Практикум.
Современные социологические теории
Какая из двух традиций в понимании человека (позитивная и негативная) более эффективна с точки зрения теоретического объяснения социальных явлений и процессов, общественных проблем? Рассмотрите рекомендацию социолога В. В. Радаева шире использовать модель экономического человека в социологии. В чем состоит убедительность его аргументов и в чем их спорность? 4] Объясните отсутствие… Читать ещё >
Практикум. Современные социологические теории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Контрольные вопросы и задания.
- 1. Чем отличается научная картина мира от мировоззрения? Каковы их функции в социологической теории?
- 2. Какова структура мировоззрения? Какие мировоззренческие вопросы имеют непосредственную связь с предметом социологической теории?
- 3. В чем заключается ценностная проблематика в социальном познании? Раскройте принцип партийности и позицию М. Вебера по вопросу ценностей в социальном познании.
- 4. Раскройте проблематику ценностей применительно к идеологии. Каковы важнейшие ценности либерализма, социализма и консерватизма?
- 5. Перечислите политические и общественные ценности, чаще всего включаемые в содержание социологической теории. Дайте оценку их влиянию на теорию.
- 6. В чем заключается философско-антропологическая проблематика социальных наук? Какова ее связь с социологической теорией?
- 7. Какая из двух традиций в понимании человека (позитивная и негативная) более эффективна с точки зрения теоретического объяснения социальных явлений и процессов, общественных проблем?
- 8. Сформулируйте модель экономического человека, отметьте ее преимущества и недостатки для социологии.
- 9. Сформулируйте модель Homo sociologicus, предложенную Р. Дарендорфом. В чем еще особенность?
Задания для самостоятельной работы и темы дискуссий для семинарских занятий[1][2][3][4]
- 5. Проанализируйте исследования авторитарной личности: какие политические ценности являются приоритетными для выделенных там типов «человека политического»?
- 6. Рассмотрите рекомендацию социолога В. В. Радаева шире использовать модель экономического человека в социологии. В чем состоит убедительность его аргументов и в чем их спорность?
Источники:
Адорно, Т. Исследования авторитарной личности / Т. Адорно [и др.]. — М., 2001.-416 с.
Вебер, М. Основные социологические понятия // Веберу М. Избранные произведения. — М., 1990. — С. 602—643.
Ивин, А. А. Логика: учеб, пособие для студентов вузов / А. А. Ивин. — М.: Оникс; Мир и Образование, 2008. — 336 с.
Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. — М.: ACT, 2002. — 526 с.
Радаев, В. В. К обоснованию модели поведения человека в социологии // Социологические чтения / В. В. Радаев. — М., 1997. — Вын. 2. — С. 177—189.
Скиннер, Б. Технология поведения // Скиннер Б. По ту сторону свободы и достоинства // Вестник НГУ. — Сер. 7. Психология. 2007. — Т. 1. — №. 1. — С. 82—91.
Темы рефератов
- 1. Макс Вебер о проблеме ценностей в социальном познании.
- 2. Проблема ценностей в теоретической социологии.
- 3. Философско-антропологические основы социологической теории.
- 4. Модели человека в социологии: сравнительный анализ их функций в теории.
- 5. Теория социальной роли: основные представители и их вклад в общую социологию.
- 6. «Теория социологического человека» Р. Дарсндорфа.
- 7. Как возможна социологическая картина общества.
- 8. Изменение ценностей постсоветского человека.
- 9. Проблематика ценностей в социологии и антипозитивизм Франкфуртской школы.
- 10. Ю. Хабермас о кризисе легитимности позднего капитализма.
Тест
Какие из нижеследующих суждений являются правильными?
- 1. М. Вебер придерживался объективистских позиций в социальном познании.
- 2. Ценности являются неотъемлемой частью любой социальной теории, гак что объективное социальное знание в принципе невозможно.
- 3. Марксистская традиция отрицает объективность результатов социального познания.
- 4. Теория общества подразумевает описание места человека в нем.
- 5. Все модели человека в социологии сводимы к тезису о рациональности поведения.
- 6. Франкфуртская школа выступает против позитивизма из-за его отрицания ценностного аспекта изучения общества.
- 7. Мировоззрение социолога существенно влияет на его концепции.
- 8. В теории социологического человека Р. Дарендорфа речь идет о ролевом поведении.
- 9. Концепция рационального человека неприемлема в социологии, она относится к экономической теории.
- 10. Ценности не влияют на логическую структуру социологической теории.
Рекомендуемая литература
Вебер, М. Объективность социально-научного и социально-политического познания // Вебер, М. Избранные произведения. — М., 1990.
Гудков, Л. Д. Постсоветский человек и гражданское общество / Л. Д. Гудков, Б. В. Дубин, Н. А. Зоркая. — М.: Московская школа политических исследований, 2008.
Dahrendorf, R. Homo sociologicus. Ein Versuch zur Geschichte, Bedeutung und Kritik der Kategorie der sozialen Rolle / R. Dahrendorf. — Wiesbaden: VS Verlag, 2010.
- [1] Выявите влияние мировоззренческих различий в теории социального действияМ. Вебера и теории поведения Б. Скиннера.
- [2] Рассмотрите роль ценностей в теории, проведите параллель с ее истинностью (по А. А. Ивину).
- [3] Раскройте ценностное содержание социологии Франкфуртской школы на примере концепции нсрспрсссивной цивилизации Г. Маркузе.
- [4] Объясните отсутствие общественно-политических ценностей в теории социальных систем. Какие ценности, на ваш взгляд, реализованы в этом теоретическомнаправлении?