Рабы.
Введение в историю права.
Древний мир
Господин раба, despotes, мог распорядиться им как угодно: продать, завещать, заложить, сдать внаем, не мог только безнаказанно убить, правда, санкция за это была более чем смехотворной — религиозное очищение. Гораздо строже наказывалось убийство чужого раба, в этом случае платился штраф. Увечье, нанесенное чужому рабу, преследовалось иском dike blabes — хозяином раба или graphe hubreos — любым… Читать ещё >
Рабы. Введение в историю права. Древний мир (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Раб (doulos) является имуществом наравне с домашними животными и предметами утвари. Раб, по определению Аристотеля, был деятельным орудием (Политика. 1254. а 1−3) или «одушевленным орудием» (Никомахова этика. 1161.Ь.З), что не намного отличается от определения Варрона.
Господин раба, despotes, мог распорядиться им как угодно: продать, завещать, заложить, сдать внаем, не мог только безнаказанно убить, правда, санкция за это была более чем смехотворной — религиозное очищение. Гораздо строже наказывалось убийство чужого раба, в этом случае платился штраф. Увечье, нанесенное чужому рабу, преследовалось иском dike blabes — хозяином раба или graphe hubreos — любым очевидцем. От жестокого обращения со стороны своего господина раб мог спастись в святилище Гелиоса или Эринний, откуда его забирало государство и продавало новому владельцу. Если раб убивал кого-либо из граждан, то самосуд над ним творить не полагалось, его передавали для суда и расправы в руки государства. На суде раб выступать не мог ни в каком качестве, за исключением случаев об убийстве; тогда, если раб был свидетелем, у него отбирали показания, но иод пыткой. По другим делам, когда ответчиком был раб, его били кнутом, если наказание должно было закончитьс я штрафом. Число ударов равнялось количеству драхм в сумме штрафа.
Одновременно с этим раб обладал всеми сакральными правами, что и свободные; так, он участвовал наравне с гражданами в праздниках и жертвоприношениях. Рабы владели неким подобием пекулия, с которого платили оброк apophora. Еще господин мог предоставить им в пекулий дом hoi choris oikountes, из названия следует, что такие дома предоставлялись вне городской черты Афин, т. е. вдали от местожительства рабовладельца. Здесь раб мог устраивать свое собственное дело.