Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Создание советских судебных органов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Еще перед Октябрьской революцией по инициативе революционных масс создавались революционные суды. Первые суды, созданные до Декрета о суде № 1, носили самые различные наименования: революционные суды, суды народной совести, следственные комиссии Советов, революционные трибуналы, народно-административные суды. Несмотря на разнообразие наименований и некоторые различия в количественном составе… Читать ещё >

Создание советских судебных органов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Еще перед Октябрьской революцией по инициативе революционных масс создавались революционные суды. Первые суды, созданные до Декрета о суде № 1, носили самые различные наименования: революционные суды, суды народной совести, следственные комиссии Советов, революционные трибуналы, народно-административные суды. Несмотря на разнообразие наименований и некоторые различия в количественном составе судов и их организационной структуре, все они являлись коллегиальными органами, в отличие от мировых судов, созданных по реформе 1864 г., где мировые судьи выполняли функции правосудия единолично. Заседания этих судов проходили открыто, обвиняемым обеспечивалось право на защиту, при вынесении приговоров решений суды руководствовались революционной совестью и революционным правосознанием.

Советской власти нужно было обобщить накопленный опыт строительства новых судебных органов и установить в порядке революционной законности единую судебную систему. Для этого необходим был декрет о суде, за разработку которого взялся старый большевик, один из крупных деятелей латышского и русского движения, первый руководитель НКЮ П. И. Стучка (16 ноября 1917 г. он был назначен Временным заместителем НКЮ и возглавлял комиссариат до 12 декабря 1917 г.). 10 ноября 1917 г. П. И. Стучка опубликовал в «Правде» статью «Народный или демократический суд», изложив в ней первоначальный план советской политики в этой области. Главная его идея: суд должен быть выборным сверху донизу. Предлагалось проводить выборы по спискам избирателей, составленным для выборов в Учредительное собрание, т. е. на основе всеобщего избирательного права. Высшие судебные инстанции, число которых должно было быть сокращено, формировались на первое время из числа избранных населением судей; прокурорский надзор предлагалось объединить с адвокатурой в единый институт.

22 ноября 1917 г. СНК принял Декрет о суде № 1, который был опубликован 23 ноября 1917 г. в газете «Правда», 24 ноября 1917 г. — в газете Временного рабочего и крестьянского правительства и 12 декабря этого же года — в Собрании узаконений рабоче-крестьянского правительства. В связи с тем, что в самом Декрете не было указаний о времени вступления его в силу, этим моментом является время опубликования Декрета в официальном органе Советского правительства — газете Временного рабочего и крестьянского правительства, т. е. 24 ноября 1917 г.

Декретом (ст. 1) Советское правительство официально, в законодательном порядке упраздняло все ранее существовавшие общие судебные установления: окружные суды, судебные палаты и правительствующий Сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды, заменяя их судами, образуемыми на основе демократических выборов. Кроме того, упразднялись институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

Декрет (ст. 2) приостанавливал действие института мировых судей, заменив их местными судами в лице постоянного местного судьи и двух очередных заседателей, приглашаемых на каждую сессию по особым спискам. Местные судьи должны были избираться на основе прямых демократических выборов, а до назначения таких выборов они временно избирались районными, волостными, уездными, городскими и губернскими советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Эти же советы составляли списки заседателей и определяли очередь их явки на сессию.

Прежние мировые судьи не лишались права, при их согласии, быть избранными в местные суды. Но попытки привлечения мировых судей потерпели неудачу, и 5 декабря 1917 г. временный заместитель НКЮ П. И. Стучка разослал всем районным советам Петрограда предписание: «Предлагаю вам немедленно приступить к открытию деятельности местных судов, а также комиссаров для закрытия камер мировых судей и для принятия в ведение местных судов их дел и производств» .

7 декабря 1917 г. исполком Выборгского совета обратился ко всем фабрично-заводским комитетам района с просьбой немедленно выделить «хорошо грамотных товарищей, независимо от политических взглядов, но стоящих на платформе власти советов, способных разбираться в судебном производстве». Каждый завод должен был выделить не менее трех человек.

К подсудности местного суда были отнесены все гражданские дела по искам на сумму до 3 тыс. руб. и уголовные дела, если обвиняемому угрожает наказание свыше двух лет лишения свободы. Декрет отменил апелляционный порядок обжалования, и в качестве кассационной инстанции для местных судов учредил уездные, а в столицах — столичные съезды местных судов.

По ст. 5 Декрета местные суды должны были решать дела именем Российской республики и руководствоваться в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Предоставление в первые месяцы Октябрьской революции возможности пользоваться законами свергнутых правительств имело большое значение. При неполноте советских законов и декретов возникла необходимость использования некоторых старых, главным образом процессуальных, законов. Однако на практике ссылки на эти законы делали лишь старые юристы. Огромное большинство местных судей, выдвинутых из среды трудящихся и не имевших юридического образования, не знали этих законов, не ссылались на них в своих решениях и приговорах, руководствовались исключительно «революционной совестью и революционным правосознанием» .

Как уже отмечалось, Декрет о суде № 1 отменил действие старых законов, если они противоречили " революционному правосознанию" . Последнее и стало главным источником права при отсутствии новых писаных норм. В местных судах в качестве источника продолжали действовать нормы обычного права.

Постепенно стала складываться и новая судебная практика. «Революционное правотворчество» осуществлялось самими судебными органами, высшими органами власти (съезд советов, ВЦИК, СНК), руководящими органами ВКП (б) и даже местными советами. Приоритет «революционного правосознания» в качестве источника права в первые годы революции основывался на господстве психологической теории права, считавшей важным аспектом правовой реальности именно правосознание, а не норму и не правоотношение.

В ст. 3 Декрета о суде говорится, что предварительное следствие возлагается на местных судей. В роли обвинителей и защитников, допускаемых на суде и стадии предварительного следствия, а по гражданским делам — в роли поверенных, могли выступать все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами.

Декрет предусматривал возможность обращения граждан в третейский суд. Правом помилования и восстановления в правах лиц, осужденных по уголовным делам, наделялись только судебные органы. По ст. 8 Декрета для борьбы против контрреволюционных сил и защиты от них революционных завоеваний, а также для решения дел о мародерстве, хищениях, саботаже и злоупотреблений торговцев, промышленников, чиновников и прочих лиц учреждались революционные трибуналы, в составе председателя и шести очередных заседателей, избираемых губернскими или городскими советами. При этих же советах создавались и особые следственные комиссии для производства предварительного следствия по делам, подсудным революционным трибуналам. Таким образом, Декретом о суде № 1 создавались две системы судов — общих и особых, что было вызвано обстоятельствами тяжелой, напряженной борьбы советской власти за упрочение завоеваний Октября.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой