Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ситуационно-ролевая игра. 
Анатомия для студентов физкультурных колледжей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

После интенсивной и утомительной нагрузки ЖЕЛ может снизиться в среднем на 200—300 мл, а к вечеру восстановиться до исходных величин. Снижение ЖЕЛ у физкультурников более чем на 300 мл наблюдается при очень больших нагрузках. Если ЖЕЛ не достигает исходного уровня на следующий день после занятия, это может свидетельствовать о чрезмерности выполненной нагрузки. У спортсменов циклических видов… Читать ещё >

Ситуационно-ролевая игра. Анатомия для студентов физкультурных колледжей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Передовая практика обучения выдвинула целый ряд форм и методов организации совместной, коллективной учебной деятельности студентов. К их числу принадлежат и профессионально-прикладные ситуационноролевые игры[1], обеспечивающие эффективное решение как образовательных, так и воспитательных задач по овладению основами анатомии.

Предтечей современных имитационных игр является игра в шахматы.

Первая попытка применения «свободных имитационных игр» — это «проигрывание» предстоящих битв Наполеоном.

В основе создания учебной игры лежит принцип проблемности содержания и процесса его развертывания в познавательной деятельности студентов. Этот принцип означает, что разработчик закладывает в предметный материал ситуационно-имитационной игры не препарированные задачи, а учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий для студентов.

Чтобы профессиональная учебная игра для студентов воспринималась как естественная форма обучения, необходимо психологическое оправдание совершаемых ими действий — производственных, учебных и игровых.

Игровые действия должны быть для студентов той условностью, которая не мешает основному делу — общему профессиональному развитию личности специалистов.

Методические указания к ситуационно-ролевой игре «Спортивный отбор в ДЮСШ».

(за основу приняты основные положения ситуационно-ролевой игры, получившей на всесоюзном конкурсе в 1987 г. призовое место[2]).

Игра проводится с целью выявления и закрепления знаний по темам: «Общие биологические закономерности адаптации организма к физическим нагрузкам. Особенности циклических и ациклических видов спорта», «Конституционные особенности организма и их роль в циклических и ациклических видах спорта», «Физическое развитие спортсменов и его значение при отборе и занятиях в избранном виде спорта».

В процессе игры развиваются умения и навыки по принятию управленческих решений, теоретическому и практическому мышлению, формируются способности к социально-психологической ориентировке в ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний по спортивной морфологии.

Продолжительность игры — два академических часа.

Необходимое методическое обеспечение:

  • 1. Оценочные таблицы физического развития и физической подготовки детей.
  • 2. Положение о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ).
  • 3. Поурочные программы для ДЮСШ по видам спорта (легкая атлетика, бокс, футбол, баскетбол, волейбол, лыжное двоеборье, стендовая стрельба, фехтование, фигурное катание на коньках).
  • 4. Справочно-информационные материалы (см. ниже).

Часть 1. Установки игры Студент, ознакомившись с методическими материалами и структурной композицией игры, с учетом своих профессиональных интересов определяет свой ролевой статус и дальнейшую творческую деятельность для решения поставленных профессиональных задач (табл. 6.6 и 6.7).

Таблица 6.6

Структурно-функциональная организация ситуационно-ролевой игры.

Группа.

Состав.

А.

Директор ДЮСШ, заведующий учебной частью.

Б Бригада тренеров по легкой атлетике.

Инструктор-методист по легкой атлетике, старший тренер-преподаватель по легкой атлетике, тренеры-преподаватели.

В Бригада тренеров по боксу.

Инструктор-методист по боксу, старший тренер-преподаватель по боксу, тренер-преподаватель.

Группа.

Состав.

Г Бригада тренеров по футболу.

Инструктор-методист по футболу, старший тренер-преподаватель по футболу, тренер-преподаватель.

Д Бригада тренеров по баскетболу.

Инструктор-методист по баскетболу, старший тренер-преподаватель по баскетболу, тренер-преподаватель.

Е Бригада тренеров по волейболу.

Инструктор-методист по волейболу, старший тренер-преподаватель по волейболу, тренер-преподаватель.

Ж Бригада тренеров по лыжному двоеборью.

Инструктор-методист по лыжному двоеборью, старший тренерпреподаватель по лыжному двоеборью, тренер-преподаватель.

Бригада тренеров по стендовой стрельбе.

Инструктор-методист по стендовой стрельбе, старший тренерпреподаватель по стендовой стрельбе, тренер-преподаватель.

И Бригада тренеров по фехтованию.

Инструктор-методист по фехтованию, старший тренер-преподаватель по фехтованию, тренер-преподаватель.

К Бригада тренеров по фигурному катанию.

Инструктор-методист по фигурному катанию, старший тренерпреподаватель по фигурному катанию, тренер-преподаватель.

Часть 2. Ход игры. Действия функциональных групп.

Таблица 6.7

Структурно-должностные обязанности участников ситуационно-ролевой игры.

Группа.

Должность.

Функции.

А.

Директор ДЮСШ.

Осуществляет подбор и расстановку кадров тренерско-преподавательского состава; ставит задачу перед коллективом по набору и комплектованию групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп; несет ответственность за организацию и состояние учебно-тренировочной и воспитательной работы.

Заведующий учебной частью.

Несет ответственность за организацию учебного процесса и воспитательной работы; осуществляет контроль за повышением квалификации тренеров-преподавателей по спорту, их подготовку к проведению приемных экзаменов и комплектованию учебных групп.

Оценивается преподавателем.

Постановка вопросов, оптимальность принятых решений, организация проведения и правильность комплектования отделений ДЮСШ.

Группа.

Должность.

Функции.

Б, Г, В, Д, Е, Ж, 3, И, К (все виды спорта в зави;

И нстру ктор-методист.

Обеспечивает бригаду тренеров по виду спорта учебными программами, приемными нормативами по общей и специальной физической подготовке, методической литературой; делает сообщение о проделанных мероприятиях по связи с медицинскими учреждениями, общеобразовательными школами и ПТУ.

симости от специализации групп).

Оценивается заведующим учебной частью, преподавателем.

Количественная и качественная сторона обеспечения бригады тренеров методическими материалами, знание нормативных документов, профориентационная работа и конкурс на отделение данного вида спорта.

Старший тренерпреподаватель.

Организует труд подчиненных ему тренеров-преподавателей, контролирует соблюдение тренерами дисциплины, правил и норм, обеспечивающих безопасность занятий; несет ответственность за проведение приемных испытаний и правильное комплектование групп отделения.

Задача старшего тренера-препода;

вателя.

Проявив эрудицию и знания, в споре с конкурирующей бригадой тренеров, должен укомплектовать свое отделение перспективными учащимися. Анализирует итоги набора, разрабатывает предложения по совершенствованию профориентационной работы и отбору в ДЮСШ.

Оценивается заведующим учебной частью, преподавателем.

Компетентность в решении вопросов по техническому оснащению приемных экзаменов, выбору тестов и аргументации в спорах с конкурирующей при комплектовании учебных групп бригадой тренеров.

Тренер-преподаватель.

Обеспечивает проведение приемных экзаменов в ДЮСШ по виду спорта, несет ответственность за правильное комплектование групп, организует отбор перспективных, одаренных спортсменов, разрабатывает для каждого спортсмена, с учетом индивидуальных особенностей, учебно-тренировочные планы.

Оценивается заведующим учебной частью, преподавателем.

Знание нормативных документов, тестов, современных научных данных по проблемам отбора в спорте, спортивной ориентации в своем виде спорта и перспективного планирования учебно-тренировочного процесса вновь принятых учащихся с учетом их индивидуальных морфофункциональных особенностей.

Часть 3. Подведение итогов Студент последовательно анализирует свои действия в рамках целей и задач конкретных функциональных групп. Акцентирует внимание на содержании целевой направленности принятых решений. Обосновывает свои выводы руководящими документами и нормативными актами. На основании анализа действий выявляет допущенные ошибки и определяет пути их устранения.

Приложения Справочно-информационные методические материалы, обеспечивающие реализацию целевых установок ситуационно-ролевой игры.

Жизненная емкость легких

Чтобы оценить полученные данные, величину измеренной ЖЕЛ сравниваем с так называемой должной для вас величиной жизненной емкости легких (ДЖЕЛ). Рассчитать ее можно по формуле Людвига ДЖЕЛ для мужчин = 40 • рост (см) + 30 • вес (кг) — 4400;

ДЖЕЛ для женщин = 40 • рост (см) +10 • вес (кг) — 3800;

Ситуационно-ролевая игра. Анатомия для студентов физкультурных колледжей.

В норме у здоровых людей ЖЕЛ может отклоняться от должной в пределах 15%. Снижение фактической ЖЕЛ на 20% и более по сравнению с должной оценивается как неудовлетворительное состояние.

После интенсивной и утомительной нагрузки ЖЕЛ может снизиться в среднем на 200—300 мл, а к вечеру восстановиться до исходных величин. Снижение ЖЕЛ у физкультурников более чем на 300 мл наблюдается при очень больших нагрузках. Если ЖЕЛ не достигает исходного уровня на следующий день после занятия, это может свидетельствовать о чрезмерности выполненной нагрузки. У спортсменов циклических видов спорта, после тренировки со средней нагрузкой ЖЕЛ снижалась в средней на 3%, после большей нагрузки — на 6%, после тренировки с предельной нагрузкой — на 13%.

Величина относительной ЖЕЛ

Ситуационно-ролевая игра. Анатомия для студентов физкультурных колледжей.

где Р — вес, кг.

У спортсменов ЖЕЛ равна 90—100 мл/кг.

Максимальная вентиляция легких (МВЛ) — количество воздуха, которое может быть провентилировано легкими за 1 мин при максимальном усилении дыхании за счет увеличения его частоты и глубины. В норме у женщин МВЛ = 50—77 л/мин, у мужчин — 70—90 л/мин, у спортсменок — 120—140 л/мин, у спортсменов — 190—250 л/мин.

Должную МВЛ для спортсменов и подготовленных физкультурников можно рассчитать по формуле.

Должную МВЛ для спортсменов и подготовленных физкультурников можно рассчитать по формуле.

Максимальная вентиляция легких (МВЛ), % к должной, вычисляется по следующей формуле:

Ситуационно-ролевая игра. Анатомия для студентов физкультурных колледжей.

Норма 100 ± 10%.

Проба Штанге — регистрируется время задержки дыхания при глубоком вдохе. Исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем снова вдох (85—95% максимального), закрыть рот и одновременно зажать пальцами нос, задержать дыхание (секундомер включается в конце вдоха). Здоровые нетренированные люди способны задерживать дыхание на 40—55 с, физкультурники — на 60—90 с и более.

Проба Генчи — заключается в задержке дыхания после выдоха. Здоровые нетренированные люди способны задержать дыхание на 20—40 с, хорошо подготовленные спортсмены — на 40—60 с.

Проба Розенталя— пятикратное измерение ЖЕЛ с 15-секундными интервалами отдыха. В норме определяются одинаковые и даже нарастающие значения ЖЕЛ, снижение показателей от измерения к измерению может указывать на ухудшение функционального состояния системы дыхания, кровообращения или нервной системы (при переутомлении, перетренированное™, в период выздоровления после болезни).

Проба Шафранского — определение ЖЕЛ в покое и после дозированной нагрузки. Сначала определяется ЖЕЛ в состоянии покоя, затем — после трехминутного бега на месте в темпе 180 шагов в минуту, ЖЕЛ измеряется сразу после бега, затем через 1, 2, 3 мин восстановительного периода. У хорошо подготовленных физкультурников ЖЕЛ после трехминутного бега не изменяется или немного увеличивается.

Индекс Скибинской — позволяет определить функцию системы дыхания и сердечно-сосудистой системы:

Ситуационно-ролевая игра. Анатомия для студентов физкультурных колледжей.

где ЖЕЛ — объем в мл; длительность задержки дыхания — количество минут; частота пульса — количество ударов в минуту.

Результаты оцениваются по шкале: 5% — очень плохо; 5—10% — неудовлетворительно; 10—30% — удовлетворительно; 30—60% — хорошо; 60—80% — очень хорошо; 80—100% — отлично.

Другие справочно-информационные методические материалы приведены в табл. 6.8—6.15.

Таблица 6.8

Морфофункциональные показатели спортсмена с учетом вида спорта.

Виды спорта.

Требования к спортсменам.

необходимые.

дополняющие.

второстепенные.

Баскетбол, волейбол.

Высокий рост (мягкость и четкость движении).

Быстрота, выносливость, сила ног (прыгучесть).

Гибкость, сила рук и становая сила.

Бокс.

Ловкость (мягкость и точность движений).

Сила рук, становая сила, сила ног, выносливость, весоростовой показатель более 100, быстрота.

Гибкость, сила ног.

Борьба.

То же.

То же.

Гибкость.

Виды спорта.

Требования к спортсменам.

необходимые.

дополняющие.

второстепенные.

Прыжки в воду и фигурное катание на коньках.

Ловкость (во всех ее проявлениях), весоростовой индекс (отношение роста к весу или индекс Кетле) более 100.

Сила, гибкость.

Выносливость, быстрота.

Гребля.

Высокий рост, длинные конечности, выносливость, ловкость.

Становая сила, сила рук и ног.

Быстрота, гибкость.

Конькобежный спорт, лыжный спорт, легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции).

Выносливость, сила ног, весоростовой показатель более 100.

Ловкость, становая сила, быстрота.

Гибкость, сила рук.

Плавание.

Выносливость, гибкость (плечевой и голеностопный суставы), ловкость (координация движений, «чувство воды»).

Высокий рост, быстрота, сила, весоростовой индекс более 100.

Быстрота.

Стрельба пулевая, стенд.

Ловкость (тонкая координация движений).

Выносливость.

Сила, гибкость, быстрота.

Фехтование.

Ловкость (во всех ее проявлениях), быстрота.

Высокий рост, сила ног, выносливость, весоростовой показатель более 100.

Гибкость.

Таблица 6.9

Средние данные физического развития до 25 лет.

Возраст, лет.

Лица мужского пола.

Лица женского пола.

Рост, см.

Вес, кг.

Окружность грудной клетки, см.

Индекс Эрис;

мана.

Рост, см.

Вес, кг.

Окружность грудной клетки, см.

Индекс Эрис;

мана.

Новорожденный.

50,5.

3,48.

34,5.

+9,25.

50,0.

3,4.

33,5.

+8,50.

76,3.

10,57.

49,2.

+11,05.

75,0.

10,32.

48,0.

+10,68.

Возраст, лет.

Лица мужского пола.

Лица женского пола.

Рост, см.

Вес, кг.

Окружность грудной клетки, см.

Индекс Эрис;

мана.

Рост, см.

Вес, кг.

Окружность грудной клетки, см.

Индекс Эрис;

мана.

85,9.

12,9.

52,0.

+9,05.

86,0.

12,55.

51,3.

+8,30.

95,7.

14,82.

53,5.

+5,65.

94,0.

14,53.

53,0.

+6,00.

101,5.

16,5.

54,2.

+3,45.

100,2.

15,8.

54,4.

+4,30.

108,5.

18,7.

56,4.

+2,15.

107,5.

18,0.

55,9.

+2,15.

114,0.

21,3.

58,0.

+1,0.

113,6.

20,8.

57,2.

+0,40.

121,5.

24,5.

59,3.

— 1,45.

121,5.

24,0.

58,0.

— 2,75.

126,5.

26,2.

60,0.

— 3,25.

126,5.

26,8.

59,3.

— 3,70.

133,0.

30,0.

62,5.

— 4,00.

131,5.

29,8.

61,0.

— 4,75.

138,6.

32,4.

64,9.

— 4,4.

138,0.

32,6.

63,8.

— 5,2.

142,0.

34,6.

67,1.

— 3,9.

142,2.

34,4.

65,1.

— 5,9.

146,5.

38,2.

67,4.

— 5,85.

151,0.

41,0.

68,2.

— 7,3.

152,5.

43,1.

73,2.

— 3,05.

155,0.

45,5.

73,3.

— 4,2.

158,5.

49,0.

76,7.

— 2,55.

159,0.

49,1.

76,5.

— 3,0.

166,5.

54,7.

81,5.

— 1,75.

159,5.

52,3.

78,7.

— 1,25.

173,0.

61,4.

86,8.

+0,30.

162,0.

54,9.

80,7.

— 0,30.

174,8.

65,2.

89,0.

+1,60.

163,5.

56,8.

83,0.

+1,25.

175,6.

67,8.

90,8.

+3,00.

164,0.

57,3.

83,5.

+1,5.

175,8.

68,2.

91,5.

+3,60.

164,0.

57,6.

83,5.

+1,5.

176,0.

69,2.

92,0.

+4,00.

164,0.

57,7.

83,5.

+1,5.

21—25.

176,0.

70,0.

92,0.

+4,00.

164,0.

58,0.

83,5.

+1,5.

Таблица 6.10

Рост мальчиков и девочек в зависимости от окончательной величины

роста взрослого человека, %

Возраст, лет.

Окончательная величина роста взрослого человека, %.

мальчики.

девочки.

43,55.

45,73.

48,80.

52,44.

54,40.

57,32.

57,67.

61,10.

61,65.

65,55.

64,77.

69,27.

Возраст, лет.

Окончательная величина роста взрослого человека, %.

мальчики.

девочки.

69,03.

74,09.

71,88.

76,83.

75,57.

80,18.

78,75.

84,14.

80,68.

86,59.

83,24.

92,07.

86,65.

94,51.

90,06.

96,95.

94,60.

97,36.

98,29.

98,78.

99,32.

99,70.

99,77.

100,00.

99,89.

100,00.

100,00.

100,00.

Таблица 6.11

Длина тела мальчиков и девочек в зависимости от расчетной длины тела взрослого человека (170—185 см для мужчин и 155—170 см для женщин).

Возраст, лет.

Длина тела, см.

мальчики.

девочки.

73,70.

75,86.

78,03.

80,20.

70,88.

73,20.

75,20.

77,74.

82,96.

85,40.

87,84.

90,28.

81,28.

83,90.

86,53.

89,15.

92,48.

95,20.

97,92.

100,64.

88,85.

91,71.

94,58.

96,44.

98,04.

100,92.

103,81.

106,69.

94,71.

97,76.

100,82.

103,87.

104,81.

107,89.

110,97.

114,05.

101,60.

104,88.

108,17.

111,44.

110,11.

113,35.

116,59.

119,82.

107,37.

110,83.

114,30.

117,72.

117,35.

120,80.

124,25.

127,71.

114,84.

118,54.

122,25.

125,95.

122,20.

125,79.

129,38.

132,98.

119,09.

122,93.

126,77.

130,61.

128,47.

132,25.

136,03.

139,80.

124,28.

128,29.

132,30.

136,31.

133,88.

137,81.

141,75.

145,69.

130,43.

134,42.

138,35.

143,06.

137,16.

141,19.

145,22.

149,23.

134,21.

138,54.

142,87.

147,20.

141,51.

145,67.

149,83.

153,99.

142,71.

147,31.

151,92.

147,31.

Возраст, лет.

Длина тела, см.

мальчики.

девочки.

147,31.

151,64.

155,97.

160,30.

146,49.

151,22.

155,94.

160,67.

153,10.

157,61.

162,11.

166,61.

150,27.

155,12.

159,97.

164,82.

160,82.

165,55.

170,28.

175,01.

151,75.

155,62.

160,48.

165,34.

167,09.

172,02.

176,93.

181,84.

153,11.

158,02.

162,99.

167,93.

168,84.

173,81.

178,8.

183,54.

154,54.

159,52.

164,51.

169,49.

169,81.

174,60.

179,59.

184,54.

155,00.

160,00.

165,00.

170,00.

169,91.

174,81.

179,80.

184,80.

155,00.

160,00.

165,00.

170,00.

170,00.

175,00.

180,00.

185,00.

155,00.

160,00.

165,00.

170,00.

Таблица 6.12

Должные величины роста мальчиков и девочек нормостенического типа телосложения, см.

Возраст, лет.

Мальчики.

Девочки.

—.

—.

Таблица 6.13

Окружность грудной клетки у мальчиков и девочек в зависимости от окончательной ее величины у взрослого человека, %.

Возраст, лет.

Мальчики.

Девочки.

53,48.

57,49.

56,52.

61,44.

Возраст, лет.

Мальчики.

Девочки.

58,15.

63,47.

58,91.

65,15.

61,30.

66,95.

63,04.

68,50.

64,46.

69,46.

65,22.

71,02.

67,93.

73,05.

70,54.

76,41.

72,93.

77,96.

73,26.

81,68.

79,57.

87,78.

83,37.

91,63.

88,59.

94,00.

94,35.

96,65.

96,74.

99,40.

98,70.

100,00.

99,46.

100,00.

20—25.

100,00.

100,00.

Таблица 6.14

Вес тела мальчиков и девочек в зависимости от окончательной величины оптимального веса взрослого человека, %.

Возраст, лет.

Мальчики.

Девочки.

10,10.

17,79.

18,43.

21,55.

21,17.

25,05.

23,57.

27,24.

26,71.

31,03.

30,43.

35,86.

35,00.

41,38.

37,43.

46,21.

42,86.

51,38.

46,29.

56,21.

49,43.

59,31.

Возраст, лет.

Мальчики.

Девочки.

54,57.

70,69.

61,57.

78,45.

70,00.

84,66.

78,14.

90,17.

87,71.

94,66.

93,14.

97,93.

96,86.

98,79.

97,43.

99,31.

98,85.

99,48.

Таблица 6.15

Рекомендуемый вес тела в зависимости от роста, пола, ширины грудной клетки, кг.

Рост, см.

Мужчины.

Женщины.

Узкая грудная клетка.

Нормальная грудная клетка.

Широкая грудная клетка.

Узкая грудная клетка.

Нормальная грудная клетка.

Широкая грудная клетка.

44,5.

51,0.

58,5.

43,0.

47,5.

55,5.

48,7.

54,7.

63,0.

46,6.

52,2.

59,0.

52,8.

58,4.

67,4.

50,2.

54,8.

62,4.

57,0.

62,1.

71,85.

53,8.

58,5.

65,9.

61,1.

65,8.

76,3.

57,4.

62,1.

69,3.

65,3.

69,5.

80,8.

61,0.

65,8.

72,8.

69,4.

73,2.

85,2.

64,4.

69,4.

76,2.

73,6.

76,9.

89,7.

68,2.

73,1.

79,7.

77,7.

80,6.

94,1.

71,8.

76,7.

83,1.

  • [1] Замараев В. Л. Деловая игра в системе контроля знаний студентов // Вопросы совершенствования технологии обучения: материалы регион, науч.-метод, семинара по проблемам высш. шк. Хабаровск, 1993. Вып. 1. С. 121—122.
  • [2] Никитюк Б. А. В духе идей П. Ф. Лесгафта // Теория и практика физической культуры. 1987. № И. С. 61−63.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой