Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Теория и методика гражданского воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения психологии о человеке как субъекте деятельности, о роли деятельности в развитии личности; системно-деятельностный, личностно-развивающийся подходы к проблеме воспитания гражданской ответственности; идеи педагогического проектирования образовательного процесса на предметно-содержательной и нормативно-функциональной основе… Читать ещё >

Введение. Теория и методика гражданского воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Реализация современных требований российского общества вызвана необходимостью поиска новых форм и способов гражданского воспитания как состояния человека, проявляющегося в направленности служения интересам своего Отечества. Данная необходимость обусловлена тем, что в период перехода к демократическому обществу были разрушены нравственные ценности, являющиеся основой формирования личности, ее мировоззрения. Произошедший кризис институтов социализации и образования негативно сказался на идеале человека: на служении Отечеству и гражданской ответственности перед государством и народом.

На важность гражданского воспитания учащейся молодежи обращено внимание в нормативно-правовых документах (Законе РФ «Об образовании», Законе «О высшем и послевузовском образовании», «Национальной доктрине гражданского воспитания», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Программе патриотического воспитания граждан до 2010 года»). Данными документами образовательные учреждения ориентированы на подготовку образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия и будут обладать развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Сущность гражданского воспитания была конкретизирована в Постановлении Правительства РФ от 11 июля 2005 года «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ»; она заключается в воспитании готовности граждан к выполнению конституционных обязанностей.

Выполнение поставленных в указанных документах задач зависит от решения комплекса теоретических, социально-педагогических проблем, связанных с подготовкой образованных кадров для законодательноуправленческих звеньев государственно-общественной иерархии, с ориентацией их стратегических ресурсов и операциональных механизмов на устойчивое развитие гражданского демократического общества.

В истории педагогической мысли проблема гражданского воспитания получила отражение в трудах Аристотеля, Платона, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Менделеева, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского. Их идеи получили дальнейшее развитие в работах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, которые отмечали значимость для молодежи обязательного служения Отечеству. Педагоги заложили основы гражданского воспитания в советской школе, они раскрыли сущность гражданственности и особенности ее воспитания. А. С. Макаренко придавал большое значение ритуалам как основе воспитания дисциплины, ответственности, чувства любви и уважения к своему коллективу.

Теория и методика гражданского воспитания нашла отражение в трудах Н. И. Болдырева, И. С. Марьенко, Э. И. Моносзона, И. Ф. Харламова, Г. Н. Филонова. В работах Т. К. Ахаян, Б. Т. Лихачева, В. А. Караковского, Г. Н. Филонова показана тесная взаимосвязь между гражданскими взглядами, чувствами, убеждениями и гражданским поведением личности.

В отечественной педагогической науке изучались различные аспекты гражданского воспитания, воспитания гражданских качеств личности (Е.П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, М. А. Вейт, З. В. Видякова, В. А. Караковский, Л. В. Кузнецова, В. П. Кузовлев, И. Ф. Плетенева.

Психологическое обоснование гражданского воспитания получило отражение в трудах Б. Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.

Анализ литературы показал, что значительно меньше исследований посвящено проблемам воспитания гражданских качеств молодежи (Э.П. Стрельникова, О. С. Газман, В. А. Караковский и др.).

Таким образом, целью нашего исследования является изучение сущности, норм и проблем граждан воспитания.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования — педагогические условия гражданского воспитания.

Задачи исследования:

  • — провести историко-педагогический анализ проблемы воспитания гражданской ответственности;
  • — определить сущность и значение гражданского воспитания;
  • — выявить основные идеи и условия реализации норм гражданского воспитания;
  • — рассмотреть цели, задачи показатели гражданского воспитания;
  • — изучить основные показатели системы гражданского воспитания;
  • — проанализировать проблемы системы гражданского воспитания.

Методологическую основу исследования составляют концептуальные положения психологии о человеке как субъекте деятельности, о роли деятельности в развитии личности; системно-деятельностный, личностно-развивающийся подходы к проблеме воспитания гражданской ответственности; идеи педагогического проектирования образовательного процесса на предметно-содержательной и нормативно-функциональной основе.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: историко-правовой, анализ философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме гражданского воспитания; моделирование; анализа и синтеза явлений, сравнительный подход, комплексный анализ, индукции и дедукции.

Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой