Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методы контроля в обучении биологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главная функция обучающего контроля — контрольно-коррекционная. В современной школе обучающий контроль осуществляется большим разнообразием методов и их приемов как традиционных, так и нетрадиционных. Классификация методов обучающего контроля, по Ю. К. Бабанскому, П. И. Пидкасистому, М. Л. Портнову, представлена в виде схемы (рис. 14.1). Из всего этого следует, что фронтальная проверка нужна как… Читать ещё >

Методы контроля в обучении биологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пусть учитель спрашивает с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его и судит о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни.

М. Монтенъ

Контроль и оценка знаний и умений обучаемых являются способами диагностики, составной ее частью. Это важные компоненты педагогического процесса.

Задачи, решаемые учителем при контроле: оценка эффективности применяемых методов; мониторинг за усвоением учащимися ЗУН (знания, умения, навыки); диагностика и коррекция; закрепление, осмысление и систематизация знаний учащихся; повышение ответственности.

Контроль выполняет четыре важные функции: обучающую, развивающую, воспитывающую и побуждающую.

Главная функция обучающего контроля — контрольно-коррекционная. В современной школе обучающий контроль осуществляется большим разнообразием методов и их приемов как традиционных, так и нетрадиционных. Классификация методов обучающего контроля, по Ю. К. Бабанскому, П. И. Пидкасистому, М. Л. Портнову, представлена в виде схемы (рис. 14.1).

Устный контроль осуществляется главным образом во фронтальной и индивидуальной формах.

Фронтальный контроль, как и всякий опрос, — это контрольное опрашивание на уроке, проверка степени и осознанности усвоения учебного материала.

Организация опроса должна быть исключительно четкой. Вопросы продуманы до мелочей, точно установлена их последовательность. Фронтальный опрос имеет ряд положительных качеств:

  • — позволяет охватить проверкой многих учащихся;
  • — вырабатывает способность к краткому, но точному ответу;
  • — обращает внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию;
  • — отрабатывает по плану полный ответ по теме, приучая к последовательности и обоснованности изложения;
  • — вовлекает в работу всю группу, держит в напряженном внимании всех учащихся.
Классификация методов обучающего контроля (по Ю. К. Бабанскому, П. И. Пидкасистому, М. Л. Портнову).

Рис. 14.1. Классификация методов обучающего контроля (по Ю. К. Бабанскому, П. И. Пидкасистому, М. Л. Портнову)

Но имеются и существенные недостатки фронтального опроса:

  • — ответы слишком краткие, не приучают к развернутому, труднейшему виду ответа;
  • — не отрабатываются переходы от одной мысли к другой, а такие переходы крайне важны при изложении сложного материала;
  • — не позволяет вскрыть всей глубины знаний учащихся;
  • — такой опрос недостаточно развивает логическую и языковую культуру учащихся.

Из всего этого следует, что фронтальная проверка нужна как один из методов опроса, но нельзя превращать ее в универсальный способ проверки знаний с последующим выставлением поурочного балла. Это может привести к поверхностному усвоению программного материала и образованию существенных пробелов в знаниях учащихся.

Индивидуальный опрос — самый простой и доступный способ контроля. Преподаватель ставит перед классом вопрос, одну-две минуты выжидает, чтобы все учащиеся подумали, затем вызывает кого-либо из намеченных учащихся. Учащийся ответил, преподаватель обращается к группе с предложением дополнить или исправить ошибку, допущенную при ответе; делает нужные замечания к ответу и выставляет оценку. Затем ставит новый вопрос. Преподаватель успевает спросить таким образом от двух до четырех человек. Ответ учащегося с дополнением и решением в зависимости от вопроса занимает обычно от 5 до 10 мин. Индивидуальный опрос имеет ряд преимуществ. Вся группа и преподаватель слушают одного человека. Ответ устный, полный, самостоятельный. Оценка ответа, обычно безошибочная, ставится за все качества ответа: за знание фактического материала, логическую стройность изложения, выразительность и точность языка. Индивидуальный опрос — основной способ опроса, и каждый учащийся должен через него проходить как можно чаще. Но индивидуальный опрос имеет недостатки:

  • — учитель выделяет одного учащегося, и поэтому трудно привлечь внимание всего коллектива;
  • — можно спросить лишь небольшое количество учащихся. Если удовлетвориться только этим методом опроса, то получится, что в течение месяца, при классе в 30 человек, можно спросить каждого учащегося только по одному разу, даже если он получит отрицательную оценку;
  • — при помощи индивидуального опроса невозможно проверить навыки учащихся в составлении планов и тезисов, решении задач, выполнении практических работ.

Перечисленные недостатка весьма существенны: учитывая их, необходимо прибегать к другим методам опроса.

Самое трудное при проведении индивидуального опроса — активизировать группу, привлечь к работе всех учащихся. Для этого существует несколько приемов.

  • 1. Задают вопрос и предлагают всем учащимся составить план ответа. Затем вызывают учащегося, а остальные следят по плану и после ответа дополняют, исправляют ошибки, уточняют.
  • 2. Учитель ставит вопрос, предлагает подумать, а затем вызывает одного учащегося отвечать, а другим дает задание фиксировать в своей тетради пробелы, неточности. Разрешается в некоторых случаях использовать учебник.
  • 3. Задают вопрос, вызывают учащегося для ответа, а остальные обязаны слушать и быть готовыми продолжить ответ, развить какую-то мысль, привести пример, решить задачу.

В редких случаях допускается дать всей группе задание, а в это время опросить кого-то из слабых учащихся. Это делается тогда когда преподавателю ясно, что во время опроса класс в данном случае ничему не научится.

Наиболее эффективным по сравнению с индивидуальным и фронтальным контролем является комбинированный контроль знаний и умений учащихся.

Уплотненный опрос — это самый трудный вид опроса. В чем его сущность? Вызывается одновременно три-четыре учащихся. Один отвечает устно, как при индивидуальном или фронтальном опросе, остальные письменно на доске или за партой на отдельном листочке (или используют перфокарту). После устных ответов учащихся учитель проверяет письменные ответы на доске, задает один-два небольших вопроса и ставит всем оценки. После проверки можно спросить устно в порядке фронтального опроса еще одного-двух учащихся. Одновременно опрошено пять человек.

Каковы положительные черты комбинированного опроса?

  • 1. Позволяет в течение 20—25 мин спросить в среднем 5—10 человек.
  • 2. Дает возможность проверять и выработать умение составлять планы и тезисы, решать задачи и проводить опыты.
  • 3. Позволяет за сравнительно небольшое время проверить знания учащихся по большому разделу программы.
  • 4. Развивает у учащихся способность последовательного изложения, способность к отбору основных положений, охвату темы в целом.

Перечислим недостатки.

  • 1. Сразу вызываются несколько учащихся, а остальные успокаиваются, внутренне выключаются из работы, зная, что их не вызовут.
  • 2. Учителю приходится одновременно вести наблюдение и за классом, и за вызванными учащимися, следить за устным ответом.
  • 3. Не всегда ответы даются гладко. Приходится направлять, уточнить, следовательно — трата времени.
  • 4. Опрашиваемые учащиеся сосредотачиваются только на своем вопросе, не слушают другие ответы.
  • 5. Большая часть опрошенных не отвечают устно (речь).
  • 6. Учащиеся мешают друг другу при подготовке ответов.

В практике обучения все чаще учителя биологии используют нетрадиционные приемы устного контроля.

Приводим краткое описание сущности приемов, разработанных творчески работающими учителями и обобщенных А. А. Гином в книге «Приемы педагогической техники».

Базовый лист контроля. На первом уроке новой темы учитель вывешивает «Базовый лист контроля». В нем перечислены основные понятия, формулировки, которые обязан знать каждый.

«Светофор» — длинная полоска бумаги (картона), с одной стороны — зеленая, с другой — красная. При опросе ученики поднимают «светофор», сигнализируя о своей готовности к ответу.

«Показательный ответ»: один ученик отвечает у доски, остальные слушают.

Опрос по цепочке. Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ. Рассказ одного прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа.

Тихий опрос — беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, например тренировочной контрольной или групповой работой.

Магнитофонный опрос. Ответ ученика записывается на магнитофон, чтобы потом он сам мог себя послушать.

Программируемый опрос. Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных.

Взаимоопрос: ученики спрашивают друг друга по базовым листам 3—5 мин оценки друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут.

Защитный лист. Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

Отсроченная реакция. Учитель приучает детей — особенно это касается младших классов — к некоторой паузе между заданным творческим вопросом и ответом ученика: вопрос — пауза 30 с — ответ.

Щадящий опрос. Учитель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов ученика. Класс делится на две группы по рядам — вариантам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. При этом каждый ученик дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте — ученику второй группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку положительную или отрицательную. Не следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята из первой их прослушивают. Теперь они в роли преподавателя и выставляют оценку. Таким образом, задав 10 вопросов, мы добиваемся того, что каждый ученик в классе ответит на пять вопросов, прослушает ответы учителя на все вопросы, оценит своего товарища по пяти вопросам. Каждый ученик выступает и в роли отвечающего, и роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.

Идеальный опрос (почти шутка). Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Письменный контроль (контрольные работы, диктанты, письменные зачеты) различается глубиной диагностики (поверхностный срез или основательный анализ).

Письменные контрольные работы проводят с целью:

  • 1) проверки знаний всех учащихся класса по данной теме;
  • 2) стимулирования непрерывной систематической работы учащихся;
  • 3) развитие способностей в письменном виде сжато излагать материал.

Учителя биологи также используют нетрадиционные приемы письменного контроля, такие как:

  • — фактологический диктант — проводится по базовым вопросам (5—7 вопросов на вариант) в высоком темпе;
  • — выборочный контроль — учитель проверяет работы учеников выборочно;
  • — тренировочная контрольная работа — учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников (можно пользоваться учебником и т. п.), это целесообразно, если он приходит после другого учителя;
  • — блицконтроль. Контроль в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязаны овладеть ученики для дальнейшей успешной учебы (7—10 стандартных заданий, примерно по 1 мин на задание).

Лабораторный контроль. Направлен на проверку умения учащихся владеть лабораторным оборудованием. Часто сочетается с письменными и графическими работами, решением экспериментальных задач, требующих проведения опытов.

Машинный (программированный) контроль. При наличии ЭВТ и контролирующих программ. Отличается высокой объективностью.

Тестовый контроль — может быть машинным и безмашинным. В основе — тесты.

Самоконтроль. Предполагает формирование умения самостоятельно находить допущенные ошибки, неточности, намечать способы устранения обнаруживаемых пробелов.

Взаимоконтроль имеет большое воспитательное значение, роль и эффективность его возрастает в условиях дифференциально-групповой работы учащихся.

Около четырех десятилетий учителя активно используют вспомогательные способы контролирования.

Для опроса в 6—7-м классах успешно могут быть использованы ребусы, кроссворды, анаграммы, загадки и задачи по биологии.

В зарубежных странах широко распространена такая форма контроля, как психометрия. Психометрический опрос позволяет оценить уровень знаний и различные аспекты развития мышления учащихся.

Основные задачи психометрии:

  • • объективно и быстро проверить знание фактического материала;
  • • выявить умение пользоваться полученными знаниями (решать задачи, выбрать правильное решение);
  • • установить уровень развития учащихся: их умение мыслить сопоставлять, рассуждать, логически правильно обосновывать суждения.

Основными положениями, которыми следует пользоваться учителю при составлении вопросов, должны быть следующие:

  • — вопрос должен быть предельно ясен, посилен возрасту и не требовать дополнительных разъяснений;
  • — вопросы должны касаться основных решающих моментов темы, чтобы ответ способствовал запоминанию важнейших разделов программы, помогая ученику проникать в сущность изученных явлений, процессов;
  • — крайне важно, чтобы вопрос как можно чаще требовал работы мышления.

В процессе контролирования знаний, как и на остальных этапах процесса обучения, необходимо осуществлять дифференциальный и индивидуальный подходы. Еще лучше, если задание для письменного, комбинированного контроля будут индивидуализированы, т. е. соответствовать уровню учебных возможностей данного учащегося. С целью дифференциации дидактического материала предлагаем разные подходы к варьированию сложности заданий, вопросов, задач по биологии.

Показатели сложности заданий:

  • 1) проблемность задания. Творческие или проблемные задания сложнее, чем репродуктивные;
  • 2) расстояние от условия и вопроса до ответа;
  • 3) по числу причин или следствий, которые надо установить. Чем больше причин или следствий тем задание сложнее;
  • 4) по количеству используемых источников. Чем больше источников, тем задание сложнее.

С целью эффективности контроля знаний и умений необходимо придерживаться уровней усвоения знаний при составлении заданий.

Приводим один из подходов к дифференциации уровней усвоения.

Уровни усвоения знаний:

  • • ученики воспроизводят знания в том виде, в каком они изложены в учебнике или даны первоначально (объяснительно-иллюстративный метод);
  • • ученики применяют знания и умения по образцу (репродуктивный метод);
  • • творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации (частично-поисковый метод).

Таким образом, контроль должен осуществляться не только на репродуктивном, но и на продуктивном уровне.

В качестве выводов приводим условия наибольшей эффективности контроля:

  • • учитель и ученик должны быть готовы к контролю;
  • • оценка за ответ должна быть строгой, но справедливой;
  • • учитель должен комментировать ответ учащегося;
  • • во время контроля класс должен активно работать;
  • • вопросы должны отличаться разнообразием, проблемные вопросы;
  • • ответ должен быть связным и самостоятельным;
  • • опрос должен быть частым;
  • • опрос должен охватывать все разделы программ;
  • • опрос учителя должен быть разнообразным;
  • • должны быть учтены возрастные особенности и соблюден индивидуальный подход;
  • • учитель во время опроса должен быть активным и требовательным;
  • • учитель внимательно наблюдает за классом. Слушает ответ, вовремя исправляет ошибки, привлекает класс к дополнениям или исправлению ответа, делает краткий анализ ответа;

• учитель обязан время от времени подытоживать результаты опроса и делать для себя соответствующие выводы. Опрос должен проводиться не только для учеников, он должен быть полезен и для учителя.

Недостаток — насыщенность опроса к концу четверти.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой