Ситуационно-ролевая игра.
Анатомия для студентов физкультурных колледжей
После интенсивной и утомительной нагрузки ЖЕЛ может снизиться в среднем на 200—300 мл, а к вечеру восстановиться до исходных величин. Снижение ЖЕЛ у физкультурников более чем на 300 мл наблюдается при очень больших нагрузках. Если ЖЕЛ не достигает исходного уровня на следующий день после занятия, это может свидетельствовать о чрезмерности выполненной нагрузки. У спортсменов циклических видов… Читать ещё >
Ситуационно-ролевая игра. Анатомия для студентов физкультурных колледжей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Передовая практика обучения выдвинула целый ряд форм и методов организации совместной, коллективной учебной деятельности студентов. К их числу принадлежат и профессионально-прикладные ситуационноролевые игры[1], обеспечивающие эффективное решение как образовательных, так и воспитательных задач по овладению основами анатомии.
Предтечей современных имитационных игр является игра в шахматы.
Первая попытка применения «свободных имитационных игр» — это «проигрывание» предстоящих битв Наполеоном.
В основе создания учебной игры лежит принцип проблемности содержания и процесса его развертывания в познавательной деятельности студентов. Этот принцип означает, что разработчик закладывает в предметный материал ситуационно-имитационной игры не препарированные задачи, а учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий для студентов.
Чтобы профессиональная учебная игра для студентов воспринималась как естественная форма обучения, необходимо психологическое оправдание совершаемых ими действий — производственных, учебных и игровых.
Игровые действия должны быть для студентов той условностью, которая не мешает основному делу — общему профессиональному развитию личности специалистов.
Методические указания к ситуационно-ролевой игре «Спортивный отбор в ДЮСШ».
(за основу приняты основные положения ситуационно-ролевой игры, получившей на всесоюзном конкурсе в 1987 г. призовое место[2]).
Игра проводится с целью выявления и закрепления знаний по темам: «Общие биологические закономерности адаптации организма к физическим нагрузкам. Особенности циклических и ациклических видов спорта», «Конституционные особенности организма и их роль в циклических и ациклических видах спорта», «Физическое развитие спортсменов и его значение при отборе и занятиях в избранном виде спорта».
В процессе игры развиваются умения и навыки по принятию управленческих решений, теоретическому и практическому мышлению, формируются способности к социально-психологической ориентировке в ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний по спортивной морфологии.
Продолжительность игры — два академических часа.
Необходимое методическое обеспечение:
- 1. Оценочные таблицы физического развития и физической подготовки детей.
- 2. Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ).
- 3. Поурочные программы для ДЮСШ по видам спорта (легкая атлетика, бокс, футбол, баскетбол, волейбол, лыжное двоеборье, стендовая стрельба, фехтование, фигурное катание на коньках).
- 4. Справочно-информационные материалы (см. ниже).
Часть 1. Установки игры Студент, ознакомившись с методическими материалами и структурной композицией игры, с учетом своих профессиональных интересов определяет свой ролевой статус и дальнейшую творческую деятельность для решения поставленных профессиональных задач (табл. 6.6 и 6.7).
Таблица 6.6
Структурно-функциональная организация ситуационно-ролевой игры.
Группа. | Состав. |
А. | Директор ДЮСШ, заведующий учебной частью. |
Б Бригада тренеров по легкой атлетике. | Инструктор-методист по легкой атлетике, старший тренер-преподаватель по легкой атлетике, тренеры-преподаватели. |
В Бригада тренеров по боксу. | Инструктор-методист по боксу, старший тренер-преподаватель по боксу, тренер-преподаватель. |
Группа. | Состав. |
Г Бригада тренеров по футболу. | Инструктор-методист по футболу, старший тренер-преподаватель по футболу, тренер-преподаватель. |
Д Бригада тренеров по баскетболу. | Инструктор-методист по баскетболу, старший тренер-преподаватель по баскетболу, тренер-преподаватель. |
Е Бригада тренеров по волейболу. | Инструктор-методист по волейболу, старший тренер-преподаватель по волейболу, тренер-преподаватель. |
Ж Бригада тренеров по лыжному двоеборью. | Инструктор-методист по лыжному двоеборью, старший тренерпреподаватель по лыжному двоеборью, тренер-преподаватель. |
Бригада тренеров по стендовой стрельбе. | Инструктор-методист по стендовой стрельбе, старший тренерпреподаватель по стендовой стрельбе, тренер-преподаватель. |
И Бригада тренеров по фехтованию. | Инструктор-методист по фехтованию, старший тренер-преподаватель по фехтованию, тренер-преподаватель. |
К Бригада тренеров по фигурному катанию. | Инструктор-методист по фигурному катанию, старший тренерпреподаватель по фигурному катанию, тренер-преподаватель. |
Часть 2. Ход игры. Действия функциональных групп.
Таблица 6.7
Структурно-должностные обязанности участников ситуационно-ролевой игры.
Группа. | Должность. | Функции. |
А. | Директор ДЮСШ. | Осуществляет подбор и расстановку кадров тренерско-преподавательского состава; ставит задачу перед коллективом по набору и комплектованию групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп; несет ответственность за организацию и состояние учебно-тренировочной и воспитательной работы. |
Заведующий учебной частью. | Несет ответственность за организацию учебного процесса и воспитательной работы; осуществляет контроль за повышением квалификации тренеров-преподавателей по спорту, их подготовку к проведению приемных экзаменов и комплектованию учебных групп. | |
Оценивается преподавателем. | Постановка вопросов, оптимальность принятых решений, организация проведения и правильность комплектования отделений ДЮСШ. |
Группа. | Должность. | Функции. |
Б, Г, В, Д, Е, Ж, 3, И, К (все виды спорта в зави; | И нстру ктор-методист. | Обеспечивает бригаду тренеров по виду спорта учебными программами, приемными нормативами по общей и специальной физической подготовке, методической литературой; делает сообщение о проделанных мероприятиях по связи с медицинскими учреждениями, общеобразовательными школами и ПТУ. |
симости от специализации групп). | Оценивается заведующим учебной частью, преподавателем. | Количественная и качественная сторона обеспечения бригады тренеров методическими материалами, знание нормативных документов, профориентационная работа и конкурс на отделение данного вида спорта. |
Старший тренерпреподаватель. | Организует труд подчиненных ему тренеров-преподавателей, контролирует соблюдение тренерами дисциплины, правил и норм, обеспечивающих безопасность занятий; несет ответственность за проведение приемных испытаний и правильное комплектование групп отделения. | |
Задача старшего тренера-препода; вателя. | Проявив эрудицию и знания, в споре с конкурирующей бригадой тренеров, должен укомплектовать свое отделение перспективными учащимися. Анализирует итоги набора, разрабатывает предложения по совершенствованию профориентационной работы и отбору в ДЮСШ. | |
Оценивается заведующим учебной частью, преподавателем. | Компетентность в решении вопросов по техническому оснащению приемных экзаменов, выбору тестов и аргументации в спорах с конкурирующей при комплектовании учебных групп бригадой тренеров. | |
Тренер-преподаватель. | Обеспечивает проведение приемных экзаменов в ДЮСШ по виду спорта, несет ответственность за правильное комплектование групп, организует отбор перспективных, одаренных спортсменов, разрабатывает для каждого спортсмена, с учетом индивидуальных особенностей, учебно-тренировочные планы. | |
Оценивается заведующим учебной частью, преподавателем. | Знание нормативных документов, тестов, современных научных данных по проблемам отбора в спорте, спортивной ориентации в своем виде спорта и перспективного планирования учебно-тренировочного процесса вновь принятых учащихся с учетом их индивидуальных морфофункциональных особенностей. |
Часть 3. Подведение итогов Студент последовательно анализирует свои действия в рамках целей и задач конкретных функциональных групп. Акцентирует внимание на содержании целевой направленности принятых решений. Обосновывает свои выводы руководящими документами и нормативными актами. На основании анализа действий выявляет допущенные ошибки и определяет пути их устранения.
Приложения Справочно-информационные методические материалы, обеспечивающие реализацию целевых установок ситуационно-ролевой игры.
Жизненная емкость легких
Чтобы оценить полученные данные, величину измеренной ЖЕЛ сравниваем с так называемой должной для вас величиной жизненной емкости легких (ДЖЕЛ). Рассчитать ее можно по формуле Людвига ДЖЕЛ для мужчин = 40 • рост (см) + 30 • вес (кг) — 4400;
ДЖЕЛ для женщин = 40 • рост (см) +10 • вес (кг) — 3800;
В норме у здоровых людей ЖЕЛ может отклоняться от должной в пределах 15%. Снижение фактической ЖЕЛ на 20% и более по сравнению с должной оценивается как неудовлетворительное состояние.
После интенсивной и утомительной нагрузки ЖЕЛ может снизиться в среднем на 200—300 мл, а к вечеру восстановиться до исходных величин. Снижение ЖЕЛ у физкультурников более чем на 300 мл наблюдается при очень больших нагрузках. Если ЖЕЛ не достигает исходного уровня на следующий день после занятия, это может свидетельствовать о чрезмерности выполненной нагрузки. У спортсменов циклических видов спорта, после тренировки со средней нагрузкой ЖЕЛ снижалась в средней на 3%, после большей нагрузки — на 6%, после тренировки с предельной нагрузкой — на 13%.
Величина относительной ЖЕЛ
где Р — вес, кг.
У спортсменов ЖЕЛ равна 90—100 мл/кг.
Максимальная вентиляция легких (МВЛ) — количество воздуха, которое может быть провентилировано легкими за 1 мин при максимальном усилении дыхании за счет увеличения его частоты и глубины. В норме у женщин МВЛ = 50—77 л/мин, у мужчин — 70—90 л/мин, у спортсменок — 120—140 л/мин, у спортсменов — 190—250 л/мин.
Должную МВЛ для спортсменов и подготовленных физкультурников можно рассчитать по формуле.
Максимальная вентиляция легких (МВЛ), % к должной, вычисляется по следующей формуле:
Норма 100 ± 10%.
Проба Штанге — регистрируется время задержки дыхания при глубоком вдохе. Исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем снова вдох (85—95% максимального), закрыть рот и одновременно зажать пальцами нос, задержать дыхание (секундомер включается в конце вдоха). Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 40—55 с, физкультурники — на 60—90 с и более.
Проба Генчи — заключается в задержке дыхания после выдоха. Здоровые нетренированные люди способны задержать дыхание на 20—40 с, хорошо подготовленные спортсмены — на 40—60 с.
Проба Розенталя— пятикратное измерение ЖЕЛ с 15-секундными интервалами отдыха. В норме определяются одинаковые и даже нарастающие значения ЖЕЛ, снижение показателей от измерения к измерению может указывать на ухудшение функционального состояния системы дыхания, кровообращения или нервной системы (при переутомлении, перетренированное™, в период выздоровления после болезни).
Проба Шафранского — определение ЖЕЛ в покое и после дозированной нагрузки. Сначала определяется ЖЕЛ в состоянии покоя, затем — после трехминутного бега на месте в темпе 180 шагов в минуту, ЖЕЛ измеряется сразу после бега, затем через 1, 2, 3 мин восстановительного периода. У хорошо подготовленных физкультурников ЖЕЛ после трехминутного бега не изменяется или немного увеличивается.
Индекс Скибинской — позволяет определить функцию системы дыхания и сердечно-сосудистой системы:
где ЖЕЛ — объем в мл; длительность задержки дыхания — количество минут; частота пульса — количество ударов в минуту.
Результаты оцениваются по шкале: 5% — очень плохо; 5—10% — неудовлетворительно; 10—30% — удовлетворительно; 30—60% — хорошо; 60—80% — очень хорошо; 80—100% — отлично.
Другие справочно-информационные методические материалы приведены в табл. 6.8—6.15.
Таблица 6.8
Морфофункциональные показатели спортсмена с учетом вида спорта.
Виды спорта. | Требования к спортсменам. | ||
необходимые. | дополняющие. | второстепенные. | |
Баскетбол, волейбол. | Высокий рост (мягкость и четкость движении). | Быстрота, выносливость, сила ног (прыгучесть). | Гибкость, сила рук и становая сила. |
Бокс. | Ловкость (мягкость и точность движений). | Сила рук, становая сила, сила ног, выносливость, весоростовой показатель более 100, быстрота. | Гибкость, сила ног. |
Борьба. | То же. | То же. | Гибкость. |
Виды спорта. | Требования к спортсменам. | ||
необходимые. | дополняющие. | второстепенные. | |
Прыжки в воду и фигурное катание на коньках. | Ловкость (во всех ее проявлениях), весоростовой индекс (отношение роста к весу или индекс Кетле) более 100. | Сила, гибкость. | Выносливость, быстрота. |
Гребля. | Высокий рост, длинные конечности, выносливость, ловкость. | Становая сила, сила рук и ног. | Быстрота, гибкость. |
Конькобежный спорт, лыжный спорт, легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции). | Выносливость, сила ног, весоростовой показатель более 100. | Ловкость, становая сила, быстрота. | Гибкость, сила рук. |
Плавание. | Выносливость, гибкость (плечевой и голеностопный суставы), ловкость (координация движений, «чувство воды»). | Высокий рост, быстрота, сила, весоростовой индекс более 100. | Быстрота. |
Стрельба пулевая, стенд. | Ловкость (тонкая координация движений). | Выносливость. | Сила, гибкость, быстрота. |
Фехтование. | Ловкость (во всех ее проявлениях), быстрота. | Высокий рост, сила ног, выносливость, весоростовой показатель более 100. | Гибкость. |
Таблица 6.9
Средние данные физического развития до 25 лет.
Возраст, лет. | Лица мужского пола. | Лица женского пола. | ||||||
Рост, см. | Вес, кг. | Окружность грудной клетки, см. | Индекс Эрис; мана. | Рост, см. | Вес, кг. | Окружность грудной клетки, см. | Индекс Эрис; мана. | |
Новорожденный. | 50,5. | 3,48. | 34,5. | +9,25. | 50,0. | 3,4. | 33,5. | +8,50. |
76,3. | 10,57. | 49,2. | +11,05. | 75,0. | 10,32. | 48,0. | +10,68. |
Возраст, лет. | Лица мужского пола. | Лица женского пола. | ||||||
Рост, см. | Вес, кг. | Окружность грудной клетки, см. | Индекс Эрис; мана. | Рост, см. | Вес, кг. | Окружность грудной клетки, см. | Индекс Эрис; мана. | |
85,9. | 12,9. | 52,0. | +9,05. | 86,0. | 12,55. | 51,3. | +8,30. | |
95,7. | 14,82. | 53,5. | +5,65. | 94,0. | 14,53. | 53,0. | +6,00. | |
101,5. | 16,5. | 54,2. | +3,45. | 100,2. | 15,8. | 54,4. | +4,30. | |
108,5. | 18,7. | 56,4. | +2,15. | 107,5. | 18,0. | 55,9. | +2,15. | |
114,0. | 21,3. | 58,0. | +1,0. | 113,6. | 20,8. | 57,2. | +0,40. | |
121,5. | 24,5. | 59,3. | — 1,45. | 121,5. | 24,0. | 58,0. | — 2,75. | |
126,5. | 26,2. | 60,0. | — 3,25. | 126,5. | 26,8. | 59,3. | — 3,70. | |
133,0. | 30,0. | 62,5. | — 4,00. | 131,5. | 29,8. | 61,0. | — 4,75. | |
138,6. | 32,4. | 64,9. | — 4,4. | 138,0. | 32,6. | 63,8. | — 5,2. | |
142,0. | 34,6. | 67,1. | — 3,9. | 142,2. | 34,4. | 65,1. | — 5,9. | |
146,5. | 38,2. | 67,4. | — 5,85. | 151,0. | 41,0. | 68,2. | — 7,3. | |
152,5. | 43,1. | 73,2. | — 3,05. | 155,0. | 45,5. | 73,3. | — 4,2. | |
158,5. | 49,0. | 76,7. | — 2,55. | 159,0. | 49,1. | 76,5. | — 3,0. | |
166,5. | 54,7. | 81,5. | — 1,75. | 159,5. | 52,3. | 78,7. | — 1,25. | |
173,0. | 61,4. | 86,8. | +0,30. | 162,0. | 54,9. | 80,7. | — 0,30. | |
174,8. | 65,2. | 89,0. | +1,60. | 163,5. | 56,8. | 83,0. | +1,25. | |
175,6. | 67,8. | 90,8. | +3,00. | 164,0. | 57,3. | 83,5. | +1,5. | |
175,8. | 68,2. | 91,5. | +3,60. | 164,0. | 57,6. | 83,5. | +1,5. | |
176,0. | 69,2. | 92,0. | +4,00. | 164,0. | 57,7. | 83,5. | +1,5. | |
21—25. | 176,0. | 70,0. | 92,0. | +4,00. | 164,0. | 58,0. | 83,5. | +1,5. |
Таблица 6.10
Рост мальчиков и девочек в зависимости от окончательной величины
роста взрослого человека, %
Возраст, лет. | Окончательная величина роста взрослого человека, %. | |
мальчики. | девочки. | |
43,55. | 45,73. | |
48,80. | 52,44. | |
54,40. | 57,32. | |
57,67. | 61,10. | |
61,65. | 65,55. | |
64,77. | 69,27. |
Возраст, лет. | Окончательная величина роста взрослого человека, %. | |
мальчики. | девочки. | |
69,03. | 74,09. | |
71,88. | 76,83. | |
75,57. | 80,18. | |
78,75. | 84,14. | |
80,68. | 86,59. | |
83,24. | 92,07. | |
86,65. | 94,51. | |
90,06. | 96,95. | |
94,60. | 97,36. | |
98,29. | 98,78. | |
99,32. | 99,70. | |
99,77. | 100,00. | |
99,89. | 100,00. | |
100,00. | 100,00. |
Таблица 6.11
Длина тела мальчиков и девочек в зависимости от расчетной длины тела взрослого человека (170—185 см для мужчин и 155—170 см для женщин).
Возраст, лет. | Длина тела, см. | |||||||
мальчики. | девочки. | |||||||
73,70. | 75,86. | 78,03. | 80,20. | 70,88. | 73,20. | 75,20. | 77,74. | |
82,96. | 85,40. | 87,84. | 90,28. | 81,28. | 83,90. | 86,53. | 89,15. | |
92,48. | 95,20. | 97,92. | 100,64. | 88,85. | 91,71. | 94,58. | 96,44. | |
98,04. | 100,92. | 103,81. | 106,69. | 94,71. | 97,76. | 100,82. | 103,87. | |
104,81. | 107,89. | 110,97. | 114,05. | 101,60. | 104,88. | 108,17. | 111,44. | |
110,11. | 113,35. | 116,59. | 119,82. | 107,37. | 110,83. | 114,30. | 117,72. | |
117,35. | 120,80. | 124,25. | 127,71. | 114,84. | 118,54. | 122,25. | 125,95. | |
122,20. | 125,79. | 129,38. | 132,98. | 119,09. | 122,93. | 126,77. | 130,61. | |
128,47. | 132,25. | 136,03. | 139,80. | 124,28. | 128,29. | 132,30. | 136,31. | |
133,88. | 137,81. | 141,75. | 145,69. | 130,43. | 134,42. | 138,35. | 143,06. | |
137,16. | 141,19. | 145,22. | 149,23. | 134,21. | 138,54. | 142,87. | 147,20. | |
141,51. | 145,67. | 149,83. | 153,99. | 142,71. | 147,31. | 151,92. | 147,31. |
Возраст, лет. | Длина тела, см. | |||||||
мальчики. | девочки. | |||||||
147,31. | 151,64. | 155,97. | 160,30. | 146,49. | 151,22. | 155,94. | 160,67. | |
153,10. | 157,61. | 162,11. | 166,61. | 150,27. | 155,12. | 159,97. | 164,82. | |
160,82. | 165,55. | 170,28. | 175,01. | 151,75. | 155,62. | 160,48. | 165,34. | |
167,09. | 172,02. | 176,93. | 181,84. | 153,11. | 158,02. | 162,99. | 167,93. | |
168,84. | 173,81. | 178,8. | 183,54. | 154,54. | 159,52. | 164,51. | 169,49. | |
169,81. | 174,60. | 179,59. | 184,54. | 155,00. | 160,00. | 165,00. | 170,00. | |
169,91. | 174,81. | 179,80. | 184,80. | 155,00. | 160,00. | 165,00. | 170,00. | |
170,00. | 175,00. | 180,00. | 185,00. | 155,00. | 160,00. | 165,00. | 170,00. |
Таблица 6.12
Должные величины роста мальчиков и девочек нормостенического типа телосложения, см.
Возраст, лет. | Мальчики. | Девочки. |
—. | ||
—. |
Таблица 6.13
Окружность грудной клетки у мальчиков и девочек в зависимости от окончательной ее величины у взрослого человека, %.
Возраст, лет. | Мальчики. | Девочки. |
53,48. | 57,49. | |
56,52. | 61,44. |
Возраст, лет. | Мальчики. | Девочки. |
58,15. | 63,47. | |
58,91. | 65,15. | |
61,30. | 66,95. | |
63,04. | 68,50. | |
64,46. | 69,46. | |
65,22. | 71,02. | |
67,93. | 73,05. | |
70,54. | 76,41. | |
72,93. | 77,96. | |
73,26. | 81,68. | |
79,57. | 87,78. | |
83,37. | 91,63. | |
88,59. | 94,00. | |
94,35. | 96,65. | |
96,74. | 99,40. | |
98,70. | 100,00. | |
99,46. | 100,00. | |
20—25. | 100,00. | 100,00. |
Таблица 6.14
Вес тела мальчиков и девочек в зависимости от окончательной величины оптимального веса взрослого человека, %.
Возраст, лет. | Мальчики. | Девочки. |
10,10. | 17,79. | |
18,43. | 21,55. | |
21,17. | 25,05. | |
23,57. | 27,24. | |
26,71. | 31,03. | |
30,43. | 35,86. | |
35,00. | 41,38. | |
37,43. | 46,21. | |
42,86. | 51,38. | |
46,29. | 56,21. | |
49,43. | 59,31. |
Возраст, лет. | Мальчики. | Девочки. |
54,57. | 70,69. | |
61,57. | 78,45. | |
70,00. | 84,66. | |
78,14. | 90,17. | |
87,71. | 94,66. | |
93,14. | 97,93. | |
96,86. | 98,79. | |
97,43. | 99,31. | |
98,85. | 99,48. |
Таблица 6.15
Рекомендуемый вес тела в зависимости от роста, пола, ширины грудной клетки, кг.
Рост, см. | Мужчины. | Женщины. | ||||
Узкая грудная клетка. | Нормальная грудная клетка. | Широкая грудная клетка. | Узкая грудная клетка. | Нормальная грудная клетка. | Широкая грудная клетка. | |
44,5. | 51,0. | 58,5. | 43,0. | 47,5. | 55,5. | |
48,7. | 54,7. | 63,0. | 46,6. | 52,2. | 59,0. | |
52,8. | 58,4. | 67,4. | 50,2. | 54,8. | 62,4. | |
57,0. | 62,1. | 71,85. | 53,8. | 58,5. | 65,9. | |
61,1. | 65,8. | 76,3. | 57,4. | 62,1. | 69,3. | |
65,3. | 69,5. | 80,8. | 61,0. | 65,8. | 72,8. | |
69,4. | 73,2. | 85,2. | 64,4. | 69,4. | 76,2. | |
73,6. | 76,9. | 89,7. | 68,2. | 73,1. | 79,7. | |
77,7. | 80,6. | 94,1. | 71,8. | 76,7. | 83,1. |
- [1] Замараев В. Л. Деловая игра в системе контроля знаний студентов // Вопросы совершенствования технологии обучения: материалы регион, науч.-метод, семинара по проблемам высш. шк. Хабаровск, 1993. Вып. 1. С. 121—122.
- [2] Никитюк Б. А. В духе идей П. Ф. Лесгафта // Теория и практика физической культуры. 1987. № И. С. 61−63.