Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности культуры современного общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современную прессу можно условно разделить на две разновидности: массовую, являющуюся также информирующей, и качественную, реализующую воспитательную и просветительскую функции. Из этих двух разновидностей в настоящее время, как считает Е. Ю. Коломийцева, явно доминирует первая, характеризующаяся также высоким уровнем коммерциализации и находящаяся в зависимости от позиции спонсоров данных… Читать ещё >

Особенности культуры современного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В специальных исследованиях выделяются следующие основные признаки современной культурной ситуации: 1) эскалация массовой культуры, которая является зрелищной по своему характеру и определенным образом перерабатывает различные направления культуры и искусства, элементы этнических и национальных культур; 2) коммерциализация сферы культуры, которая имеет ряд отрицательных последствий, связанных в том числе с перспективой исчезновения тех элементов культуры, которые не могут приносить прибыли; 3) рост воздействия на культуру информационно-коммуникационных технологий, что имеет как позитивные, так и негативные эффекты; 4) увеличение значимости средств массовой информации, которые играют центральную роль в развитии культуры, определенным образом интерпретируя культурные события и транслируя информацию о данной сфере представителям различных слоев и групп, выступающих в качестве потребителей культуры. Здесь основополагающую роль призваны играть журналисты, которые в идеале должны, с точки зрения Е. Ю. Коломийцевой, заботиться о духовном развитии зрительской, читательской аудитории, противостоять «разрушительному воздействию низкопробных образцов массовой культуры», так называемым суррогатам, заменившим образцы подлинного искусства[1].

Как отмечает А. В. Матецкая, в ситуации, когда большую часть информации об окружающей действительности человек получает из средств массовой информации, большое значение приобретает вопрос о том, что именно попадает в поле зрения работников СМИ, представляющих определенные культурные события и феномены в качестве «важных» и «значимых». Очевидно, что в рамках СМИ информация не только предоставляется аудитории, но и определенным образом ранжируется по степени значимости. По мнению данного автора, в поле зрения современных СМИ редко попадают новости, касающиеся достижений науки и деятельности конкретных ученых или событий из мира «высокого искусства», зато в большом количестве присутствуют сообщения о катастрофах и преступлениях[2]. В тех средствах массовой информации, и в частности периодических изданиях, которые относятся к категории «желтых», зачастую применяется принцип отрицательного отбора фактов для их освещения (здесь отдается явный приоритет фактам негативного характера при одновременном игнорировании позитивной информации) и деструктивной интерпретации.

Современную прессу можно условно разделить на две разновидности: массовую, являющуюся также информирующей, и качественную, реализующую воспитательную и просветительскую функции. Из этих двух разновидностей в настоящее время, как считает Е. Ю. Коломийцева, явно доминирует первая, характеризующаяся также высоким уровнем коммерциализации и находящаяся в зависимости от позиции спонсоров данных изданий или их владельцев, для которых приоритетными являются размеры прибыли и показатели продаж, а не объективность в освещении событий или ценность и культурная значимость описываемого события. Здесь возникает своего рода зависимость, поскольку средства массовой информации, стремясь получить высокие рейтинги, стараются удовлетворять «низкопробные интересы публики», что, в свою очередь, способствует формированию соответствующих информационных предпочтений у зрительской или читательской аудитории. В настоящее время в рейтинге предпочтений аудитории СМИ лидируют развлекательная продукция и криминальная информация[3].

Характерной тенденцией развития современной культуры и средств массовой информации является растущая коммерциализация. Данный процесс в российском обществе, в частности, выступает неизбежным следствием изменений, которые произошли в социально-экономической системе. Государство уже не содержит СМИ, за исключением тех из них, которые ему принадлежат: в этой ситуации экономическое выживание различных периодических изданий, телеканалов и радиостанций находится в зависимости от их адекватности интересам и потребностям рынка и потребительской аудитории (читателей газет и журналов, пользователей сети Интернет, телезрителей и т. д.). Современный процесс коммерциализации СМИ, как утверждает О. В. Красноярова, выступает в качестве объективного фактора нашей реальности, означая на практике «все большую привязку средств массовой информации к потребностям рынка». Данная тенденция имеет общемировой характер: в настоящее время, к примеру, 80% доходов периодических изданий поступают от рекламы и лишь 20% от распространения тиража по подписке или продажи в розницу. В данной ситуации для СМИ более важной является реклама или другие коммерческие составляющие, нежели интересы зрителей и читателей, актуальные информационные потребности аудитории. Общемировой тенденцией здесь выступает неизбежный конфликт между коммерческим интересом и информационными функциями средств массовой информации[4].

Коммерциализация, с точки зрения О. В. Краснояровой, ярко обнаруживает двойственность современной журналистики: средства массовой информации ориентированы на коммерческий успех, будучи обращенными к потребителю информации, выступающему в качестве участника рыночных отношений, в то время как в силу своих социальных функций журналистика должна обращаться в первую очередь к общественному мнению, к гражданину, к личности читателя[5]. Коммерциализация имеет ряд негативных последствий на рынке СМИ, что актуально как для нашей страны, так и для зарубежных государств. Так, одно из негативных последствий связано с приоритетом коммерческих интересов над информационными интересами аудитории, который способствует изменению характера новостей и редакционного продукта. Здесь возможен отказ от принципов независимой, объективной журналистики, что проявляется в лоббировании интересов рекламодателей или акционеров. Другое последствие коммерциализации связано со снижением качества информационного продукта, что проявляется в явном перевесе развлекательного компонента в общем информационном потоке и практике подачи социальных новостей как развлечения. Коммерциализация, наконец, ведет к широкому распространению стандартов так называемой желтой журналистики — таблоидизации информации, распространении «инфотейнмента» (от англ, infotainment — производное от information, «информация», и entertainment, «развлечение»), что, в свою очередь, приводит к сокращению доли социально значимых, злободневных тем в общей массе информации[6]. Несмотря на то, что тенденции, связанные с коммерциализацией, являются доминирующими в современных средствах массовой информации, в настоящее время остается немало достойных образцов журналистского творчества, отвечающих высоким культурным стандартам, духовным и интеллектуальным запросам аудитории.

Вопросы и задания

  • 1. Чем можно объяснить наличие огромного количества различных определений понятия «культура» в современной науке?
  • 2. Какие виды культуры выделяются в социологической науке?
  • 3. В чем заключается культуроформирующая функция журналистики?
  • 4. Выделите основные формы культуры.
  • 5. Что понимается под массовой культурой?
  • 6. Как информационно-коммуникационные технологии влияют на развитие культуры?
  • 7. Охарактеризуйте особенности культуры современного общества.
  • 8. Какое воздействие на развитие журналистики оказывает коммерциализация современной культуры?

Литература

к главе 7

Багаутдинов, А. М. Массовая культура в информационном обществе / А. М. Багаутдинов, А. М. Ситкин // Социально-гуманитарные знания. — 2013. — № 1.

Васильева, Е. Н. Социология культуры: теория и практика / Е. Н. Васильева // Научно-практический журнал «Гуманизация образования». — 2014. — № 4.

Ионин, Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. — М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.

Коломийцева, Е. Ю. Журналистика в сфере культуры: вызовы XXI века / Е. Ю. Коломийцева // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2012. — № 3 (47).

Красноярова, О. В. Коммерциализация СМИ и изменения информационной среды / О. В. Красноярова // Известия Байкальского государственного университета. — 2006. — № 2 (47).

Матецкая, А. В. Социология культуры / А. В. Матецкая. — Ростов н/Д, 2006.

Нархова, Е. Н. Социология культуры и студенческого досуга: учеб, пособие / Е. Н. Нархова [и др.]. — Екатеринбург: УРФУ, 2013.

Орлова, Э. А. Социология культуры: учеб, пособие для вузов / Э. А. Орлова. — М.: Академический проект, 2012.

Столяренко, Л. Д. Культурология / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин, Л. Г. Сущенко. — Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2006.

Целишева, В. Г. Очерки по социологии культуры: учебно-методическое пособие / В. Г. Целишева, П. И. Рысакова, А. В. Московский; отв. ред. И. К. Павлова. — СПб.: СПбГТУРП, 2014.

  • [1] Коломийцева Е. Ю. Указ. соч. С. 79.
  • [2] Матецкая А. В. Социология культуры. Ростов н/Д, 2006. С. 90.
  • [3] Коломийцева Е. Ю. Указ. соч. С. 79.
  • [4] Красноярова О. В. Коммерциализация СМИ и изменения информационнойсреды // Известия Байкальского государственного университета. 2006. № 2 (47). С. 107.
  • [5] Там же. С. 108.
  • [6] Там же. С. 110.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой