Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы проведения теоретических исследований

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дедукция (лат. deductio — выведение) — метод теоретического исследования, в основе которого лежит выведение заключений, хорошо согласующихся с действительностью, из различного рода посылок (аргументов), т. е. от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. При этом значение истинности переносится от аргументов к дедуктивному заключению. В рамках метола к аргументам предъявляются… Читать ещё >

Методы проведения теоретических исследований (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

…Наука есть система знаний и основанных на них теоретических представлений, развиваемых соответствующими методами.

Академик А. Д. Александров

Методы теоретического исследования представляется целесообразным разделить на две группы. В первую включить методы-операции, основанные на общенаучном логическом исследовании и предполагающие: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, интерпретацию и аргументирование как рассуждения, в ходе которых доказывается истинность суждения (тезиса доказательства) посредством других суждений, доказательств, доводов (аргументов).

Ко второй группе следует отнести теоретические методы, непосредственно связанные с теоретическим моделированием, формулированием теоретических законов и построением обобщающих научных теорий: объяснение и аналогия, формализация, абстрагирование и идеализация (метод построения идеализированного объекта), обобщение; мысленный эксперимент с идеализированными объектами; особые методы построения теории: конкретизация, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, а также методы исторического исследования и др.

Анализ — метод теоретического исследования, основанный на мысленном или реальном расчленении изучаемой системы, предмета или явления на составные элементы, а также на объяснении принципов, на основании которых это разделение произошло. Анализ позволяет выделять отдельные стороны, признаки, свойства и связи явления, процесса или отношений между ними, а затем исследовать каждый из расчлененных элементов в отдельности, но в пределах единого целого. Процедуры анализа входят органичной составной частью в любое научное исследование и обычно образуют его первую часть, позволяющую выявить строение, состав, свойства и признаки объекта исследования.

Существует множество видов анализа. Сущность у них одна, но цели и способы их достижения различны.

Прямой, или эмпирический, анализ применяется на этапе ознакомления с объектом. При этом осуществляется выделение отдельных частей объекта, выявление его свойств и фиксация непосредственных данных, лежащих на поверхности. Этот вид анализа позволяет познать явление, но для проникновения в его суть этого недостаточно.

Пробельный анализ — междисциплинарный метод, инструмент интеграции для поиска родства между различными научными дисциплинами, как бы притягивающий их друг к другу и создающий предпосылки для формирования на их базе интегральной дисциплины.

Пробельный анализ предполагает три фиксированных этапа:

  • 1) предположение о цели, т. е. как должна быть выстроена цепочка научного знания и как обеспечить взаимосвязанное, ориентированное на общую цель участие привлекаемых систем;
  • 2) предположение об объеме наличного знания подразумевает то состояние, к которому должна прийти система научного знания в процессе развития;
  • 3) предположение о результате, достижимом в ходе конкретного научного исследования.

Мета-анализ — количественный анализ первичных данных, получаемых из опубликованных и неопубликованных источников о стандартизированных исследованиях, с целью определения обобщающих показателей. Мета-анализ строится на основе случайных контролируемых исследований, проводимых в различных странах и отвечающих определенным требованиям (однородность исследуемых групп, стандартизированное™ используемых методов, приборов и т. д.).

Структурно-генетический анализ позволяет проникнуть в суть явления. При этом углубленно изучаются причинно-следственные связи. Этот вид анализа требует выделения в сложных явлениях таких элементов, которые являются центральными, главными и решительно влияют на все другие стороны объекта.

Контент-анализ представляет собой процедуру качественноколичественного анализа содержания текстового массива, заключающуюся в переводе количественных показателей массовой текстовой информации с последующей статистической ее обработкой и интерпретацией смысла. Метод позволяет структурировать поток информации и выявить в нем определенные закономерности. Его суть заключается в выделении в содержании документа некоторых ключевых признаков и определенных смысловых понятий, т. е. единиц анализа, которые представляют интерес для исследователя, а также в определении частоты их использования в документе в зависимости от смысла. Тщательный подсчет частоты использования каждой смысловой единицы в тексте позволяет выявить соотношение различных элементов содержания документа, сравнить их с общим объемом информации, установить закономерности, которые другими методами определить невозможно.

Контент-анализ как процедура преобразования текстовых сообщений в количественные показатели является аналогом многих методов информационного анализа: определение наиболее цитируемых публикаций, тематической направленности публикаций, частоты ссылок.

Методы статистического анализа особенно часто используются при обработке результатов фактологических данных, экспериментов, опросов и экспертных оценок. К ним относятся: дисперсионный, дискриминантный, регрессионный, кластерный, корреляционный и факторный анализ.

Дисперсионный анализ как один из методов математической статистики дает возможность установить влияние тех или иных факторов на определенные параметры. В зависимости от типа и количества переменных различают анализ влияния одного или нескольких независимых факторов, анализ факторов на одну или несколько зависимых переменных, анализ влияния постоянных и случайных факторов, а также смешанные модели.

Дискриминантный анализ позволяет выявить, чем одни типы или группы известных заранее явлений отличаются от других и какие переменные их разделяют.

Регрессионный анализ позволяет исследовать степень изменения одной переменной в зависимости от изменения связанных с ней одной или нескольких независимых переменных, которые принято называть регрессорами. Одной из наиболее часто употребляемых на практике базовых разновидностей регрессионного анализа является «метод наименьших квадратов», позволяющий оценивать неизвестные параметры регрессионных моделей по выборочным данным.

Кластерный анализ дает основание для разбиения некоторой выборки объектов, в том числе экспериментальных и статистических данных, свойств тех или иных объектов на подмножества (кластеры) с их последующим упорядочиванием в относительно однородные группы, так, чтобы каждый кластер состоял из схожих объектов, а объекты разных кластеров существенно отличались. Кластерный анализ предполагает пять этапов:

  • — отбор выборки для кластеризации;
  • — определение множества переменных, по которым будут оцениваться объекты в выборке;
  • — вычисление меры сходства между объектами;
  • — создание групп сходных объектов;
  • — проверка устойчивости (достоверности) кластеризации.

Корреляционный анализ — это процедура выявления и изучения статистической взаимосвязи между двумя или более случайными величинами; изменение значений одной или нескольких из них ведет к систематическому изменению значений других величин. Численное значение такой взаимосвязи вычисляется с помощью коэффициента корреляции: чем он выше, тем точнее прогноз. Данный метод анализа достаточно популярен в социальных и экономических исследованиях.

Факторный анализ заключается в переходе от первоначального описания исследуемых объектов, заданных совокупностью большого числа непосредственно измеряемых признаков, к его описанию по нескольким наиболее значимым факторам, отражающим наиболее существенные его свойства. Эти факторы содержат большую часть информации об исследуемом объекте и позволяют на основе их корреляции получить укрупненные показатели. Мстод исходит из того, что тот или иной изменяющийся процесс (или явление) обычно зависит от меньшего числа факторов и случайной ошибки. Факторный анализ позволяет описать предмет исследования всесторонне и сделать это описание компактным.

Широкое использование в практике исследований нашли методы сравнительного структурного анализа, в том числе ПАТТЕРН-анализ и метод анализа иерархий.

ПАТТЕРН-анализ (англ, аббревиатура выражения «помощь планированию с использованием техники присвоения коэффициента относительной важности»), или, иначе, метод построения дерева целей, используется для анализа систем или процессов, в которых можно выделить несколько структурных, или иерархических, уровней. Они строятся путем последовательного выделения все более мелких компонентов на постепенно понижающихся уровнях. Главная цель служит корнем дерева, а каждая ветвь на каждом уровне разделяется на следующие ветви более низкого уровня.

Аналогично дереву целей, используя принципы системного анализа, можно построить дерево альтернативных решений. Это дерево становится нормативным, когда для всех ветвей каждого уровня определяется важность каждой задачи по отношению к важности решения других задач. Умножение коэффициентов относительной важности всех уровней каждой ветви от верхушки до основания дерева позволяет выявить наиболее эффективный (набравший больший балл) путь решения проблемы или сформулировать главные задачи исследования.

В практике управления научными исследованиями метод древовидной декомпозиции может использоваться для системного анализа не только целей, но и методов (дерево методов), ресурсов (дерево ресурсов), решений (дерево решений), информации (дерево информации).

Дальнейшее развитие данного вида анализа — метод анализа иерархий, являющийся процедурой иерархического представления показателей эффективности элементов системы с их последующей декомпозицией на все более простые составляющие и дальнейшей обработкой последовательности суждений попарным сравнением, синтезом множественных суждений и получением нормализованных локальных приоритетов показателей [25], [26].

Среди других видов анализа следует отмстить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, использующие свои специфические методики.

Синтез — противоположный анализу метод смыслового и содержательного объединения элементов, расчлененных в процессе анализа, в единое целое (систему) с установлением связей и взаимозависимости объединяемых элементов. То есть исследование системы осуществляется по принципу от частного к общему.

Синтез как метод выступает в различных функциях теоретического исследования. Так, например, образование или интимизация новых понятий основывается на единстве анализа и синтеза. Эмпирические данные, как правило, синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом исследовании синтез выступает в функции интеграции системы частных теорий в фундаментальные научные теории.

Расчленение целого на элементы и последующее их объединение в единую систему нельзя осуществлять хаотично. Для этого существуют особые правила (методики).

Индукция (лат. inductio — выведение, наведение) — метод теоретического исследования, позволяющий сформулировать обобщающее умозаключение на основе имеющихся отдельных фактов, продвигаясь в рассуждениях от частного к общему. Метод позволяет сделать вывод о признаках поведения всей системы, объекта (признаках совокупности элементов) на основе исследования части элементов системы. Например, открытие Д. И. Менделеевым периодической системы элементов по известным атомным весам только ряда элементов.

Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция оперирует конечной областью фактов, полностью «покрывающей» границы действующей гипотезы. Неполная индукция имеет место, когда область существования гипотезы — бесконечна (либо конечно необратима), а область фактов ограничена, но позволяет сделать умозаключение. Неполная индукция позволяет делать вероятностные умозаключения о принадлежности какого-либо признака предмету или явлению на основании принадлежности этого признака части предметов или явлений данного класса. Например, исходя из того, что отдельные радиоактивные элементы: радий, уран, полоний и другие являются источниками энергии, можно сделать обобщающее заключение, что все радиоактивные элементы — источники энергии.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — метод теоретического исследования, в основе которого лежит выведение заключений, хорошо согласующихся с действительностью, из различного рода посылок (аргументов), т. е. от общего к частному, от общих суждений к частным выводам. При этом значение истинности переносится от аргументов к дедуктивному заключению. В рамках метола к аргументам предъявляются достаточно жесткие требования. Они должны быть достоверными (их истинность либо должна быть ранее доказана, либо они являются аксиомами, т. е. истинами, не требующими доказательств); непротиворечивыми; достаточными, автономными и независимыми, поскольку при наличии зависимости или взаимосвязи аргументов недостатки одного из них могут быть перенесены на другие. Исходными аргументами могут служить аксиомы или гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а дедуктивным заключением из них мог>пг быть теоремы.

Математики стали широко использовать дедуктивный метод построения математической теории, в результате чего появилась так называемая теория доказательств — основной раздел современной математической логики. Эта теория потребовала постановки проблемы качества аксиом, которые по аналогии с аргументами в дедуктивном методе должны удовлетворять требованиям непротиворечивости, полноты и независимости.

Интерпретация представляет собой совокупность значений (смыслов), придаваемых тем или иным способом элементам какой-либо абстрактнодедуктивной теории. Этот метод играет важную гносеологическую роль при формализации научной теории в рамках некоторой области реальной действительности и описании разных способов ее построения.

Аргументирование (лат. argumentum — довод) — рассуждения, в ходе которых выдвигаются утверждения (аргументы), приводимые в подтверждение истинности или доказательства другого утверждения (заключения).

Рассмотрим подробнее методы, связанные с теоретическим моделированием, формулированием теоретических законов и построением обобщающих научных теорий.

Объяснение — метод теоретического исследования, состоящий в раскрытии изучаемого объекта через постижение определенного закона, действию которого подчиняется данный объект.

Аналогия — метод получения вероятностного суждения, в котором заключение о наличии у предмета или явления определенного признака делается на основе сходства в каком-либо отношении между ними. В основе аналогии лежит логическая операция сравнения. Многие научные открытия были сделаны с помощью аналогии. Так, например, природа звука и света устанавливалась по аналогии с морской волной, природа электричества — по аналогии с теплотой. Эвристическая функция аналогии находит непосредственное применение в моделировании как сравнение реальных процессов и явлений с некоторой упрощенной моделью.

Формализация, в широком смысле, — это метод изучения самых разнообразных объектов, процессов, явлений путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных «искусственных» языков — математики, математической логики, химии и ряда других наук, с помощью которых проводится изучение их свойств.

Использование специальной символики в этих науках является одним из необходимых и прогрессирующих методов отражения действительности человеком. Говоря о формализации, следует иметь в виду, прежде всего, формализацию в широком смысле слова. Например, процесс прямолинейного равномерного движения может быть записан с помощью символов: S — пройденный путь; v — скорость; t — время движения. С их помощью длина пути, пройденного за время /, составит S = vt. Такая формализация позволяет приписывать отдельным символам или их системам определенные значения, что избавляет от многозначности терминов (полисемии), которая свойственна обычным языкам. Поэтому при оперировании формализованными системами рассуждения отличаются четкостью и строгостью, а выводы — доказательностью.

Таким образом, формализация — это способ фиксации (уточнения) содержания научной теории, ее отдельных компонентов, путем выделения ее формы, выражения се в особом языке и соединения правил оперирования с таким языком.

Иногда под формализацией понимают также метод решения специальных проблем в математических и логических теориях. Эти вопросы решаются чисто формально, путем использования специальной символики, позволяющей оперировать не содержанием соответствующих теоретических утверждений, а наборами символов, формулами. Здесь мы имеем дело с формализацией в специальном смысле этого слова.

Роль формализации в теоретических исследованиях и достоинства этого метода состоят, прежде всего, в развитии научного знания, поскольку она уточняет структуру относящихся к знаниям понятий, без чего нельзя нс только разрешить, но даже сформулировать и поставить научную проблему.

Формализация обеспечивает и полноту обозрения предметной области, а также обобщенность подхода к решению научной проблемы. Метод базируется на использовании специальной символики, введение которой обеспечивает краткость и четкость фиксации знания, чем в значительной мере обусловлено изящество математических и физических теорий, их компактность и своеобразная красота. Справедливо заметить, что любая формализованная теория беднее соответствующей ей содержательной теории: выигрывая в точности, она достигает этого за счет сознательного абстрагирования от многих сторон рассматриваемого содержания.

Метод формализации теснейшим образом связан со многими другими методами — моделированием, абстрагированием, идеализацией и т. д. По отношению к моделированию он носит в определенном смысле служебный характер, поскольку выступает в качестве средства знакового моделирования. Что же касается, например, абстрагирования и идеализации, то использование этих методов есть необходимая предпосылка формализации.

Абстрагирование — метод теоретического исследования, заключающийся в мысленном отвлечении от некоторых несущественных сторон и связей изучаемых явлений и предметов в интересах выделения и последующего изучения наиболее существенных их свойств и связей. Это позволяет сконцентрировать внимание на главном, более глубоко изучить его и получить необходимое новое знание о предмете исследования. Одна из функций абстрагирования также заключается в выделении общих свойств некоторого множества объектов и в фиксации этих свойств. Абстрагирование лежит и в основе процессов обобщения и образования понятий.

Различают несколько видов абстрагирования:

Абстракция отождествления применяется при изучении групп (классов) предметов, объектов. Она заключается в выделении свойств, признаков, присущих всем предметам группы (класса) и отличающих эти предметы от предметов других классов. При этом индивидуальные признаки отдельно взятого предмета из рассмотрения исключаются. Данный метод представляет интерес для исследований, посвященных классификации большого количества разнородных элементов, их упорядочению по определенному признаку (или признакам) однородности.

Абстракция идеализации — процесс замещения реального объекта его некоторой абстрактной идеализированной моделью (схемой). В этом виде абстракции отдельная группа свойств объекта доводится до порогового, предельного значения, например в теоретической механике вводится понятие «абсолютно твердое тело».

Математическая абстракция (или изолирующая абстракция) — мысленное выделение определенных свойств и связей изучаемого объекта из их совокупности и фиксация в виде математических зависимостей, символов и т. п. Она утвердила в науке такие распространенные и общепринятые понятия, как «эффективность», «устойчивость», «надежность», «точность» и др. Математическая абстракция — один из основных методов познания, используемых в математическом моделировании.

Идеализация — метод мысленного конструирования в процессе исследования реального явления или особого рода мысленных объектов, которых не существует и даже не может существовать в качестве реальных. Процесс идеализации характеризуется отвлечением от свойств и отношений, присущих объектам реальной действительности, и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам. Примерами понятий, являющихся результатом идеализации, могут быть такие понятия, как «точка», «прямая», «линия», «абсолютно черное тело», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» и т. п., которых в природе не существуег. Идеализирование позволяет выделить в чистом виде интересующие нас стороны действительности и, опираясь на простой идеализированный объект, дать более глубокое и полное описание его сторон и в дальнейшем оперировать им в рассуждениях как реально существующим объектом и строить абстрактные схемы реальных процессов.

Способы формирования идеализированного объекта:

  • — абстрагироваться от одних свойств реального объекта при одновременном удержании и усилении других, как, например небесная механика;
  • — абстрагироваться от некоторых отношений изучаемых объектов друг к другу (идеальный газ);
  • — приписать реальным объектам отсутствующие свойства (абсолютно черное тело);
  • — мысленно поместить реальный объект в несуществующие идеальные условия (абсолютная инерция).

Чаще всег о используется сочетание этих способов.

Процесс конструирования идеального объекта обязательно предполагает абстрагирование, но не сводится к нему. Создавая такой идеальный объект, как «абсолютно черное тело», мы абстрагируемся от того факта, что все реальные тела в той или иной мере обладают способностью отражать падающий на них свет. В любом случае идеализация включает в себя момент абстрагирования, что позволяет рассматривать идеализацию как вид абстрагирующей деятельности.

Большое значение для формирования идеальных объектов имеют и другие мыслительные операции. Это связано с тем, что на основе рассмотрения их реальных прототипов при мысленном конструировании идеальных объектов мы должны достичь двух целей: лишить реальные объекты некоторых присущих им свойств и мысленно наделить эти объекты гипотетическими, практически неосуществимыми свойствами.

Основными способами достижения этих целей можно считать:

  • 1. Многоступенчатое абстрагирование — способ формирования идеальных объектов путем последовательной трансформации представлений об объекте. Этот способ формирования идеальных объектов широко применяется, например, в математике. Так, абстрагируясь от толщины реального объекта, мы получаем представление о плоскости; далее, лишая плоскость одного из измерений, получаем линию; и, наконец, лишая линию единственного ее измерения, получаем точку.
  • 2. Мысленный переход к предельному случаю в развитии какого-либо свойства. Располагая, например, реальные тела в ряд соответственно увеличению их твердости, можно мысленно продолжить этот ряд и в конце его представить такое тело, которое не деформируется под действием любых сил. Это и будет «абсолютно твердое тело».
  • 3. Простое абстрагирование, отбрасывание некоторых реальных свойств объектов. Это возможно в том случае, когда подобное отбрасывание реальных свойств выступает как одновременное наделение этой вещи нереальными свойствами. Так, скажем, отбросить способность любых тел отражать свет — это уже приписывание им свойства стопроцентного поглощения света, каким может обладать лишь нс существующее в природе «абсолютно черное тело».

Перечисленные способы образования идеальных объектов различаются здесь лишь теми сторонами мыслительной деятельности, на которых непосрелственно акцентируется внимание ученого и которые поэтому в каждом отдельном случае представляются главными, ведущими.

Полученные в результате сложной мыслительной деятельности идеальные объекты играют в науке большую роль. Они позволяют значительно упростить сложные системы. С помощью идеализации исключаются те свойства и отношения объектов, которые затемняют сущность изучаемого процесса. Сложный процесс представляется как бы в чистом виде, что значительно облегчает обнаружение существенных связей и отношений, формулирование законов.

Идеализация — это специфическое упрощение действительности, которое таит в себе и определенные опасности. Поэтому большое значение приобретает вопрос о правомерности тех или иных идеализаций. Любая идеализация правомерна лишь в определенных пределах, она служит для научного решения только определенных проблем.

После того как сформированы идеализированные теоретические конструкты и разработана теоретическая схема их взаимодействия, переходят к мысленному эксперименту с идеализированным теоретическим объектом, который предполагает оперирование объектом, замещающим в абстракции объект реальный. Оперирование заключается в мысленном создании того или иного состояния, различных ситуаций, которые позволяют проявить какие-то важные особенности исследуемого объекта. В этом проявляется определенное сходство между мысленным и эмпирическим опытом. Более того, любой реальный эксперимент, прежде чем он будет осуществлен на практике, исследователь сначала «прогоняет» в воображении в процессе обдумывания и планирования. В этом случае мысленный эксперимент выступает в качестве предварительного идеального плана реального эксперимента.

Мысленный эксперимент может также иметь большую эвристическую ценность, помогая интерпретировать новое знание, полученное исключительно математическим путем. По результатам удавшегося мысленного эксперимента, как правило, формулируют новый теоретический закон и разрабатывают новую научную теорию, для чего используют особые методы построения теории: аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, восхождение от абстрактного к конкретному.

Аксиоматический метод (аксиоматизация) — метод построения научной теории, в соответствии с которым некоторые утверждения принимаются без доказательств, а вес другие положения выводятся из них по определенным логическим правилам, как логическое следствие. Утверждения, принимаемые без доказательства, называются аксиомами. Выводное знание фиксируется в виде лемм, теорем, законов и т. д.

Аксиоматический метод представляет собой один из довольно распространенных способов организации научного знания. Особенно широко применяется он в математике и математизированных науках. Этот метод нашел также применение в естественных и технических науках при построении математических моделей, математическом описании систем, явлений, процессов. В качестве аксиом могут приниматься классические законы физики, математики, химии, достоверные исторические факты и т. п.

Примерами аксиоматически построенных систем знания могут служить геометрия Евклида и ее антипод — неевклидова геометрия Лобачевского и Риммана, теория электромагнитного поля Максвелла и теория относительности Эйнштейна, а также целый ряд других научных теорий.

К аксиоматически построенной системе знания предъявляется ряд требований, важнейшими из которых являются требования:

  • — непротиворечивости, согласно которому в системе аксиом не должны быть выводимы одновременно какое-либо предположение и его отрицание;
  • — полноты, в соответствии с которым любое предположение, которое можно сформулировать в данной системе аксиом, можно в ней доказать или опровергнуть, т. е., иначе говоря, из аксиом должно быть выводимо или это предположение, или его отрицание;
  • — независимости аксиом, согласно которому любая аксиома не должна быть выводима из других аксиом (иначе она переводится в разряд теорем).

Необходимым условием истинности аксиоматических теорий является внутренняя непротиворечивость. Однако она с достоверностью свидетельствует лишь о том, что теория построена правильно. Аксиоматически построенная теория может быть признана действительно истинной лишь в том случае, когда истинны как сс аксиомы, так и правила, по которым получены все остальные утверждения теории. Только в этом случае теория может верно отображать действительность.

Основные достоинства аксиоматического метода состоят в точном определении используемых понятий и в строгости рассуждений. Кроме того, аксиоматизация упорядочивает знание, исключает из него ненужные элементы, облегчает процесс построения всей системы знания, устраняет двусмысленности и противоречия. Иначе говоря, аксиоматический метод всесторонне рационализирует организацию научного знания.

Если истинное значение посылок неизвестно, то метод дедукции трансформируется в гипотетико-дедуктнвный метод.

Различают две группы подобных методов:

  • — группа рассуждений, посылками которых являются гипотезы, истинность которых еще нужно установить, например неевклидова геометрия;
  • — ipynna рассуждений, где посылки заведомо ложные, а выводимые следствия противоречат известным фактам.

Метод дает возможность исследовать логические взаимосвязи между гипотезами различного уровня абстракции, а также осуществлять эмпирическую проверку гипотез и теорий.

Успех теоретического исследования зависит, прежде всего, от того, насколько сформулирован тезис (гипотеза) и насколько убедительны аргументы. Правила выбора (формулирования) тезисов и аргументов позволяют разделить логические методы на гипотетические и аксиоматические.

Восхождение от абстрактного к конкретному. Здесь под абстрактным понимается одностороннее, неполное знание, которое не раскрывает сущности предмета в целом. Объективным содержанием абстрактного являются отдельные стороны, свойства и связи вещей. Термин «конкретное» используется в двух основных смыслах. Во-первых, под конкретным понимается сама действительность, различные объекты, взятые во всем многообразии их свойств, связей и отношений. Во-вторых, термин «конкретное» употребляется для обозначения всестороннего, систематического знания об объекте. Конкретное знание выступает как противоположность абстрактного знания, т. е. знания, бедного по содержанию, одностороннего. Необходимо подчеркнуть, что абстрактное и конкретное — это не абсолютные, а относительные характеристики знания. Квантовая и релятивистская механика, например, выступают как более конкретные, богатые теории по сравнению с классической механикой, однако по отношению к будущим, еще более развитым физическим теориям они, естественно, окажутся абстрактными.

Сущность метода восхождения от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного знания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа. Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны.

На первом этапе осуществляется переход от чувственно-конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений.

Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т. е. от абстрактного в познании, к всестороннему, многогранному знанию об объекте, к конкретному в познании.

Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый мсгод представляет собой закон познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении. Восхождение от абстрактного к конкретному — общая форма движения научного познания.

Конкретизация — метод научного познания, с помощью которого выделяются существенные свойства, признаки, связи объекта, с приданием им вполне точного, вещественно определенного смысла (содержания). В отличие от абстрагирования данный метод требует учета реальных условий существования объекта исследования, среды обитания (инфраструктуры), а также целей, которые реализует (или должен достигнуть) объект.

Абстракция и конкретизация являются хотя и противоположными, но взаимодополняющими друг друга методами научного познания, зачастую выступающими в единстве по аналогии с анализом и синтезом, индукцией и дедукцией.

Исторические методы исследований основываются на анализе фактов, процессов и явлений в их хронологической связи, в историческом развитии, становлении, в связи с конкретными историческими условиями, их определяющими. При этом действительность рассматривается как постоянно развивающаяся и изменяющаяся во времени. Сущность исторического метода исследования заключается в фиксации изменений изучаемого объекта (явления), в которых выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность и качественное своеобразие.

Исследования с применением исторического метода предполагают не только анализ существующих связей между элементами системы, но и внутреннее развитие, закономерности (либо случайности) возникновения этих связей, возможные противоречия и т. п. Многие проблемы современности, которыми занимаются экономисты, социологи, управленцы и другие специалисты, могут быть успешно решены лишь на основе исторического анализа.

К основным методам исторического научного исследования могут быть отнесены: ретроспективный анализ, прогнозирование, численные исторические методы (клиометрия), например метод динамических рядов, а также историкогенетический, историко-сравнительный и историко-системный методы.

Прогнозирование (греч. Ttpdyvajoiq — предвидение, предсказание) — совокупность методов, позволяющих выявлять причинно-следственные связи и параметры прошедших тенденций и по их результатам сформировать прогноз — обоснованное суждение о возможном состоянии исследуемого объекта в будущем, вероятных путях и сроках достижения этого состояния. К основным методам прогнозирования относят: статистико-всроятностныс, экспертные, а также методы моделирования.

Простейшие методы, используемые для прогнозирования, исходят из заданной функции, определенной в конечном числе точек на оси времени. Временной ряд может быть одноили многомерным и, как правило, рассматривается в рамках определенной вероятностной модели. Для построения прогнозной функции в основном применяют методы аппроксимации на основе интерполяции (аппроксимирующая функция проходит через имеющиеся точки данных) или экстраполяции (функция проходит снаружи заданной выборки). При сглаживании функции наиболее часто применяются методы наименьших квадратов, наименьших модулей или сплайны. На основе прогнозной функции может быть определен тренд (длительная тенденция изменения прогнозных показателей) или тенденция (общее направление) развития процесса. Оценивание точности прогноза осуществляют с использованием специальных методов, например с помощью метода доверительных интервалов и доверительной вероятности.

Например, одним из часто используемых методов прогнозирования является метод динамических рядов. Он заключается в представлении показателей того или иного явления, соотнесенных по времени, что позволяет вскрыть закономерность и определить тенденцию развития изучаемого процесса. Различают следующие типы динамических рядов:

  • — моментные — для характеристики изучаемого объекта за различные моменты времени;
  • — периодические — для характеристики изучаемого объекта за определенные периоды времени.

Динамический ряд исходных данных должен быть небольшим, но одинаковым для всех объектов. Период упреждения (зона прогноза) обычно должен быть в два и более раза меньше периода динамического ряда. Например, по данным за 1995;2015 гг. можно с разной достоверностью разработать прогноз до 2020;2025 гг. Если динамический ряд имеет крупные структурные сдвиги (например, из-за изменения цен и т. п.), то все данные должны быть приведены в сравнимый вид. На практике прогнозы на период более 10−15 лет имеют достаточно низкую достоверность.

К современным статистическим методам прогнозирования относятся также модели экспоненциального сглаживания, авторегрессии со скользящей средней, системы эконометрических уравнений, основанные как на параметрических, так и на непараметрических подходах.

Экспертные методы прогнозирования, а также методы моделирования будут рассмотрены в следующей главе, поскольку эти методы в равной степени могут быть отнесены и к эмпирическим методам получения первичной научной информации.

Эффективным методом прогнозирования является метод сценариев — набор прогнозов развития ситуации, а также возможных положительных и отрицательных последствий, к которым она может прийти под влиянием тех или иных факторов. Сценарий представляет собой описание будущего на основе предположений, составленных из нескольких вариантов: оптимистического, пессимистического, наиболее вероятного.

Построение сценариев — творческий процесс, основанный на неформальных знаниях, опыте, научной интуиции и интеллекте эксперта. Он включает выдвижение различных альтернатив развития ситуации и последующую проверку каждой из этих альтернатив на системе моделей, что позволяет получить количественную оценку.

Методика построения сценариев:

  • — руководитель составляет описание задания: цели, существующую ситуацию и формулирует проблему;
  • — одному из опытных работников поручается разработать варианты решения проблемы;
  • — специалисту дастся задание составить сценарий возможных результатов при реализации данных решений, а также реакций на эти результаты заинтересованных лиц;
  • — текст сценария рассылается всем, кто принимает участие в его реализации, и созывается совещание по его обсуждению, в результате которого вносятся необходимые корректуры и составляется окончательный сценарий.

Метод реализуется в двух основных модификациях:

  • — метол согласования мнений нескольких независимых групп экспертов, разрабатывавших сценарии возможного развития событий, на основе чего вырабатывается согласованный сценарий;
  • — метод повторяющегося объединения сценариев — эксперты сначала выявляют наиболее важные факторы, влияющие на развитие ситуации, и по каждому из них разрабатывают соответствующий сценарий, а затем сценарии постепенно согласовываются и в итоге объединяются.

Историко-генетический метод заключается в последовательном раскрытии свойств исследуемого явления или изменений изучаемого объекта в процессе его исторического развития. Он направлен, прежде всего, на анализ причинно-следственной связи и закономерности исторического развития. Данный метод, при всей его широте применения, не имеет разработанной формализованной методики и техники, поэтому его результаты часто расплывчаты и неопределенны, что затрудняет сопоставление результатов отдельных исследований.

Историко-сравнительный метод заключается в сравнении тождественных или сходных внутренней сутыо социально-экономических явлений, отличающихся лишь пространственной или временной вариацией форм. Метод дает возможность вскрывать сущность изучаемых явлений по сходству и различию присущих им свойств, а также обеспечивает типологизацию сходных явлений на основе некоторых свойств. Итогом анализа должно быть нс только определение качественно отличных типов, но и выявление конкретных признаков, которые характеризуют их качественную определенность.

Историко-системный метод заключается в углубленном научном исследовании как с точки зрения целостного охвата познаваемой исторической социально-экономической реальности, так и с точки зрения раскрытия внутренних механизмов се функционирования и развития. Метод тесно связан со структурным и функциональным анализом.

Численные исторические методы — например, клиометрия, или квантитативная историография, применяются для изучения различного рода массовых явлений и процессов и используют основные методы статистического анализа: выборочный метод, анализ взаимосвязей, методы анализа качественных признаков, статистическую проверку гипотез, многомерный статистический анализ, факторный анализ, множественную регрессию, многомерное шкалирование, многомерную классификацию на основе теории нечетких множеств и т. п. Метод требует установления истинности исторических фактов и четкого построения системы доказательств. Нестрогое выполнение этого требования приводит к тому, что одни и те же этапы развития общества могут трактоваться и объясняться по-разному, как, например, попытки исказить роль СССР во Второй мировой войне.

Применение исторических методов исследования характерно и для точных наук. Например, при написании диссертации обычно анализируют генезис науки и практики в области исследования, прослеживая тенденции развития исследуемых процессов, явлений, систем до настоящего времени. При этом следует в равной степени опасаться как переоценки, так и недооценки исторического опыта, а также механического переноса исторического опыта на современные, а тем более на будущие явления и процессы.

Применение исторических методов позволяет получить представление об эмпирической истории объекта или явления, открыть закономерности ее развития, например дарвиновская теория эволюции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой