Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Идеалы и цели образования древнего мира

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Главное в педагогическом учении Конфуция — уяснить природу человека, с тем чтобы потом воздействовать на него в нужном направлении. Он использует понятие «Дао» — центральное понятие его философии. Дао — это, согласно Конфуцию, моральный закон, который необходимо усвоить человеку. С помощью Дао следует направлять человека на путь истины. Кстати, говорят, что когда ученики Конфуция спрашивали… Читать ещё >

Идеалы и цели образования древнего мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образование и его достижение в конфуцианстве

Одной из древнейших теорий образования, оказавшей значительное влияние на развитие педагогической мысли является конфуцианство — официальная идеология императорского Китая. Эта идеология была создана Кон-Фу-цзы — латинизированное имя Конфуций — па рубеже VI—V вв. до н.э.

Конфуция (551/552−479 гг. до н.э.) считают учителем 10 тыс. китайских поколений, национальным героем, величайшим мудрецом всех времен и народов. Действительно, Конфуций, как и Сократ, не оставивший письменных работ (его идеи дошли до нас в изложении его учеников и последователей), оказал самое глубокое влияние на человечество. Конфуций профессионально занимался политикой (карьеру он начал мелким чиновником, а в 27 лет уже стал выполнять жреческие функции). Именно поэтому его учение и практическая деятельность были тесно связаны не столько с миром отвлеченных идей, сколько с реальными проблемами современного ему общества. Кроме занятий политикой он был еще и практикующим педагогом. Первые ученики у него появились уже в 17 лет. В 50 лет открыл школу у себя па дому, где обучал всех желающих, независимо от их сословной принадлежности, различным искусствам. Для того, чтобы поступить учиться к нему, достаточно было просто прийти с традиционным знаком приветствия. Ученики записывали мысли учителя. В результате этих записей возникло его главное сочинение «Лунь юй» («Беседы и наставления»). Занимался он педагогической деятельностью вплоть до самой смерти, а умер он в 73 года. Кстати, многие его ученики достигли известных степеней, что также характеризует его как талантливого педагога.

Главное в педагогическом учении Конфуция — уяснить природу человека, с тем чтобы потом воздействовать на него в нужном направлении. Он использует понятие «Дао» — центральное понятие его философии. Дао — это, согласно Конфуцию, моральный закон, который необходимо усвоить человеку. С помощью Дао следует направлять человека на путь истины. Кстати, говорят, что когда ученики Конфуция спрашивали у него, как понимать «Дао», то он обычно давал разные ответы, поскольку считал, что каждый человек проходит свой особый путь нравственного развития и совершенствования. Возможности постижения Дао различны у разных людей, ибо, считает Конфуций, есть те из них, которых можно назвать совершенно мудрыми людьми, поскольку они от рождения несут знание, дарованное небом. В отличие от первых есть люди, знания которыми приобретаются посредством учения, среди них есть такие, кто учится, несмотря на трудности. Однако есть люди неспособные, не желающие и не стремящиеся учиться. Таких людей, полагал Конфуций, учить бесполезно, ибо учить надо лишь только тех, кто стремится к знаниям. Кстати, себя Конфуций относил к тем, кто стремится к знаниям и учится, несмотря на трудности.

Идеал Конфуция, цель его педагогических устремлений — «цзюньцзы» — благородный муж (совершенный человек). Благородный муж — тот, кто всегда и везде следует Дао. Благородный муж должен обладать «жень» — системой нравственных качеств, наиважнейшими из которых являются гуманность, или человеколюбие, милосердие, уважение старших, склонность к компромиссам, неприятие доносов и т. п. По Конфуцию, высокие нравственные качества должны обязательно сочетаться с любовью к учебе, старанием, прилежностью к ней. Страсть к учению он считал важнейшим достоинством благородного мужа и советовал ему учиться так, словно его знаний ему всегда не хватает и он постоянно страшится их растерять. Именно поэтому благородный муж, помимо «жень» (следования социально-этическим нормам своего поведения) должен обладать еще и «вень» — духовной культурой, т. е. быть образованным, сведущим в разных искусствах жизни человеком. Образованность приобретается в учении, а поэтому, полагал Конфуций, учение должно быть нравственной потребностью и радостью для человека. Ведь жизнь, подчеркивал Конфуций, стоит того, чтобы ее изучать. Немаловажно и то, что именно в обучении он видел путь раскрытия человеческих способностей.

Таким образом, можно видеть, что в учении Конфуция образование человека включает в себя овладение нравственностью (воспитание) и духовной культурой, знаниями (обучение). Одно без другого не существует в формировании человека. Однако, подчеркивая единство моральных качеств и знаний человека, Конфуций все же ставил нравственное начало, т. е. воспитание, на первое место. «Если благородный муж не ведет себя с достоинством, — говорил он, — то не имеет авторитета и, хотя и учится, его знания не прочны»[1]. Правда, у него есть размышление и о том, что если человек не будет учиться, не будет следовать мудрости, то и его нравственные качества превратятся в порок. Ведь нелюбовь к учению ведет к тому, что человек теряет свой стержень жизни и начинает разбрасываться, ибо его тянет то в одну, то в другую сторону. Это значит, что воспитание и обучение должны гармонично сочетаться друг с другом. Критерий этой гармонии — поведение человека.

Конфуций отстаивает необходимость гармонического сочетания между врожденными и приобретенными качествами в процессе обучения. Когда одерживает верх «чжи» — свойства самой натуры человека, то, считает Конфуций, получается «е» — дикарство. Когда одерживает верх «вень», т. е. (образованность), то имеет место «ши» — ученость. Когда же естественные, природные свойства человека гармонично сочетаются с приобретенными (знаниями, культурой), тогда только и получается «цзюнь-цзы», т. е. совершенный человек. Следовательно, культура человека неотделима от нравственности, а нравственность от его культуры (образованности).

Гуманистическое содержание философии Конфуция проявляется в другом важном его понятии — «сяо-жэнь» (в дословном переводе «маленький человек», т. е. неблагородный муж). Если «цзюнь-цзы» наделен всеми лучшими качествами людей, то «сяо-жэнь», наоборот, сочетает все самое худшее, что есть в людях. Помыслы маленького человека сосредоточены только лишь на самом себе, на удовлетворении любыми способами тех стремлений, которые присущи человеку от природы (стремление к богатству, знатности). Ведь маленький человек мечтает лишь о собственной выгоде, и в своих поступках он всегда исходит только из материальных интересов. Нетрудно догадаться, что понятие «сяо-жэнь» введено Конфуцием для того, чтобы показать, кем может стать любой человек, если он плывет по течению, отдаваясь власти только природных потребностей, если он забывает о морали и исходит во всех своих действиях из личной выгоды, которую ставит превыше всего. Единственный путь не превратиться в маленького человека, считает Конфуций, постоянно заниматься своим собственным совершенствованием, а это значит, что необходимо нравственное очищение от природных стремлений.

Важным средством воспитания и обучения «благородного мужа», по мнению Конфуция, выступает ритуал. Ритуал — это организующее начало поведения человека, социальный механизм, с помощью которого он должен включаться в сложившиеся формы общественной деятельности, приобрести опыт группового взаимодействия. Иначе говоря, Конфуций считал, что образование человека должно строиться на основе практической жизни, включаться в непосредственные процессы общественной жизнедеятельности людей. Именно поэтому он считал, что нужно изучать прежде всего то, что необходимо для успешной деятельности человека на его поприще. В этой связи он призывал научить человека размышлять. При этом он подчеркивал, что размышления не должны быть отвлеченными, а должны быть связаны с конкретными обстоятельствами жизнедеятельности человека.

Большую роль Конфуций отводил личной активности человека в процессе обучения, его самообразованию. В самообразовании Конфуций видел не способ возвышения человека над другими людьми, а путь к самосовершенствованию и развитию.

Конфуций сформулировал немало интересных и поныне актуальных требований к педагогам и их деятельности. Он полагал, что педагог должен неустанно себя совершенствовать, никогда не останавливаться на достигнутом. («Если не можешь усовершенствовать себя, то, как можно совершенствовать других».) Педагог — это наставник, который постоянно должен стремиться к получению все новых и новых знаний, и даже, когда повторяет старое, говорил Конфуций, он узнает новое.

Итак, Конфуций развивает педагогическую теорию в русле своего этико-политического учения о формировании совершенного человека. Его идеал — «благородный муж» — развитая личность, сочетающая в себе глубокие знания и должное поведение, соответствующее нравственным приндинам общежития людей Древнекитайского общества. Эти идеи Конфуция нашли свое продолжение в неоконфуцианстве, оказали заметное влияние на мировую общественную мысль развития образования.

  • [1] См.: Древнекитайская философия: в 2 т. М., 1972. Т. 1. С. 141.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой