Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Память людей пожилого и старческого возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Логико-смысловая память у пожилых людей сохраняется и даже развивается, позволяя осуществлять в этом возрасте достаточно адаптивное поведение. Этот вид памяти помогает переработке и хранению логического и систематизированного материала, давая возможность преодолеть недостатки механической памяти. Поэтому старики и пытаются записать «чтото на память» или вспоминают что-то, прибегая к помощи… Читать ещё >

Память людей пожилого и старческого возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменения, проявляющиеся в нарушении метаболизма, сокращении кровотока, биохимических нарушениях, приводят к сокращению ресурсов внимания и замедлению обработки информации, что, в свою очередь, обусловливает ослабление когнитивного контроля, изменение функций памяти, проявляющееся в ухудшении проспективной памяти (память на намерения), слабом торможении, ухудшении произвольного запоминания. Нормальное старение в первую очередь отражается на эпизодической памяти. Страдает рабочая память, что отражается в забывчивости и рассеянности пожилых людей. Нарушаются механическое запоминание и кратковременная память, значительные изменения отмечаются и в долговременной памяти. Вербальная и смысловая память сохраняются длительное время. Эти изменения преимущественно связаны с нарушениями нейронных структур префронтальной коры и гиппокампа. Однако при изучении творческой деятельности людей интеллектуального труда показано, что способность к выполнению логических функций у них сохраняется после 60—70 лет.

Пожилым людям обычно легче даются задания на узнавание, чем на воспроизведение. Например, от старого человека вы можете услышать: «Ваше лицо мне знакомо, где-то я вас видела», а где — ему трудно вспомнить. Или: он может сразу же определить, что видел этот фильм, но о чем он, вспомнить быстро не удается. Пожилые люди склонны проявлять избирательность в отношении того, что сохранить в памяти, а что — нет. Обращенная к ним просьба запомнить бесполезный (на их взгляд) список слов вызывает протест, но они с удовольствием перескажут вам прочитанный текст. Таким образом, запоминание в старости основывается на смысловой нагрузке. Пожилые люди экономят свои ресурсы и склонны запоминать только то, что им важно и может пригодиться в жизни.

Часто у пожилых людей обнаруживается удивительная ясность воспоминаний далекого прошлого. Этот вид памяти — память на отдаленные события, или автобиографическая память, — у пожилых людей сохраняется практически полностью. В старости люди лучше припоминают подробности исторических событий, в которые они участвовали, чем люди моложе их, но знающие об этих событиях понаслышке. Возникает некий парадокс: пожилой человек не может вспомнить, к примеру, куда он только что положил очки, или не помнит то, о чем говорилось вчера, однако с четкостью до мельчайших деталей может вспомнить события «давно минувших лет». Феномен особой, эмоционально окрашенной обращенности пожилых людей к прошлому часто используется сиециалистами-психологами и психотерапевтами в работе с людьми этого возраста. Такая стимуляция воспоминаний помогает вернуть человеку более или менее позитивный психологический фон, помогает понять, что прожил он свою жизнь «не зря», что были и в его жизни великие радости и большие победы. Для пожилого человека это крайне важно, ибо в период старости многие люди в силу ограничения сферы общения, физической немощи, понимания того, что они в чем-то являются обузой для окружающих, довольно часто переживают чувство усталости, одиночества и непонятое™.

Логико-смысловая память у пожилых людей сохраняется и даже развивается, позволяя осуществлять в этом возрасте достаточно адаптивное поведение. Этот вид памяти помогает переработке и хранению логического и систематизированного материала, давая возможность преодолеть недостатки механической памяти. Поэтому старики и пытаются записать «чтото на память» или вспоминают что-то, прибегая к помощи построения цени логических рассуждений.

Несмотря на то, что в процессе старения в интеллектуальной сфере человека происходит ряд значительных регрессионных изменений, существуют и компенсаторные механизмы, обеспечивающие перестройку интеллекта, при которой достигаются необходимые приспособительные результаты и человек способен осуществлять функцию мышления. На поздних этапах онтогенеза способность к интеллектуальной деятельности реализуется в основном за счет понятийного, словесно-логического мышления, которое компенсирует снижение эффективности познавательных операций, т. е. операций, связанных с анализом и переработкой новой информации, поступающей из внешней среды. Именно поэтому пожилые люди зачастую демонстрируют значимое преимущество в тех заданиях, которые требуют опыта и словарного запаса, но для выполнения подобных заданий им требуется больше времени. Вместе с тем сама возможность продемонстрировать другим свои стратегии решения задач, приобретенные в ходе жизненного опыта, дает пожилому человеку ощущение большого личностно-психологического комфорта — он понимает осмысленность своей жизни, испытывает удовлетворенность ею, чувствует себя ответственным за свои поступки и решения, имеет цели в настоящем и будущем, живет полноценной психической жизнью.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой