Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Umwelt: к определению понятия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А значит, в-третьих, Umwelt — это лишь определенный срез мира, полученный в результате отбора значимого для каждого биологического вида содержания. Это результат интенциональной активности живого организма в его и телесной, и психической организации. Живые организмы специализируются в возможностях отбора значимого для них в окружающем мире. Так, А. Бертхоз обращает внимание на то, что когнитивная… Читать ещё >

Umwelt: к определению понятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие Umwelt впервые было предложено Я. фон Икскюлем в работе «Окружающий мир и внутренний мир животных» («Umwelt und Innenwelt der Tiere»1). Позднее, в 1937 г. Икскюль издал книгу «Прогулки по жизненному миру животных и людей», в которой попытался изложить свои идеи в доступной широкому читателю форме[1][2]. «Прогулки…» богато снабжены рисунками его коллеги Георга Крисцата. Икскюль и описывает, и наглядно на картинках показывает, что различные живые организмы по-разному видят окружающий их мир или, говоря в более общем плане, по-разному воспринимают окружающий их мир. Одна и та же комната, например, предстает в одном виде для собаки, в другом, непохожем виде — для человека, и совсем иначе — для комнатной мухи. Человек различает наибольшее количество оттенков цветов находящихся в комнате предметов (оранжевый, розовый, желтый, синий, зеленый, сиреневый). Для собаки многие из этих цветов выглядят как одинаковые, и поэтому очертания предметов она видит не столь резко. Муха различает только свет и тьму. Она видит только горящую люстру и отражающийся от люстры свет в столовых приборах, находящихся на столе. Разница в восприятии комнаты связана и с различием в способах поведения в ней живых существ.

Umwelt — это особый мир восприятия и действия, тот мир, который строит себе всякий биологический вид и отдельная особь в нем, к которому адаптирован и который определяет способ его поведения в нем. Umwelt — это определенный срез мира, поскольку каждое живое существо выбирает из всего многоцветья, многозвучья, многовкусья, множества запахов мира, из всего многообразия тактильных ощущений, связанных с возможными контактами с внешними предметами в мире, только те раздражители и сигналы, которые соответствуют возможностям органов чувств этого живого существа и служат его нуждам выживания и успешной деятельности.

Классическим примером стал описанный Икскюлем мир, воспринимаемый полевым клещом, его особенности и способы построения. Для того, чтобы понять, что представляет собой Umwelt клеща и его отличия от Umwelt жука или Umwelt жужжащей пчелы, обитающих на одном и том же изобилующем цветущими растениями лугу, Икскюль предлагает нам мысленно очертить вокруг каждого из этих существ своего рода мыльный пузырь и попытаться проникнуть в него. «Как только мы сами входим в такой мыльный пузырь, окружающая среда, до сих пор простирающаяся только вокруг субъекта, полностью преображается. Многие свойства пестрого луга полностью исчезают, другие перестают быть связанными друг с другом, но создаются новые связи. В каждом мыльном пузыре возникает некий новый мир»1.

Когда самка клеща становится взрослой, она отправляется на охоту за теплокровным животным. Икскюль красочно описывает процесс ее охоты. «Она взбирается с помощью полного комплекта из восьми ее ног на кончик выступающего сучка на излюбленном ею кусте, чтобы с достаточной высоты смочь упасть на пробегающее мимо маленькое млекопитающее или быть стряхнутой с куста и попасть на большее по размеру млекопитающее. Дорогу на свою сторожевую башню лишенное глаз животное находит с помощью общей светочувствительности кожи. О приближении добычи этот слепой и глухой разбойник с большой дороги может судить с помощью своего чувства обоняния. Нежный запах масляной кислоты, выделяемый кожными железами всех млекопитающих, действует на клеща как сигнал, чтобы покинуть свой сторожевой пост и стремительно упасть вниз. Если он при этом падает на что-то теплое, что он обнаруживает благодаря своему тонкому ощущению температуры, что он настиг свою добычу, теплокровное животное, и ему требуется теперь только посредством осязания найти как можно более безволосое место, чтобы с головой вонзиться в кожные ткани своей добычи. Теперь он медленно перекачивает в себя струю теплой крови»[3][4].

То, что служит сигналом для клеща, и выделяется им как значимое из всего многообразия окружающего мира, — это только запах масляной кислоты, исходящий от кожи млекопитающего, теплота, излучаемая телом его жертвы, и механические раздражения, связанные с его пробиранием сквозь волосяной покров к коже млекопитающего. Эти три значимые для клеща сигнала запускают в нем соответствующие рефлексы, как из называет Икскюль, «функциональные круги» восприятия и действия. Все остальное в окружающем его мире, то, что имеет значение для других животных, то, что несет смысл для человека, для клеща не существует.

Три функциональных круга восприятия и действия последовательно активируются в организме клеща, когда он начинает чувствовать приближение своей жертвы. Первый круг восприятия запускает кожная железа млекопитающего, источающая запах масляной кислоты, чрезвычайно привлекательный для клеща и воспринимаемый им благодаря способности обоняния. Процессы, вспыхивающие в органе обоняния клеща, посредством индукции посылают импульсы в его орган действия (второй функциональный круг) и вызывают соответствующую моторную активность, в результате которой ноги клеща высвобождаются и он падает на млекопитающее. И здесь запускается третий функциональный круг. Падение клеща на волосяной покров млекопитающего высвобождает в нем осязательную активность, благодаря которой он продвигается к первому, наиболее доступному свободному от волос теплому и испускающему запах масляной кислоты месту кожного покрова млекопитающего. После этого ему остается только вонзиться в кожу и наполнить себя кровью жертвы, распухнув как пузырь.

Эта избирательность перцептивной и моторной активности клеща определяет его Umwelt. Некоторые говорят в связи с этим, что живые существа демонстрируют психомоторную интенциональность. «Несомненно, — поясняет нам Икскюль, — здесь идет речь о трех сменяющих друг друга рефлексах, которые всякий раз запускаются в действие через объективно определяемые физические или химические воздействия. Правда, тот, кто довольствуется установлением этих воздействий и предполагает, что посредством этого проблема может быть решена, доказывает нам лишь, что он вовсе и не увидел действительную проблему. И проблема здесь вовсе не в химическом раздражении от масляной кислоты, и в такой же малой степени вовсе не в механическом раздражении (от вздыбливающихся волос) и не в раздражении от температуры кожи, а исключительно в том факте, что из сотни воздействий, которые исходят из свойств тела млекопитающего, только три только становятся носителями признаков восприятия для клеща»[5].

Кровь млекопитающего необходима клещу, чтобы воспроизвести себе подобных. Наблюдения, проведенные за клещами Икскюлем в Зоологическом институте Ростока, показали, что клещи могут голодать 18 лет, чтобы затем, дождавшись своего часа, быстро переполнить себя кровью и выполнить свое биологическое предназначение. Не только мир восприятия, по и темпоральный мир клеща, совершенно иной, чем у человека. Клещ обитает в мире совершенно иных временных интервалов.

Находясь в концептуальных рамках мировидения Икскюля, как можно определить Umwelt?

Во-первых, Umwelt нельзя свести ни к организации субъекта действия, ни к организации окружающей среды. Umwelt — это продукт взаимодействия между тем и другим. Субъект и объект, когнитивный агент и среда его активности составляют единство и взаимно определяют друг друга.

Во-вторых, Umwelt — это мир смыслов. В понятии Umwelt подчеркивается субъективность и смысловая определенность мира живого существа. Субъектами восприятия и действия Икскюль называет и животных, не только человека. «Все, что субъект воспринимает, становится его миром восприятия (Merkwelt), а все, что он действует, становится его миром действия (Wirkwelt). Мир восприятия и мир действия составляют вместе единое целое, мир, вокруг животного, или окружающий его мир (Umwelt). Umwelten … столь же многообразны, как и сами животные»1. А смыслы появляются поскольку, поскольку животное воспринимает и действует в окружающем его мире избирательно.

А значит, в-третьих, Umwelt — это лишь определенный срез мира, полученный в результате отбора значимого для каждого биологического вида содержания. Это результат интенциональной активности живого организма в его и телесной, и психической организации. Живые организмы специализируются в возможностях отбора значимого для них в окружающем мире. Так, А. Бертхоз обращает внимание на то, что когнитивная активность в мире невозможна без его упрощения; эта процедура не из простых, но необходима, так как выбор значимого и извлечение смысла есть демонстрация способности выживать в среде и уживаться с другими организмами. «Вид ищет в мире знаки, важные для своего выживания. Вид действует в соответствии со своим Umwelt. Можно обобщить эту идею и применить ее к когнитивным функциям и вообще к принимаемым решениям… Привилегией человека, но лишь в определенной мере, является то, что он может создавать миры и иметь, по меньшей мере, иллюзию, что он может вырваться из своего Umwelt»[3][7]. Выход человека за пределы своего Umwelt происходит благодаря созданию дополнений или даже усилений естественных возможностей человеческой природы, инструментов, артефактов, сначала микроскопа и телескопа и т. п., а теперь и смартфона, персонального компьютера и т. п. Эта умная среда становится новым интерфейсом человека, одновременно связывающим его и отделяющим его от мира, а фактически — преобразованным Umwelt.

В-четвертых, через понятие Umwelt Икскюль хотел подчеркнуть, что активность идет не только от живого существа, но и от самого окружающего мира, который одновременно и создается живым существом, и создает его самого. Смыслы выделяет не только живое существо, но и сама действительность открывается как смысловая живому существу. Американский психолог Дж. Дж. Гибсон (1904—1979), который развивал экологический подход к визуальному восприятию, ввел принцип предоставления (affordances) в свою теорию восприятия. Скажем, кувшин предоставляет нам возможность налить в него воду. А Икскюль задолго до этого говорил о свойствах объектов, несущих смысл (meaning-carrier properties of objects).

В-пятых, Umwelt — это мир живого существа, естественным образом спроектированный по законам дизайна. Согласно Икскюлю, тогда как основная проблема физиологии — проблема причинности, «основной проблемой биологии является проблема дизайна (Planmassigkeit) организмов»1. Загадка устройства живой природы согласно некоторому внутреннему плану (собственный дизайн живой природы) — это икскюлевское выражение аристотелевской проблемы энтелехии и проблемы целеустремленности (Zielstrebigkeit) жизни, как ее формулировал высоко почитаемый им биолог К. фон Бэр. Решая дилемму между чисто причинным, механистическим объяснением жизни и ее функциональным объяснением, исходя из ее специфической собственной законосообразности и дизайна, Икскюль занимает срединную позицию. Выглядящее для нас целесообразным строение организмов объясняется их внутренними закономерностями, а «их функционирование объясняется на основе механических законов, аналогичных функционированию машин; Икскюль называл их «машиналистическими «[8][9]. Икскюль исходил из того, что живые организмы являются коммуникативными структурами. То, как организмы различают друг друга и обмениваются сигналами, зависит от их дизайна, т. е. от структурной организации их тел, и от действия функциональных циклов, посредством которых поддерживается их связь со средой.

«Функциональный цикл», или «круг» (Funktionskreis), — важное понятие, введенное Икскюлем. По сути, в этом понятии он предвосхитил фундаментальное свойство сложных систем в природе, их способность поддерживать внутреннее равновесие, гомеостазис. В кибернетике (Н. Винер) и теоретической биологии и общей теории систем (Л. фон Берталанфи) это свойство отражено в ключевом понятии «отрицательная обратная связь». Для биологических систем гомеостазис есть фактически способ их выживания, поддержания жизненного порядка; для автоматических устройств в технике гомеостазис — способность преодолевать внешние дезорганизующие воздействия и поддерживать динамическое равновесие (самонаведение, саморегуляция, самовосстановление). Функциональный круг, согласно Икскюлю, представляет собой механизм эволюционно сложившегося дизайна (самоконструирования) живых существ.

Самое важное для Икскюля — это то, что функциональные крути восприятия и действия являются для организма механизмом построения его Umwelt. Телесная (морфологическая) организация живого организма определяет возможности его восприятия окружающего мира и действий в нем; его восприятия и действия сугубо избирательны: организм строит под себя свою среду, которая обратно воздействует на него, его формируя. «Никто не является продуктом окружающей среды, но каждое существо является творцом своего окружающего мира», — подчеркивает Икскюль[10]. Эта взаимная активность организма и окружающей его среды называется в биологической экологии процессом их коэволюции, а в современной философии сознания — их динамической ко-эмерджентностью.

Можно проследить определенные нити преемственности между понятием «функциональный круг» Икскюля и понятием «автопоэзис» У. Матураны и Ф. Варелы. Икскюль, конечно, еще не включил в свой научный словарь такие понятия, как «эмерджентные свойства системы», «рекурсивная нисходящая причинность», «динамическая нестабильность», «автопоэзис»[11], но в его описании целостных и динамических свойств Umwelt речь идет именно о них.

В-шестых, Umwelt указывает на сопряженность восприятия и действия живого организма, в терминологии Икскюля Merkwelt und Wirkwelt. Восприятие активно, оно есть действие. А действие невозможно без восприятия, осмысливания, обозначения, обращения к памяти. Действительность — это то, что возникает, созидается, конструируется в действии, в том числе и перцептивном действии.

Обобщая сказанное, подчеркну следующие оригинальные смыслы, которые вложил Икскюль в понятие Umwelt:

  • сопряженность активного восприятия с активным действием: живые существа создают окружающий их мир на свою пользу и свои нужды, прилаживают его под себя, его воспринимая;
  • циклы прямой и обратной связи живого организма и окружающей его среды (функциональные круги);
  • селективность (избирательность) восприятия и действия: только определенный фрагмент (срез) внешнего мира схватывается через органы чувств животного, преобразуется в его нервные импульсы и стимулирует его психомоторную активность; не все, но только немногие раздражители из внешнего мира важны для жизни организма; одна из статей Икскюля носит характерное название «Собака знает только собачьи вещи» (1935), и этот ряд можно продолжить до бесконечности;
  • излечение (порождение) смыслов: Umwelt — это то, что значимо и несет смысл для живого организма в отличие от окружающей среды (environment); для всего живого действительность открывается как смысловая;
  • подвижная, динамическая граница между внешним и внутренним: граница между организмом и его Umwelt трудно уловима. Живое существо втягивает мир в себя, превращает внешнее во внутреннее, а себя распределяет, «распыляет» в окружении. Паутина, произведенная пауком, в известном смысле является частью его самого;
  • интерактивное единство живого существа и его Umwelt: объективный внешний мир и субъективный внутренний мир находятся в отношении взаимной детерминации. По Икскюлю, «всякий Umwelt строит некую замкнутую в себе самой целостность, которая во всех своих частях управляется смыслом»1. Живое существо — отчасти вне себя, в своих действиях и в их продуктах (бобер в построенной им платине, ласточка в слепленном ею гнезде), а значимая часть внешнего мира вовлечена в их действия, встроена в их собственную природу, поставлена им на службу.

Встает вопрос, к чему относится понятие Umwelt: ко всему биологическому виду (кошек, лошадей, голубей, мух и т. д.) или также к отдельной особи соответствующего вида? Специалисты по биосемиотике склонны считать, что можно говорить и об Umwelt вида (кошек, лошадей, голубей, мух и т. д.) и об Umwelt отдельного отдельной кошки, отдельной лошади, отдельного голубя и т. д., который имеет характерные особенности для каждой индивидуальной особи. Umwelt содержит в себе не только видовые характеристики, но и характеристики индивидуальные, специфические для каждой особи (для данного кота, для данной белки, для данного рака-отшельника и т. п.).

Применимо ли понятие Umwelt только к животному или также к человеку? В некоторых трудах Икскюль применял это и к человеческому миру, в частности в «Прогулках…», в статье «Планы человека и планы природы» (1932). Umwelt ученого — это ограниченный мир значимых для него вещей: его мысли, его компьютер и носители информации, его книги, его коллеги и ученики. Umwelt создается ученым и создает его самого. Его книги кричат: «Прочитай нас!», его ученики просят: «Обсуди с нами!». «Вещи нуждаются в нас, чтобы существовать или чтобы почувствовать свое бытие, а без нас они пребывают в ожидании», — подмечает в одной из дневниковых записей А. Жид[12][13]. Разве это не про Umwelt? Мы продолжаем себя в окружающем мире, оформляем и преобразуем его личностно; границы нашего мира меняются по мере того, как меняемся (взрослеем или стареем) мы сами, они не четкие; и созданный и перестраиваемый нами мир обратно воздействует на нас.

  • [1] Uexku. ll J. von. Umwelt und Innenwelt der Tiere. Berlin: Verlag von Julius Springer, 1909.
  • [2] Uexktill J. von. Streifzuge durch die Umwelten von Tieren und Menschen.Bedeutungslehre. Frankfurt am Main: S. Fischer Verlag, 1970.
  • [3] Uexkull J. von. Streifziige durch die Umwelten von Tieren und Menschen. S. 4.
  • [4] Там же. S. 7.
  • [5] Uexktill J. von. Streifzuge durch die Umwelten von Tieren und Menschen. S. 12.
  • [6] Uexkull J. von. Streifziige durch die Umwelten von Tieren und Menschen. S. 4.
  • [7] BertholzA. Simplexite. Paris: Odile Jacob, 2009. P. 27.
  • [8] Кий К. Jakob von XJexkull: An Introduction // Semiotica. 2001. Vol. 134. №. ¼. P. 5.
  • [9] Там же. P. 6.
  • [10] Там же. P. 1.
  • [11] Favareau D. Essential Readings in Biosemiotics: Anthology and Commentary. P. 42.
  • [12] Uexkull J. von. Bedeutungslehre. Leipzig: Verlag von J. A. Barth, 1940. S. 7.
  • [13] GideA. Journal. 1889—1939. Paris: Gallimard, 1951. P. 93.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой