вначале определяются источники доходов, т. е. составляется перечень видов бизнесов, изучается ассортимент реализуемых изделий, работ и услуг, определяются наиболее важные из них, анализируется распределение бизнесов по сегментам рынка сбыта. Бессмысленно, например, включать в перечень видов бизнеса крупного машиностроительного или приборостроительного завода выпуск различных товаров народного потребления, если их общая доля в объеме реализации меньше 5% (типичная ситуация для многих так называемых.

конверсионных предприятий в Российской Федерации). Если 60% объема реализации приходится на поставки для железнодорожного транспорта., 20% - на изделия и работы для нефтеи газодобывающих компаний, а 15% - на сбыт по линии «Росвооружения», то именно эти виды бизнесов в первую очередь нужно выделять в качестве объектов бюджетирования. Кроме того, если рентабельность работы на рынке товаров потребительского назначения существенно ниже, чем в перечисленных выше сегментах рынка, то нужно еще подумать о выделении такого направления в ЦФО или ЦФУ. Хотя по мере развития бюджетирования в компании все виды деятельности могут быть взяты под жесткий контроль того или иного вида.

Далее предстоит сопоставить внутри групп реализуемых продуктов виды изделий и услуг с основными группами их потребителей. Возможно, что продукцию, предназначенную для одного сегмента рынка (например, для МПС России), бессмысленно делить на отдельные виды изделий, в то время как для контрактов по линии «Росвооружения» такое деление может оказаться необходимым. Затем нужно распределить (установить) ответственность между структурными подразделениями за конкретные источники доходов (бизнесы) в компании. По итогам этой операции может быть сделан вывод о целесообразности внедрения ЦФО или ЦФУ.

Чтобы лучше понять, как осуществлять выделение объектов бюджетирования и как может выглядеть финансовая структура организации, рассмотрим несколько примеров.

В качестве ЦФО могут быть выделены (в зависимости от специфики организации) структурные подразделения, чья деятельность является обособленной (в технологическом, производственном и сбытовом отношении). Многопрофильные коммерческие структуры, например, часто представляют собой типичные холдинги и состоят из нескольких юридических лиц — предприятий различного, профиля. В состав такого холдинга входит одна или-несколько торговых компаний, туристическое агентство, строительная фирма, инвестиционная компания и т. п. Здесь в качестве ЦФО будет фигурировать каждое предприятие.

Но могут быть и иные схемы. Одна крупная московская компания, торгующая импортной обувью, представляла собой типичный «головастик»: рядом с фирмой (на нее приходилось до 80% общего оборота), специализировавшейся на оптовой торговле импортной обувью, существовали пять фирм-«карликов» (торгующих шинами, инжиниринговыми услугами, занимающихся туризмом, страхованием и инвестиционной деятельностью), являвшихся самостоятельными юридическими лицами. Первоначально в качестве ЦФО выступали все шесть фирм, несмотря на различные «весовые категории». Вскоре, однако, выяснилось, что нет смысла разрабатывать основные v бюджеты для шести ЦФО. Пять фирм-«карликов» можно объединить в два ЦФО и для них осуществлять бюджетирование.

В качестве ЦФУ в компаниях с классической линейно-функциональной организационной структурой управления могут выделяться как структурные подразделения, «зарабатывающие» деньги (центры прибыли), так и те, которые только тратят деньги (штабные или функциональные службы — центры убытков или затрат). Типичными центрами убытков или затрат являются бухгалтерия, служба охраны, кадровая служба компании и т. п. Однако могут быть и так называемые венчурцентры, временно планово-убыточные подразделения, которые в будущем обещают стать центрами прибыли и ЦФО.

В упоминавшейся выше торговой компании таким венчур-центром могло стать предприятие по производству автомобильных холодильников. Очень проблематичный бизнес в нашей стране.

В любом случае смысл бюджетирования здесь, так же как и в случае с ЦФО, — установить целевые нормативы, лимиты прибыли (доходов) или затрат (убытков), ввести целевые показатели, за достижение которых руководители соответствующих подразделений должны нести ответственность.

В качестве мест возникновения затрат могут фигурировать как отдельные штабные службы (например, бухгалтерия или отдел кадров), так и аппарат управления всей компании. Руководители МВЗ могут контролировать только некоторые виды расходов, образующихся в соответствующих структурных подразделениях (например, для заводоуправления это заработйая плата сотрудников, канцелярские расходы, командировочные и т. п.). Именно для этих видов затрат в процессе составления бюджетов устанавливаются лимиты для последующего контроля за их уровнем. Поэтому при выделении МВЗ ключевой проблемой является определение для них регулируемых затрат.

Центры финансового учета могут служить чем-то переходным от МВЗ к ЦФО. Ими могут быть отдельные цехи (как выпускающие, так и вспомогательные, как технологически обособленные, так и отвечающие за отдельные технологические переделы). В отличие от МВЗ руководитель ЦФУ может нести ответственность не только за регулируемые затраты (т.е. образующиеся прежде всего в самом цехе), но и за все или часть нерегулируемых, образующихся за пределами данного ЦФУ (например, за часть общеорганизационных расходов, за стоимость комплектующих или полуфабрикатов, поступающих с предыдущих технологических переделов). У многих ЦФУ существуют не только расходы, но и доходы. В отличие от ЦФО руководители ЦФУ не отвечают за движение денежных средств и, как отмечалось выше, не распоряжаются ими.

На предприятии или в производственном объединении с дивизиональной организационной структурой управления в качестве ЦФО, т. е. объекта бюджетирования, выделяются «дивизионы», производственные отделения. Несколько сложнее обстоит дело в крупном производственном объединении, имеющем сложные технологические цепочки, например на приборостроительном заводе. Здесь в качестве ЦФО могут быть выделены выпускающие (сборочные) цехи, отгружающие, например, готовую продукцию, а в качестве ЦФУ — вспомогательные (механические, заготовительные) цехи и производства.

На Московском инструментальном заводе к ЦФО могут быть отнесены, например, все цехи, отгружающие продукцию внешним потребителям, а все вспомогательные цехи (ремонтный, литейный и т. д.) могут фигурировать в качестве ЦФУ или МВЗ.

Одним из критериев отнесения того или иного структурного подразделения к ЦФО или ЦФУ считается следующий: может ли структурное подразделение отвечать за финансовые потоки, получает ли оно «живые» деньги, т. е. отгружает ли готовую продукцию или производит только полуфабрикаты, необходимые для последующих технологических циклов или операций. В первом случае речь идет о выделении ЦФО, во втором — ЦФУ. Другим критерием может быть размер структурного подразделения. Здесь речь идет скорее о том, что в качестве ЦФО или ЦФУ может выступать одно или несколько структурных подразделений (один или несколько цехов или отделов).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой