Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Брачно-семейное и наследственное право иудеев

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аналогичное право развестись с мужем на основании, что тот ей не нравится, имела и жена, но только если ей еще не исполнилось 15 лет, хотя это правило появляется только в Талмуде; в более раннюю эпоху жена обладала равным правом на развод со своим мужем. В этом тоже можно видеть влияние Египта. У евреев браки были очень ранними. Физическое уродство, дурная болезнь и брачная неспособность мужа… Читать ещё >

Брачно-семейное и наследственное право иудеев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Иудеи знали моногамный брак, полигамия их царей на самом деле осуждалась левитами. Однако строго юридическое запрещение полигамии было установлено только раввинами Вормского синода в XI в. по Р. X. Безбрачие, равно как кастрация и прочие виды уродств, не позволяющие иметь детей, рассматривались древними евреями как страшный грех — детоубийство (Второзак. 23:1). Довольно интересным свидетельством пережитков полигамии у евреев в области брака являлся институт левирата (Там же. 25:

5−11у.

«Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти и взять ее себе в жены, и жить с нею» (Там же. 25: 5). Целью левирата являлось «восстановление семени брата умершего» (Там же. 25: 7) — продолжение его рода. То, что деверь к этому моменту мог уже состоять в браке, судя по всему, не служило препятствием для заключения брака согласно правилам левирата. В таком случае главной целью левирата будет поддержание в материальном отношении вдовы умершего, поскольку имущество старшего брата наследуется младшим, а вдове ничего не отходит. Кроме того, деверь может сам выдать свою невестку замуж на сторону.

В том случае, когда вдова настаивала на браке с деверем, последний, однако, имел право отказаться — не вступать в брак в течение шести месяцев — такой отказ позднейшие талмудисты назвали «ghaliza», суть которого, правда, уже зафиксирована в Моисеевом законодательстве (Второзак. 25:9). Невестка в присутствии «старейшин города» снимала с ноги деверя обувь, плевала ему в лицо и называла дом его «домом разутого». Старейшины повторяли вслед за невесткой три раза «дом разутого», и следующий по старшинству деверь получал право на вступление в брак с невесткой.

Форма брака у древних евреев регулировалась договором купли-продажи. В эпоху Моисея евреи изобретают символическую форму покупки. Брак считается совершенным при передаче женихом в семью невесты символа брачного выкупа, представлявшего собой вещь, стоимость которой равняется стоимости куска чистого серебра размером с половину ячменного зерна. При передаче выкупа жених обращается к невесте со следующим заклинанием: «Да будешь ты моею при посредстве этой вещи». Затем составляется брачный контракт при свидетелях. В нем определяется «кетуба» — имущественные обязательства жениха, здесь же определяется размер приданого невесты, ее «венец», получаемый ею от мужа (плата за целомудрие). Минимальный размер кетубы должен был составлять 37 */, драхмы серебра для первоначально вступающего в брак и 18 3/4 драхмы серебра для вдовы. Если в брак впервые вступает уже не девственница, то кетуба ей не полагалась. Приданое невесты называлось «недуния». Совокупность кетубы и недунии составляло «tson Barzel melog» — семейное имущество вместе с доходами от него, которое управлялось только мужем, если в брачном контракте не делалось оговорки об обратном. Право распоряжения, однако, осуществлялось супругами совместно. Интересно, но «мелог» — доход с имущества — управлялся мужем без каких-либо ограничений со стороны жены, но распоряжаться он мог этой частью цон барзеля только с согласия супруги. В брачный контракт включалась оговорка и об условиях развода.

Свидетелями при заключении брачного контракта не могли быть родственники до третьей степени родства. По прочтении договора раввин, участие которого в церемонии было обязательным, совершал ритуал бракосочетания. После чего наступала заключительная стадия бракосочетания — перевод невесты в дом жениха.

От такой торжественной формы заключения брака отличается бракосочетание с военнопленной, которое, в общемто, предполагало обыкновенное физическое сожительство мужчины с женщиной с предварительным совершением ряда простых ритуальных действ: острижения ногтей и волос, переодевания и пр. (Второзак. 21: 11−14). Моисеево законодательство разрешало повторный брак после 90 дней обязательного траура.

Необходимым условием возможности вступления в брак был запрет инцеста, евреи его соблюдали свято и — вслед за ними — христианская Церковь. Ветхий Завет устанавливал запрет на брак с лицами, находившимися друг с другом даже в седьмой степени родства. Кроме того, инцестом считались у евреев половые связи даже с некровными родственниками: деверем, золовкой, свекром и т. д. (см.: Левит. 18: 6−18). Однако верхушка иудейского общества эти запрещения не соблюдала вовсе (Иосиф Флавий. Иудейские древности. XVIII. 5. 4). Разумеется, запрещались браки евреев с инородцами. В последующем евреи диаспоры вынуждены были нарушить это постановление.

Власть мужа над женой была патриархальной, но без таких ужасающих правомочий мужа, как это было в Ассирии[1]. Муж при разводе, причиной которого являлась невозможность для жены найти «благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное» (Второзак. 24: У), должен был написать жене «разводное письмо». Этого было вполне достаточно, чтобы развестись. Развод с бывшей военнопленной был еще проще. Ее просто отпускали на все четыре стороны:

«Если же она после не понравится тебе, то отпусти ее, куда она захочет, но не продавай ее за серебро и не обращай ее в рабство, потому что ты смирил ее» (Второзак. 21: 14).

Аналогичное право развестись с мужем на основании, что тот ей не нравится, имела и жена, но только если ей еще не исполнилось 15 лет, хотя это правило появляется только в Талмуде; в более раннюю эпоху жена обладала равным правом на развод со своим мужем. В этом тоже можно видеть влияние Египта. У евреев браки были очень ранними. Физическое уродство, дурная болезнь и брачная неспособность мужа служили основанием для расторжения брака по инициативе жены. Дурное обращение мужа с женой также могло послужить причиной для развода.

При разводе кетуба отходит мужу, недуния — жене. Вина какой-либо из сторон увеличивает долю в разделяемом семейном имуществе противной стороны. Инициатор развода должен был заплатить разводные деньги противной стороне. Развод по своей юридической форме — не сделка между супругами, а одностороннее действие супруга, да еще и при участии суда.

Наследственное право иудеев знает строгое применение принципа первородства: «и дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства» (Второзак. 21: 17). Таким образом, первенец получал '/2 наследственного имущества, а все остальные братья — только */2 имущества, которую должны поделить между собой в равных долях. Дальнейшие постановления о наследственном праве находим в книге Чисел. При отсутствии наследников мужского пола к наследованию допускаются дочери (кн. Чисел. 27: 8). При отсутствии дочерей и прочих прямых нисходящих наследство отходит братьям {кн. Чисел. 27: 9); при их отсутствии — дядьям {кн. Чисел. 27: 10), если же и их нет, то: «отдайте З’дел его близкому его родственнику из поколения его, чтобы он наследовал его» {кн. Чисел. 27: 11). Подарок отца кому-либо из своих сыновей переходил в общую наследственную массу {Иезекииль, 46: 16).

Талмудисты ввели позже в еврейское наследственное право завещание, определив более точно степени родства, очереди наследников, введя институт легатов и фидеикомиссов. Стали допускать к наследованию переживших супругов. Недуния наследовалась только сыновьями женщины, в случае их отсутствия и смерти жены — отцом.

  • [1] Для сравнения просто укажем на начало ч. 4 ст. 24 Ш-й таблицызаконов Среднеассирийского царства (XVI в. до Р. X.). «А если муж, от которого бежала жена, ничего своей жене не отрежет…», ср. со ст. 59таблицы тех же законов.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой