Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Регионоведение — социология и философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенно сильно пронизано конфликтностью (явной, латентной или потенциальной) восточное патриархальное общество. Причем национально-этническая напряженность здесь часто усиливается распрями на религиозной, клановой, патронажно-клиентелыюй основе. (В первую очередь это относится к странам Тропической Африки, где внутриплеменные и межплеменные отношения, как капилляры в человеческом теле… Читать ещё >

Регионоведение — социология и философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несмотря на разворачивающиеся в современном мире процессы экономической интеграции, общество, как считают многие, «больно» индивидуализмом и сепаратизмом. Это качество было замечено еще Ф. Ницше — выразителем волюнтаризма, создавшим в своих работах яркий образ свободы индивидуальной воли. Заклеймившие учение Ф. Ницше — «предшественника фашистской идеологии» — К. Маркс, В. Ленин и их последователи призвали на историческую авансцену «коллективную волю класса пролетариев», которая при ближайшем рассмотрении оказалась ничем иным, как живым воплощением идей Ницше о «борьбе за существование», перерастающей в «волю к власти».

«В результате действия свободных воль в XX в. произошли две мировые войны. Теперь мир переживает эпоху постмодернистской раздробленности, следами которой можно считать охватившие его локальные конфликты и напряжения. Э. Дюркгейм определил крайнюю форму такой раздробленности общества понятием „аномия“, которое по своем}' глубинному смыслу перекликается с древним „апейрон“ Анаксимена»[1].

Действительно, вопреки ожиданиям многих, процессы социального и политического регионализма в мире не ослабевают, а усиливаются. Текущие изменения в политической и этнической географии мира становятся столь важными, что их иногда сравнивают с процессом, начавшимся после Вестфальского мирного договора 1648 г., который явился поворотным пунктом в формировании современных государств. Так, только 60 из нынешних примерно 200 государств существовали в канун XX в. Однако лишь в первой половине 1990;х гг. Организация Объединенных Наций (ООН) приняла в свои члены более 20 новых государств. «Пройдет 25—30 лет, и число государств мира увеличится процентов на пятьдесят. Более трехсот независимых государств окажется на глобусе» — предсказывает известный американский геополитик С. Коэн. Многие известные ученые полагают, что ныне существующие государственные границы все больше будут терять свое значение, если не соответствуют языковому и территориальному тождеству проживающих там наций.

Как бы ни относиться к масштабам предсказываемого дробления политической карты мира, обещающего стать одним из самых впечатляющих феноменов в Новейшей истории, ясно одно: в глобальном смысле национально-этническая проблема может стать и уже становится одной из самых болезненных. Некоторые авторитетные ученые говорят о реальном глобальном этническом кризисе, уже охватившем планету. Неконтролируемые национальные эмоции, которые в зависимости от конкретных обстоятельств приобретают формы обоснованного национального самоутверждения или агрессивного национализма, приводят к драматическим коллизиям практически на всех континентах, но особенно на периферии мировой цивилизации.

Особенно сильно пронизано конфликтностью (явной, латентной или потенциальной) восточное патриархальное общество. Причем национально-этническая напряженность здесь часто усиливается распрями на религиозной, клановой, патронажно-клиентелыюй основе. (В первую очередь это относится к странам Тропической Африки, где внутриплеменные и межплеменные отношения, как капилляры в человеческом теле, пронизывают всю общественную жизнь.).

Сформулировать специальные законы, в соответствии с которыми в мире происходит то усиление, то ослабление процессов «социально-региональной» стратификации, — трудно. Возможно, прав крупнейший социолог М. Вебер, отвергший дихотомию «симметричных» социальных законов и законов естествознания. Реальная действительность часто опровергает подобные социальные законы. Вот почему они, может быть, бессмысленны.

  • [1] Дахип А. В. Региональная стратификация и территориальная целостность: поиск формулы нового мирового порядка // Сравнительный регионализм: Россия — СНГ — Запад.Н. Новгород: Изд-во Н. И. Лобачевского, 1997. С. 209.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой