Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Федеральное Собрание. 
Правоведение для студентов транспортных вузов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме этого, в выборах не участвуют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда (в соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции). Лица, находящиеся под стражей до вступления в законную силу приговора суда, имеют право избирать и быть избранными. Лица, находящиеся в следственном изоляторе и изоляторе временного содержания за административные правонарушения… Читать ещё >

Федеральное Собрание. Правоведение для студентов транспортных вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание является двухпалатным органом, наличие палаты, представляющей интересы субъектов на уровне федеральной законодательной власти, является одной из черт федеративного государства.

До 1990 г. в России действовал однопалатный высший орган государственной власти — Верховный Совет РСФСР. В 1990 г. в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы две палаты — Совет Республики и Совет Национальностей. В настоящее время палатой, выражающей интересы субъектов РФ, является Совет Федерации.

Государственная Дума — вторая палата Федерального Собрания призвана представлять интересы населения России в целом. Этим обусловлен различный порядок формирования палат: Государственная Дума избирается всенародно сроком на пять лет, а Совет Федерации формируется из представителей субъектов РФ (по два представителя от каждого субъекта).

Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» устанавливает право избирать депутатов Государственной Думы для граждан Российской Федерации, достигших на день выборов 18 лет. В свою очередь, депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин России, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Кроме возрастного критерия, законодательство устанавливает зависимость приобретения избирательных прав от дееспособности гражданина. Напомним, что категория дееспособности предусматривает возможность гражданина своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и обязанности. Согласно ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном ГПК РФ.

Кроме этого, в выборах не участвуют лица, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда (в соответствии с ч. 3 ст. 32 Конституции). Лица, находящиеся под стражей до вступления в законную силу приговора суда, имеют право избирать и быть избранными. Лица, находящиеся в следственном изоляторе и изоляторе временного содержания за административные правонарушения, а также задержанные или арестованные по подозрению в совершении преступления, также имеют право избирать и быть избранными. Осуществление указанными лицами отдельных избирательных действий (участие в предвыборных мероприятиях, посещение избирательных комиссий и т. д.) является ограниченным в силу нахождения этих лиц под стражей.

Следует отметить, что указанные ограничения носят временный характер, т. е. избирательные права граждан подлежат восстановлению в полном объеме после исполнения наказания в виде лишения свободы по приговору суда либо после признания гражданина дееспособным по решению суда.

Вопросы, отнесенные к ведению Государственной Думы, закреплены в ст. 103 Конституции. Вместе с тем важнейшее полномочие Государственной Думы как высшего органа законодательной власти выражается в принятии федеральных законов.

Статья 10 Конституции закрепляет принцип разделения властей. Выше уже отмечалось, что разделение властей сопровождается системой их взаимодействия и взаимного сдерживания от злоупотреблений. Одним из немаловажных проявлений взаимодействия законодательной и исполнительной властей выступает участие Государственной Думы в процессе формирования Правительства.

Постановка вопроса о недоверии Правительству является наиболее серьезной формой воздействия законодательной власти на исполнительную. Конституция не указывает конкретных оснований, которые могут приводиться Государственной Думой при вынесении вотума недоверия Правительству. Поводом для недоверия Правительству может быть несогласие большинства депутатов с социально-экономической политикой, проводимой Правительством, ненадлежащее исполнение Правительством федеральных законов, совершение членами Правительства серьезных правонарушений и т. д.

Согласно п. «б» ст. 84 Конституции Президенту предоставлено право распускать Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией. Эти случаи предусмотрены ст. 111 и 117 Конституции. Конституцией устанавливаются также случаи, когда Государственная Дума не может быть распущена (ст. 109 Конституции). Таким образом, право Президента распускать Государственную Думу не является абсолютным.

Институт роспуска парламента главой государства существует во многих странах. Как правило, роспуск парламента считается допустимым, когда по основаниям, указанным в конституции или законах, законодательный представительный орган перестает выражать мнение избирателей, и им предоставляется возможность выразить свою волю в ходе парламентских выборов.

При роспуске Государственной Думы Президент одновременно должен назначить выборы Государственной Думы нового созыва. В этом случае согласно Федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» днем выборов является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. Если Президент, распустив Государственную Думу, не назначит выборы депутатов нового созыва, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы.

Комплекс полномочий, отнесенных к ведению Совета Федерации, обусловлен его статусом органа, представляющего интересы субъектов РФ. Влияние федеративного устройства России на организацию государственной власти и деятельность органов государственной власти на федеральном уровне проявляется через деятельность Совета Федерации. Равное представительство от субъектов РФ в данной палате парламента служит предпосылкой максимального учета позиции всех субъектов РФ при принятии важнейших конституционно-правовых решений.

Вопросы, отнесенные ч. 1 ст. 102 Конституции к ведению Совета Федерации, составляют предмет его исключительного ведения. Никакой другой орган, кроме Совета Федерации, не полномочен принимать по ним решение.

В частности, только Совет Федерации правомочен утверждать изменения границ между субъектами РФ. Это решение должно быть принято с согласия субъектов РФ, которых затрагивает это изменение.

Совету Федерации принадлежит также право утверждать указы Президента о введении военного положения и введении чрезвычайного положения. Военное положение вводится Президентом в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Военное положение вводится на всей территории России или в отдельных ее местностях. Его режим определяется федеральным конституционным законом (ст. 87 Конституции). Согласно ст. 88 Конституции Президент при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Кроме этого, Совет Федерации назначает, по представлению Президента, на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ.

Совет Федерации назначает выборы Президента. Данному органу также принадлежит право отрешения Президента от должности в порядке, установленном законодательством.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой