Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Межличностные конфликты в средних и старших классах школы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показывают наблюдения и специальные исследования, отношение педагогов-практиков к межличностным конфликтам и их поведение в ситуациях конфликтного взаимодействия неоднозначны. Как правило, учителя, реализующие авторитарный стиль руководства и придерживающиеся во взаимоотношениях с учащимися тактики диктата и опеки, нетерпимы к любой конфликтной ситуации и тем более к межличностному… Читать ещё >

Межличностные конфликты в средних и старших классах школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Разнообразие возможных межличностных конфликтов и конкретных форм их протекания, неповторимость ситуаций, приводящих к ним, отсутствие универсального способа их разрешения обусловлены многоплановостью учебно-воспитательного процесса, а также уникальностью конкретных как личностных, так и групповых переменных, характеризующих возникновение и разрешение конфликтных ситуаций и конфликтного взаимодействия. Но, несмотря на это, возможно, опираясь на многочисленные работы социальных психологов, выделить и охарактеризовать основные виды межличностных конфликтов и проанализировать их структуру. Как правило, рассматриваются такие структурные компоненты межличностного конфликта, как конфликтная ситуация, конфликтное взаимодействие, разрешение конфликта.

В основе большинства конфликтных ситуаций, участниками которых являются педагог и учащийся, чаще всего лежит несовпадение, а порой и прямая противоположность их позиций и взглядов на учебу и правила поведения в школе. Недисциплинированность, расхлябанность, небрежное, несерьезное отношение к учебе того или иного ученика и излишняя авторитарность, нетерпимость учителя — нередкие причины острых межличностных столкновений.

Как показывают наблюдения и специальные исследования, отношение педагогов-практиков к межличностным конфликтам и их поведение в ситуациях конфликтного взаимодействия неоднозначны. Как правило, учителя, реализующие авторитарный стиль руководства и придерживающиеся во взаимоотношениях с учащимися тактики диктата и опеки, нетерпимы к любой конфликтной ситуации и тем более к межличностному столкновению, расценивая его как прямую угрозу своему авторитету и престижу. В этом случае любая конфликтная ситуация, участником которой оказывается такой учитель, переходит на стадию открытого столкновения, в ходе которого он и пытается «решить» не только и не столько собственно конфликтную ситуацию, сколько те воспитательные задачи, которые, не разрешив конфликт, ему не удастся реализовать.

В психологическом плане наиболее конструктивным является дифференцированный подход к межличностным конфликтам, оценка их с точки зрения приведших к ним причин, характера последствий, тех функций, которые они выполняют, форм их протекания, возможностей их разрешения.

Эмпирические исследования показывают, что частота и характер конфликтов зависят от уровня социально-психологического развития ученической группы и учебно-воспитательного коллектива в целом. Чем выше уровень социально-психологического развития группы, тем реже в ней складываются конфликтные ситуации, в основе которых лежат индивидуалистические тенденции ее членов. Возникающие здесь по преимуществу деловые конфликты порождены объективными, предметно-деловыми противоречиями совместной деятельности и имеют, как правило, конструктивную направленность, выполняя положительные функции определения оптимальных путей достижения общегрупповой цели. Деловой характер такого межличностного конфликта ни в коей мере не исключает эмоциональной насыщенности, ярко выраженного и отчетливо проявляемого каждым из его участников своего личного отношения к объекту разногласий. Более того, именно личная заинтересованность в успехе общего дела не позволяет конфликтующим сторонам опускаться до сведения счетов, до попыток самоутверждения путем унижения другого. В отличие от столкновения личного характера, нередко не теряющего свой накал и тогда, когда его первоначальные основания уже исчерпаны, степень эмоциональной напряженности делового конфликта определяется отношением обеих сторон к содержанию и целям совместной деятельности. После того как найдено конструктивное решение вопроса, породившего конфликт, взаимоотношения нормализуются.

Практически любой конфликт между педагогом и учащимся значим не только для двух его непосредственных участников, но и для всего учебно-воспитательного коллектива в целом.

Несмотря на многообразие возможных в учебно-воспитательном коллективе конфликтных ситуаций и способов конфликтного взаимодействия, перед педагогом стоит самостоятельная задача по поиску оптимальных путей разрешения конфликта. В конечном счете именно своевременность и успешность ее решения и являются гарантией того, что выполняющий вначале позитивные, регулирующие функции деловой конфликт не переродится в деструктивное, недопустимое ни по содержанию, ни по форме межличностное противостояние.

Необходимым условием эффективного воздействия педагога на возникший по тем или иным обстоятельствам между ним и учащимся конфликт является осуществление им тщательного анализа причин, мотивов, приведших к создавшейся ситуации, целей, вероятных исходов конкретного межличностного столкновения, участником которого он оказался. Способность учителя занять при этом достаточно объективную позицию — показатель его высокой профессиональной квалификации и педагогического мастерства.

Как показали исследования, невозможно сформулировать какой-либо универсальный принцип разрешения разнообразных по своей направленности и характеру межличностных конфликтов, указать единственно верную во всех случаях тактику поведения педагога. Лишь когда учитель в совершенстве владеет различными тактиками разрешения межличностного конфликта, учитывающими многочисленные аспекты этого социально-психологического явления, и умело применяет их в каждом конкретном случае, можно рассчитывать на достижение планируемого — продуктивное свертывание межличностного столкновения и предотвращение в дальнейшем возникновения деструктивных межличностных конфликтов.

Межличностный конфликт как форма проявления этих трудностей может возникнуть и в младших, и в средних, и в старших классах. Но основания конфликтной ситуации, формы конфликтного взаимодействия педагога и учащегося и пути разрешения их конфликта во многом определяются возрастом школьников. В младших классах, почти так же, как и в дошкольных учреждениях, конфликты между педагогом и его подопечными, как правило, порождены невыполнением последними дисциплинарных требований. Таким образом, конфликтная ситуация может быть расценена и расценивается учителем и воспитателем как сугубо деловая. В то же время дети в большинстве случаев пока еще не способны определить ее истинный характер и воспринимают позицию педагога как лично недоброжелательное отношение к ним. Подросток — учащийся средних классов, в отличие от учащегося начальной школы, ощущает себя почти что равноправным участником межличностного конфликта с учителем. Наряду с деловыми конфликтными ситуациями, возникающими между педагогом и школьниками этого возраста, нередки противоречия и чисто личного характера. Как правило, они вызваны, с одной стороны, усиливающимися тенденциями индивидуализации, возникающими у подростка «чувством взрослости» и стремлением к признанию себя таковым, а с другой — отсутствием у педагога серьезных объективных оснований для признания его равным себе. Конфликтное поведение здесь может реализовываться в форме резкой конфронтации, быть необычайно ярко эмоционально окрашенным и в случае неверной тактики разрешения конфликта, выбранной учителем, способно привести к устойчивой личной взаимной неприязни и даже вражде. Что касается старшеклассников, то межличностный конфликт между ними и педагогом может привести к значительно более серьезным последствиям, чем подобная ситуация с учащимися более младшего возраста. Порой, казалось бы, незначительный конфликт, носящий личный характер, будучи перенесен в деловую сферу, может во многом повлиять на дальнейшую судьбу 16−17-летнего человека, толкнуть его на неверный, ошибочный шаг, который приведет к многочисленным последующим жизненным неудачам сегодняшнего школьника.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой