Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовые формы и методы государственного и муниципального управления

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нормативными правовыми актами решаются все наиболее важные вопросы государственного и муниципального управления. Правила подготовки правовых актов управления федеральных органов власти установлены в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и их государственной регистрации… Читать ещё >

Правовые формы и методы государственного и муниципального управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие формы государственного и муниципального управления;
  • • сущность правотворческой и правоприменительной деятельности;
  • • органы государственного и муниципального управления;
  • • понятие и сущность методов государственного и муниципального управления, их классификацию;
  • • общую характеристику административных и экономических методов управления;

уметь

  • • применять полученные теоретические знания в ситуациях, связанных с государственным и муниципальным управлением;
  • • давать самостоятельную оценку применяемым формам государственного и муниципального управления;

владеть

  • • навыками системного анализа норм, регулирующих применение форм государственного и муниципального управления;
  • • навыками поиска необходимой информации по применению форм государственного и муниципального управления.

Понятие формы государственного и муниципального управления. Организационные и правовые формы управленческой деятельности.

Деятельность органов исполнительной власти и органов муниципального управления осуществляется в установленных формах и соответствующими методами.

Формы деятельности органов исполнительной власти и ОМСУ —

это внешне выраженные действия органа исполнительной власти или ОМСУ (должностного лица), осуществляемые в рамках его компетенции и вызывающие определенные последствия. Это совокупность приемов, применяемых данными органами для выполнения возложенных на них задач и функций.

По целям использования различают внутренние (решение внутриорганизационных вопросов) и внешние (обеспечивают решение возложенных задач и функций) формы государственного и муниципального управления.

По способу выражения — словесные (письменные и устные) и конклюдентные (с помощью знаков, жестов, сигналов и т. п.).

По содержанию выделяют: правовые и неправовые формы.

При использовании правовых форм субъекты управления совершают юридически значимые действия, которые влекут определенные правовые последствия для граждан и организаций). К юридически значимым действиям можно отнести постановку граждан на регистрационный учет, выдачу различных лицензий, разрешений, принятие постановления о назначении административного наказания и др.

Неправовыми (организационными) формами государственного и муниципального управления считаются организационные действия (проведение совещаний, разработка программ, прогнозов, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистического учета и т. п.) и материально-технические операции (делопроизводство, обработка информации и т. п.), которые не влекут юридических последствий.

Для реализации задач и функций, возложенных на субъекты исполнительной и муниципальной власти, последние издают огромное количество правовых актов управления. С их помощью устанавливаются новые юридические нормы, которые регулируют однотипные управленческие отношения в сфере государственного управления, формируются новые правоотношения, изменяются или прекращаются старые, разрешаются индивидуальные управленческие дела (споры).

Правовые акты управления — это подзаконные акты, принимаемые субъектами управления в установленном порядке для выполнения возложенных на них задач, функций и полномочий.

Правовой акт управления императивен, его исполнение обеспечивается угрозой юридической ответственности. Для его юридического содержания характерно, что он может устанавливать правила поведения в сфере государственного управления либо выступать в роли юридического факта, порождающего возникновение, изменение, прекращение конкретного административного правоотношения.

К правовым актам управления относятся: указы и распоряжения Президента РФ по вопросам государственного управления; постановления и распоряжения Правительства РФ; нормативные правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти (приказы, указания, постановления и др.); нормативные правые акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Правовые акты управления можно классифицировать по различным основаниям: по юридическим свойствам; масштабу действия; по форме выражения и др.

По юридическим свойствам правовые акты управления делятся на нормативные, индивидуальные и смешанные.

Нормативные правовые акты управления содержат нормы административного и муниципального права и принимаются с целью урегулирования однотипных управленческих отношений (правила торговли, дорожного движения, положения о федеральных министерствах, службах, агентствах и т. п.);

Нормативными правовыми актами решаются все наиболее важные вопросы государственного и муниципального управления. Правила подготовки правовых актов управления федеральных органов власти установлены в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и их государственной регистрации».

Индивидуальные правовые акты управления являются одновременно актами правоприменения и распорядительными актами. С их помощью решаются конкретные управленческие дела (регистрационные, экзаменационные, лицензионные, кадровые и др.). Эти акты выступают в качестве юридических фактов, обусловливающих возникновение, прекращение, изменение административных и муниципальных правоотношений. Они являются основным средством решения текущих управленческих вопросов.

Смешанные правовые акты управления содержат нормы права и правоприменительные решения.

По масштабу действия различают правовые акты управления, действующие на всей территории РФ (подзаконные акты Президента РФ, Правительства РФ, других федеральных органов исполнительной власти) или на территории субъекта РФ (правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ) или на территории муниципального образования (нормативные правовые акты органов местного самоуправления).

По форме выражения эти акты могут быть письменные, устные, конклюдентные.

Таким образом, правовые формы государственного и муниципального управления можно разделить на два вида: правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность.

Под правоприменительной деятельностью субъектов государственного и муниципального управления понимается разрешение конкретных управленческих дел (споров) на основе соответствующих норм права и принятие по ним индивидуальных правовых актов управления. Эта деятельность включает: установление фактических обстоятельств дела; выбор нормы права, которой надо руководствоваться при разрешении дела и ее толкование; принятие решения по делу (индивидуального правового акта управления); исполнение принятого решения.

Правотворческая деятельность органов исполнительной и муниципальной власти и их должностных лиц — это разработка, принятие, внесение изменений, отмена нормативных правовых актов управления. Эта деятельность включает: принятие решения о разработке управленческого нормативного акта; подготовка проекта этого документа; его согласование, обсуждение, доработка; обсуждение проекта в правотворческом подразделении органа исполнительной власти (в правовом управлении, департаменте, отделе); утверждение и опубликование документа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой