Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тенденции национального рынка образовательных услуг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствие с Федеральным законом «Об образовании» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности… Читать ещё >

Тенденции национального рынка образовательных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствие с Федеральным законом «Об образовании» под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [46].

В условиях развития современного общества образовательную деятельность определяют как совокупность услуг, таким образом, формируется рынок образовательных услуг, на котором образование становится объектом куплипродажи. По мнению большинства исследователей, образовательные услуги представляют собой разновидность услуг, предоставляемых потребителям в процессе осуществления образовательной деятельности, результатом которого является достижение субъектами образования определенного уровня обучения и воспитания. Однако, как справедливо отмечает Н. А. Агешкина [2], услуга характеризуются двумя важными обстоятельствами: они осуществляются за соответствующую плату (как рыночный товар) и отношения между поставщиком и потребителем услуги регулируются соответствующим договором. При этом осуществление образовательной деятельности государственными и муниципальными учреждениями происходит бесплатно и без заключения такого договора. Отношения между образовательным учреждением и потребителем образовательных услуг, в данном случае регулируются законодательством Российской Федерации об образовании. Вопрос, являются ли бесплатное образование, осуществляемое на основе основных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, услугой, остается предметом дискуссий исследователей. Однако другие свойства услуги — неотчуждаемость от носителя, адресный характер, несохраняемость качества, неосязаемость — в полной мере подходят как к платному, так и бесплатному образованию. Таким образом, образовательные услуги являются специфическим видом услуг.

Структура российского рынка образовательных услуг представлена следующими субъектами:

  • — производителями образовательных услуг (образовательные учреждения и организации всех типов, а также лица, осуществляющие индивидуальную педагогическую деятельность);
  • — потребителями образовательных услуг (физические лица и юридические лица всех форм собственности);
  • — поставщиками, осуществляющими ресурсное обеспечение образовательной деятельности;
  • — контролирующими организациями, осуществляющими лицензирование и аккредитацию образовательной деятельности;
  • — органами управления образования муниципального и государственного уровня;
  • — образовательной инфраструктурой (рекрутинговые агентства, биржи труда, научно-информационные центры, консалтинговые организации, общественные институты, содействующие организации и продвижению услуг).

Национальная структура образовательных услуг настолько сложна, что с трудом поддается описанию. Она представлена множеством сегментов, уровней и ступеней образования, типами учебных заведений, профилями подготовки, характерами специальностей. Федеральный Закон «Об образовании» выделяет следующие уровни образования.

Общее образование:

  • — дошкольное;
  • — начальное общее;
  • — основное общее;
  • — среднее общее.

Профессиональное образование:

  • — среднее-профессиональное;
  • — высшее (бакалавриат);
  • — высшее (специалитет, магистратура);
  • — высшее (подготовка кадров высшей квалификации).

Дополнительное образование:

  • — дополнительное образование детей;
  • — дополнительное образование взрослых;
  • — дополнительное профессиональное образование.

Среди государственных и муниципальных учреждений образования можно выделить детские образовательные учреждения (ясли, детские сады), школы различного типа, лицеи, гимназии, профессиональные лицеи, колледжи, институты, университеты и академии. Практически все эти типы организаций (кроме, пожалуй, среднепрофессиональных) можно встретить среди частных негосударственных. Нельзя не отметить, что сформировался особый уровень образовательных услуг — корпоративное образование (центры профессиональной подготовки, корпоративные университеты), деятельность которых направлена на повышение квалификации рабочих, специалистов и руководителей конкретных компаний.

Расширяется сектор коммерческого дополнительного образования. В большом количестве появляются информационно-образовательные центры (некоторые из них — под гордым именем «Бизнес-школа»), тренинговые центры, школы иностранных языков, консалтинговые организации. Образовательные услуги, особенно в долицензионном сегменте, оказывают множество маргинальных рыночных игроков — рекрутинговые агентства, издательские центры, инвент-организации, медиаресурсы, интернетпорталы. Основными направлениями коммерческого дополнительного образования являются:

в профессиональной области:

  • — бухгалтерский учет и налогообложение;
  • — сметное дело;
  • — информационные технологии, программирование, veb-дизайн;
  • — офисное делопроизводство;
  • — охрана труда и промбезопасность;
  • — маркетинг и реклама;
  • — управление персоналом;
  • — продажи;
  • — управление проектами;
  • — компьютерная графика;

в области личностного развития:

  • — психологические тренинги;
  • — коммуникации;
  • — переговоры;
  • — иностранные языки;
  • — программы личностной эффективнос ти.

Выделим основные тенденции современного рынка образовательных услуг:

во-первых, усиление международной образовательной мобильности и становление глобального рынка образовательных услуг (прежде всего, профессионального уровня) приводит к реформированию национальной образовательной системы в соответствии с мировыми стандартами и формированию глобального рынка интеллектуального капитала. Эти изменения приведут в среднесрочной перспективе к изменению экономического ландшафта;

во-вторых, стремление образовательных организаций к вертикальной интеграции (по линии школа — вуз — корпорация). Выстраивание такой интеграции определяется потребностью концентрировать в своих руках лучшие человеческие ресурсы. Это связано еще и со структурированием рынка труда и дифференцированием образовательных услуг по отраслевому типу;

в-третьих, существует тенденция к горизонтальной интеграции организаций профессионального образования с целью сокращения количества вузов и повышения в них качества образования и управляемости. Модель больших вузов в большей степени может соответствовать исследовательскому типу университета, который станет важнейшим звеном регионального промышленного кластера и сможет концентрировать интеллектуальные ресурсы. Не исключено, что в новом типе вуза возможна реализация многоуровневой профессиональной подготовки, включающей среднепрофессиональный уровень, который сегодня находится в кризисном положении;

в-четвертых, центры образовательной сети вслед за процессом урбанизации все в большей степени концентрируются в крупнейших городах и вымываются населением малых городов и сельских населенных пунктов. Это грозит стагнацией образования в последних и приводит к дифференциации населения по социально-культурным и образовательным стратам, закрепляет существующий уровень жизни. Таким образом, образование, по мнению некоторых экспертов [35], утрачивает роль социального лифта и не способно изменить сложившуюся дифференциацию;

в-пятых, начатые в России институциональные реформы в сфере образования [там же] так и не были завершены. К ним относятся:

  • — формирование механизмов общественно-государственного управления в сфере образования;
  • — формирование электронного документооборота и обеспечение прозрачности образовательных учреждений в интересах учащихся, родителей, заинтересованной общественности;
  • — разграничение полномочий в сфере образования между различными уровнями управления.

Завершение этих реформ позволит повысить эффективность управления образовательной деятельностью;

в-шестых, диверсификация каналов образования, особенно с применением внесистемных, подрывает престиж школы и учителя, приводит к критическому снижению культурного и социального капитала воспитания детей, в конечном счете угрожает утратой общепризнанных культурных ценностей.

Подводя итог сказанному, необходимо сделать вывод, что образование является базовым ресурсом развития национальной экономики, формирования кадрового, научнотехнического и культурного потенциала общества. Ключевое значение в образовательных организациях имеет система управления человеческими ресурсами.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой