Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основы производственного планирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тактическое планирование — это процесс создания предпосылок для реализации стратегических планов. В ходе тактического планирования выявляют скрытые резервы в части увеличения объемов производства, повышения качества продукции, роста производительности труда, снижения затрат, экономии капитальных вложений и т. п. Тактическое планирование, в отличие от стратегического, больше тяготеет к уровню… Читать ещё >

Основы производственного планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате освоения материала главы 9 студент должен: знать

• задачи, виды, принципы, основы бизнес-планирования и календарного планирования на предприятии;

уметь

  • • рассчитывать производственную программу предприятия; владеть
  • • основными методами производственного планирования.

Задачи, виды и принципы планирования

Эффективность производства во многом определяется качеством внутризаводского планирования. Стадия планирования как хронологически первая функция менеджмента непосредственно предшествует функции организации (и в первую очередь организации производства), и от уровня постановки плановой работы в определяющей степени зависят все конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Планирование представляет собой комплекс работ по определению основных направлений и пропорций развития предприятия.

При планировании необходимо заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для функционирования и развития производства.

Производственное планирование решает следующие задачи:

  • • конкретизирует цели развития предприятия и его отдельных подразделений;
  • • определяет средства достижения поставленных целей;
  • • фиксирует сроки и последовательность реализации поставленных целей;
  • • обеспечивает взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями фирмы;
  • • обеспечивает увязку планирования с другими функциями управления предприятием;

• формирует систему стандартов и показателей для оценки результатов деятельности предприятия.

Потребность в планировании для предприятия определяется следующими причинами:

  • — наличием в составе предприятия многочисленных структурных подразделений, требующих взаимоувязки своей деятельности;
  • — наличием у предприятия целого ряда поставщиков и потребителей, что требует увязки их совместной деятельности;

необходимостью учитывать достижения научно-технического прогресса;

— необходимостью осваивать и закрепляться на конкурентном рынке.

Планирование способствует использованию будущих благоприятных условий, проясняет возможные проблемы и риски, способствует обеспечению предприятия необходимой информацией, обеспечивает рациональное использование ресурсов, повышает степень координации действий и ответственности в организации.

Содержание и условия планирования в российских предприятиях с переходом на рыночные отношения существенно изменились (табл. 9.1).

Таблица 9.1

Сравнительная характеристика планов до и после перехода на рыночные отношения.

Признак.

До перехода на рыночные отношения.

После перехода на рыночные отношения.

Лицо, утверждающее план.

Вышестоящая организация (как правило, соответствующее министерство).

Само предприятие.

Возможность корректировки плана в ходе его выполнения.

Очень ограниченная.

Имеется.

Ресурсы для выполнения плана.

Выделяются государством (министерством).

Изыскиваются самим предприятием.

Последствия невыполнения плана.

В основном административные (выговора, снятие с работы, исключение из партии и т. п.).

В основном экономические (потеря прибыли, сокращение доли рынка, банкротство).

Обязательность разработки планов.

Обязательно.

Необязательно.

Отчетность о выполнении планов.

Перед вышестоящей организацией.

Отсутствует.

В настоящее время роль планирования постоянно возрастает, что связано с влиянием факторов, представленных в табл. 9.2.

Таблица 9.2

Факторы, определяющие повышение роли планирования.

На макроэкономическом уровне.

На микроэкономическом уровне.

Повышение степени общественного разделения труда.

Ко н це н грац и я к роиз водства.

Рост доли коллективного (общественного) потребления.

Диверсификация производства.

Неспособность одного механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики.

Ускорение темпов научно-технического прогресса.

Рост масштабов воздействия человека на окружающую среду.

Переориентация предприятий с производства на сбыт продукции.

Учащение возникновения чрезвычайных ситуаций.

Развитие акционерной формы собственности.

Обострение глобальных проблем современности.

Необходимость выхода на внешний рынок.

Интернационализация капитала.

Ускорение интеграционных процессов (вертикальных и горизонтальных).

На макроэкономическом уровне, т. е. на уровне национальной экономики, основными факторами повышения роли планирования являются процессы экономической глобализации, негативные последствия воздействия человека на среду обитания, нарастания глобальных проблем человечества (истощение природных ресурсов, растущий разрыв в уровне жизни различных стран, политическая нестабильность, войны, стихийные бедствия и т. п.).

На микроэкономическом уровне (т.е. на уровне предприятий) основным стимулом развития системы планирования является необходимость постоянной адаптации хозяйствующих субъектов к современным тенденциям развития форм организации производства, к достижениям в области техники, технологии, организации производства и труда, к постоянно меняющейся ситуации на рынке товаров и услуг.

Решение стоящих перед планированием задач осуществляется посредством разработки различных видов планов (табл. 9.3).

Таблица 9.3

Классификация видов планирования.

Классификационный признак.

Вид планирования.

Временной горизонт планирования.

Перспективное.

Среднесрочное.

Текущее.

Календарное.

Масштаб решаемых задач.

Стратегическое.

Тактическое.

Оперативное.

Обязательность выполнения.

Директивное.

Индикативное.

Предмет планирования.

Планирование производства. Планирование сбыта. Планирование персонала. Планирование финансов и т. д.

Перспективное планирование ориентировано на долгосрочную перспективу (обычно на 10—15 лет) и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта.

В ходе перспективного планирования решаются вопросы о расширении бизнеса, об освоении новых видов продукции и услуг, определяются основные направления инвестиций, совершенствования технологии, кадровой политики, организации производства и труда и т. п.

Учитывая изменчивость рынка, перспективное планирование не предусматривает достижение конкретных количественных показателей и обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах. На основе программ разрабатываются среднесрочные планы, которые уже содержат не только качественные характеристики, но и количественные показатели.

Среднесрочные планы обычно разрабатываются на 3—5 лет. В качестве основных задач данные планы предусматривают, в частности, развитие производственных мощностей и сбытовой сети, освоение новой продукции, проникновение на новые рынки, финансовую политику предприятия, совершенствование системы управления персоналом и материально-технического снабжения.

Если перспективный план разрабатывается на уровне предприятия в целом, то среднесрочный план — также и на уровне его отдельных подразделений.

Текущие планы разрабатываются, как правило, на один год и являются детализацией среднесрочных планов. Основными планируемыми показателями в текущих планах являются: объем производства, задания по материально-техническому обеспечению и сбыту, финансовые результаты, экспортные показатели.

Календарные планы составляются на полугодие, квартал, месяц и детализируют задания текущего плана. Данные планы разрабатываются на основе поученных заказов, степени использования производственных мощностей, наличия материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, перспектив изменения состава основных производственных средств и т. д.

Стратегическое планирование по временному горизонту (10—15 лет) обычно соответствует перспективному планированию. Разницу между этими двумя видами планирования определяют акценты. При перспективном (его еще называют долгосрочным) планировании часто используется метод экстраполяции, т. е. на базе достигнутых результатов и оценки ситуации в будущем определяются основные качественные показатели работы предприятия через соответствующий период времени. Обычно здесь предполагают, что будущее будет лучше настоящего.

Стратегические планы, в отличие от долгосрочных, имеют, как правило, инновационный, «прорывной» характер. На базе научного анализа проблем, с которыми компания может столкнуться в будущем, определяется стратегия развития предприятия. Эта стратегия предусматривает завоевание определенных позиций в конкурентной борьбе за счет развития традиционных и освоения новых видов бизнеса, проникновение на мировые рынки и т. п.

Тактическое планирование — это процесс создания предпосылок для реализации стратегических планов. В ходе тактического планирования выявляют скрытые резервы в части увеличения объемов производства, повышения качества продукции, роста производительности труда, снижения затрат, экономии капитальных вложений и т. п. Тактическое планирование, в отличие от стратегического, больше тяготеет к уровню отдельных подразделений предприятия.

Оперативные планы предназначены для конкретизации показателей тактических планов, они призваны упорядочить повседневную работу предприятия и его отдельных подразделений. Для этого используют, в частности, систему бюджетов, составляемых по каждому подразделению — центру прибыли, и консолидирующихся затем в общий бюджет или финансовый план предприятия. Бюджетирование представляет собой составление плана (сметы) доходов и расходов, продажи, движения денежных средств, уплаты налогов и т. п.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия (как правило, государственными органами) решений, имеющих обязательный характер для исполнения. Такие планы обычно адресны и детализированы. Директивное планирование являлось доминирующим в советский период. В настоящее время оно может быть эффективным при решении задач общенационального масштаба: оборона, социальная политика, защита окружающей среды и т. п. В планировании на уровне предприятий (исключая бюджетные) государство в настоящее время участия не принимает.

Индикативное планирование является наиболее распространенной во всем мире формой государственного планирования макроэкономического развития. Индикативный план, в отличие от директивного, не обязателен для исполнения. Он носит рекомендательный, направляющий характер. Задания индикативного плана называются индикаторами, которые представляют собой те или иные показатели, характеризующие эффективность экономики: состояние рынка ценных бумаг, финансов, уровень инфляции, качество жизни населения, курсы валют и т. п.

Принципы планирования. В процессе становления и развития планирования как одной из важнейших функций менеджмента сложились определенные принципы реализации данной функции.

Преемственность в планировании предусматривает увязку (в показателях, сроках, затратах, исполнителях) планов всех уровней и их подчинение стратегии развития предприятия.

Вариантность предполагает наличие альтернатив достижения целей, стоящих перед предприятием, и выбор наиболее эффективного варианта.

Непрерывность планирования заключается в том, что данный процесс не прекращается с окончанием планового периода, а продолжается, обеспечивая увязку задач наступающего периода с результатами заканчивающегося.

Сбалансированность означает обеспечение в планах всех уровней баланса поступления на предприятие ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и их распределение.

Экономическая обоснованность планов достигается детальными расчетами с обеспечением максимальных конечных результатов деятельности предприятия при минимальных затратах.

Социальная ориентация планов предусматривает не только достижение технических и экономических целей предприятия, но и решение задач социального развития коллектива (обеспечение комфортных и безопасных условий труда, эргономичности производимой продукции, питания, медицинского обслуживания и т и.).

Обеспечение обратной связи предполагает создание системы, дающей регулярную информацию о ходе выполнения плановых заданий, с возможностью оперативной корректировки этих заданий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой