Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конституционно-правовые нормы: классификация, особенности содержания и структуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По нормативному содержанию норм конституционного права общего характера однозначную правовую позицию высказал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 января 1993 г. № 1-П. Принципы справедливости, юридического равенства, гарантированности государством прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ, обладают высшей степенью нормативной обобщенности, носят универсальный… Читать ещё >

Конституционно-правовые нормы: классификация, особенности содержания и структуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конституционно-правовые нормы — общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством, обеспеченные его принудительной силой и регулирующие общественные отношения, относящиеся к предмету конституционного права.[1][2][3][4][5]

прямо не указывают на определенные санкции, но они предусматриваются в других конституционных нормах;

Пример В ст. 114 Конституции РФ закреплены полномочия Правительства РФ, однако в норме данной статьи не предусмотрены санкции за неисполнение этих полномочий, они закреплены в тех нормах Конституции РФ, где говорится об ответственности Правительства РФ перед Президентом РФ и перед парламентом (ч. 2, 3 ст. 117).

В-третьих, в нормах других отраслей права также не всегда можно выделить в качестве основного элемента санкцию (например, в нормах трудового, семейного права). Формальное отсутствие санкции в норме, закрепленной в конкретной статье, не означает ущербность нормы права как самостоятельного регулятора. Если более широко понимать логику построения нормы права, то она, как бы законодатель не построил ее логическое содержание, является общеобязательным правилом поведения, которое выражено в системе права (в той или иной конкретной отрасли или в ряде отраслей) и обеспечено принудительной силой государства. Поэтому внешнее отсутствие санкции в ряде норм конституционного права является лишь одной из формальных особенностей построения данных норм.

Точка зрения По мнению В. О. Лучина, внешнее отсутствие санкции в конкретной норме не отвергает возможности государственного принуждения в случае се нарушения[6].

6) многие из них имеют общий характер правового воздействия. Это предполагает различие в оценке правового содержания этих норм, которое отражается в проблеме нормативности конституционно-правовых норм.

В советское время было распространено мнение, что конституционноправовые нормы общего характера не обладают качеством нормативности. Это качество выражается в построении общеобязательной модели конкретного поведения людей, конкретной правовой связи, выраженной в правах и обязанностях субъектов права. А если не устанавливается конкретная модель поведения, то у этих норм нет нормативности, следовательно, нет самостоятельности в их осуществлении (т.е. они могут осуществляться только через конкретные нормы иных отраслей права).

На самом деле даже общие конституционные нормы и особенно те, в которых закрепляются важнейшие принципы построения политической и экономической системы, имеют необходимый нормативный потенциал.

Точка зрения.

«Хотя предписание государства, например, в политических и правовых принципах общественного строя, не выражено в виде правила с четким указанием на права и обязанности субъектов, эго указание, — считают В. С. Основин и В. О. Лучин, — все же имеется в общей форме, следовательно, налицо правовая норма, оказывающая определенное регулирующее воздействие на поведение людей».[7][8]

В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Российское государство определяется как демократическое. В ст. 1 Конституции Французской Республики провозглашается, что Франция является демократической Республикой. В этих нормах нет традиционно выраженного правила поведения. Но это общее определение имеет мощное нормативное значение. Понятием «демократическое» в данном случае означаются ценности современного понимания демократического государства, что, в свою очередь, обязывает государственную власть обеспечивать основные формы народовластия, ведущую роль представительных органов, обязательное проведение выборов.

Из судебной практики.

? По нормативному содержанию норм конституционного права общего характера однозначную правовую позицию высказал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 27 января 1993 г. № 1-П. Принципы справедливости, юридического равенства, гарантированности государством прав и свобод человека и гражданина, закрепленные в Конституции РФ, обладают высшей степенью нормативной обобщенности, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права.

  • [1] конституционно-правовые нормы регулируют особый круг общественных отношений, связанных с установлением основных политико-правовых и духовно-нравственных ценностей общества, основ правовогоположения человека в обществе, правовых основ деятельности гражданского общества;
  • [2] только они регулируют отношения по осуществлению власти народа, по принадлежности и организации политической (прежде всего государственной) власти в обществе, по обеспечению суверенитета государстваи верховенства права;
  • [3] им присуща особая социально-политическая значимость и, как следствие, повышенная правовая охрана и защита;
  • [4] они выступают правовыми стандартами для норм других отраслейправа;
  • [5] традиционно норму права представляют состоящую из трех логических частей: гипотезы (условия, при котором применяется данная норма), диспозиции (самого правила поведения) и санкции (указания на негативное последствие неисполнения обязанности). В структуре норм конституционного права внешне часто отсутствует такой элементу как санкция. Данный момент рассматривается как особенность этих норм. На самом деленельзя однозначно подходить к этому вопросу. Во-первых, многие нормыконституционного права содержат санкции (например, в избирательномзаконодательстве, несоблюдение правил сбора подписей избирателей влечет за собой отказ в регистрации кандидата в депутаты или списка депутатов политической партии). Во-вторых, ряд норм конституций государств
  • [6] 2
  • [7] См. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. М., 2002.С. 30−31.
  • [8] Основин В. С. Нормы советского государственного права. М., 1963. С. 13—14;Лучин В. О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997. С. 8—14.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой