Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Институты публичной власти и право Золотой Орды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основной источник монгольского права — Великая Яса. Монгольское слово «яса» означает «повеление» или «декрет». По оценке Г. В. Вернадского, Яса была монгольским императорским законом, обобщенной мудростью основателя империи. К общим предписаниям, дошедшим до нас в основном в пересказе арабских источников, относилось, в частности, приказание уважать все религии, предостережение от предпочтения… Читать ещё >

Институты публичной власти и право Золотой Орды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В конце XII в. произошло объединение разрозненных монгольских племен в единую нацию. В 1206 г. состоялся курултай (собрание знати), на котором хан Темучин был избран великим ханом и получил титул Чингисхана. Главной задачей монгольской нации становится создание мировой империи. Для этого создается отборная армия с жесткой дисциплиной. Завоевание Северного Китая позволило монголам заимствовать опыт формирования эффективной администрации. Хан Золотой Орды был вассалом великого хана монгол. Столица ханства располагалась в Монголии, а в XIII в. была перенесена в Китай.

В 1237 г. войско Золотой Орды под началом хана Батыя вторглось в русские земли, которые попали в положение данников Орды. Монгольские правители очень быстро отказались от первоначальных попыток расставить в русские города представителей собственной администрации (баскаков). Их задачами оставались периодические карательные вылазки и некоторые полицейские функции. Сбор дани в покоренных княжествах и организация поставки рекрутов в ханское войско поручались одному из князей, которому выдавался ханский ярлык. Он давал право на титул великого князя, политическую и военную поддержку Орды. Обладание ярлыком усиливало влияние получившего его князя на другие русские земли.

В итоге княжества сохранили относительную самостоятельность, однако русская система управления претерпела существенные изменения под влиянием завоевателей. Монголы проводят подсчет населения, вводят поголовную подать, превращают города в ставки верховной власти для сбора дани, а институт общины — в инструмент ее выколачивания из населения. Формируется ямская транспортная служба. В русских княжествах постепенно утверждается монгольское представление о том, что вся земля, находящаяся в пределах власти хана (князя), является его собственностью. Заимствуются монгольские принципы формирования войска и его организации. Формально признаваемая православная церковь попадает во все большую зависимость от государства. Уничтожение независимых городских и сельских общин, превращение их в инструмент государства привело к утрате личностью своей автономии.

Основной источник монгольского права — Великая Яса. Монгольское слово «яса» означает «повеление» или «декрет». По оценке Г. В. Вернадского, Яса была монгольским императорским законом, обобщенной мудростью основателя империи[1]. К общим предписаниям, дошедшим до нас в основном в пересказе арабских источников, относилось, в частности, приказание уважать все религии, предостережение от предпочтения одной веры другой, превозношения одних над другими. Чингисхан считал, что поддержание престижа любимых и уважаемых мудрецов и отшельников любого племени — это акт любви к Богу. Таким образом, веротерпимость стала одной из основ монгольской политики. Важным принципом монгольского международного законодательства был принцип неприкосновенности послов.

Создание императорской гвардии можно назвать одной из наиболее важных реформ военной организации Чингисхана. В основе организации армии лежал десятичный принцип. Каждый человек прикреплялся к месту его службы, что стало важным принципом организации всей империи: обязанность служения государству поровну распределялась между всеми подданными хана. Нс делалось различий по богатству или социальной значимости, женщины должны были служить так же, как и мужчины. Священники всех религий освобождались от обычной службы и от повинностей в пользу службы духовной.

Задачей уголовного закона Ясы было поддержание мира и порядка в государстве и обществе. Нарушителя порядка и мира следовало предать смерти вместе с теми, среди кого он будет найден. К главным группам деяний, которые Яса признала наказуемыми, относились преступления против религии, морали и установленных обычаев, против хана и государства и, наконец, против жизни и интересов отдельной личности. Целью наказания было физическое уничтожение преступника, что определило важную роль смертной казни в системе наказаний. Существовало также тюремное заключение, депортация, смещение с должности, штраф. В практике применения наказания широко использовался принцип объективного вменения, т. е. наказание невиновных жены, детей и близких преступника.

Из сферы законов, регулирующих имущественные отношения, до нас дошло мало достоверной информации. Известно, что земля империи считалась собственностью хана, которой прочие лишь владели с его разрешения. Интерес представляет приведенная в арабских источниках формула, согласно которой выморочное имущество не изымается в пользу хана, но передается тому, кто ухаживал за умершим. Банкротство рассматривалось как преступление и, совершенное в третий раз, каралось смертной казнью.

  • [1] Вернадский Г. В. Монголы и Русь. М. — Тверь, 2004. С. 107.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой