Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предисловие. 
Философия науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Знание — сила", — сказал в период возникновения современной науки Ф. Бэкон. Этим восхвалением знания он хотел подчеркнуть, что человеку незачем рассчитывать на милость Бога и дожидаться рая на небесах; человек сам в состоянии перестроить свою личную и социальную жизнь, и сделает он это, прежде всего, посредством знания. Всемогуществу Бога было тем самым противопоставлено всемогущество самого… Читать ещё >

Предисловие. Философия науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Трудно найти такую область человеческой деятельности, на которую человечество возлагало бы столько надежд и которая вызывала бы столько опасений, как современная наука. Есть основания думать, что могущество и эффективность науки, глубина ее проникновения в еще непознанные стороны природы и общества будут непрерывно возрастать. И одновременно будут расти надежды, возлагаемые на науку, и тревоги, связанные с нею.

«Знание — сила», — сказал в период возникновения современной науки Ф. Бэкон. Этим восхвалением знания он хотел подчеркнуть, что человеку незачем рассчитывать на милость Бога и дожидаться рая на небесах; человек сам в состоянии перестроить свою личную и социальную жизнь, и сделает он это, прежде всего, посредством знания. Всемогуществу Бога было тем самым противопоставлено всемогущество самого человека, вооруженного результатами научного познания.

После XX века, принесшего две мировые войны, тоталитарные режимы, унесшие жизни многих десятков миллионов людей, поставившего на боевое дежурство разрушительное ядерное оружие, способное уничтожить все человечество, стало ясно, что научное знание является силой, способной как усовершенствовать человеческую жизнь, так и разрушить ее до основания.

О радикальности перемен, произошедших в прошлом веке, говорят, в частности, такие факторы: с начала века население нашей планеты выросло более чем в три раза, сегодня на земном шаре в среднем проживают сорок человек на квадратном километре. В начале века в городах жило лишь около десятой части людей, а в его конце городское население составляло около половины всего населения, причем более пятой его части являлось жителями городов-миллионеров. Девять десятых всех предметов, созданных человеком и окружающих нас сегодня, придуманы в прошлом веке. Объем мирового промышленного производства в настоящее время в двадцать раз выше, чем в начале прошлого века. Люди используют шестьсот миллионов автомобилей, запустили более четырех тысяч искусственных спутников Земли, побывали на Луне и собираются отправить экспедицию на Марс. За 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человечеством за все время его существования. Без современной науки столь радикальные перемены были бы, разумеется, невозможны.

Очевидно, что философия науки, говорящая о сущности науки и основных тенденциях ее развития, представляет интерес не только для самой науки. Она интересна и важна также для общества в целом. Современное общество немыслимо без науки и во многом зависит как от ее успехов, так и от направления научных исследований.

Книга посвящена основным проблемам современной философии науки. Наука в ней понимается предельно широко, она включает естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки.

Многие проблемы философии науки истолковываются по-новому. Это касается в первую очередь характеристики научного метода, системы научных категорий и классификации наук, описания идеалов науки, ее норм, истолкования конкретных способов научного обоснования и научной критики, анализа роли ценностей в научном познании и требования исключать оценки из науки, описания структуры операций объяснения и понимания, обсуждения социально-культурной детерминации науки, стилей социального теоретизирования и т. д. Не всегда предлагаемому подходу к этим проблемам удается противопоставить другие позиции.

Особое внимание в книге уделяется философии наук о культуре, или социальных и гуманитарных наук. Это связано, во-первых, с тем, что философия этих наук в ряде принципиально важных аспектов отличается от философии наук о природе, или естественных наук. Во-вторых, пока что философия науки развивается так, как если бы философское исследование естественнонаучного знания исчерпывало всю философию науки и автоматически давало ответы на вопросы, связанные не только с науками о природе, но и с науками о культуре.

Долгое время считалось, что есть единая философия научного познания, хотя и разработанная преимущественно на материале естественных наук, или наук о природе. Предполагалось, что как только социальные и гуманитарные науки, существенно отстающие в своем развитии от естественных наук, станут полноценными научными дисциплинами, все сказанное по поводу методов естественных наук окажется приложимым к социальному и гуманитарному познанию: последнее отличается от естественнонаучного познания только предметом исследования, но не своими категориями и способами обоснования.

Однако позднее стало выясняться, что науки о культуре принципиально отличны от наук о природе и наряду с методологией естественнонаучного познания должна разрабатываться также вполне самостоятельная методология социального и гуманитарного познания. Это не означает отрицания внутреннего единства науки, и в частности единства научного метода. Но само это единство во многом предстоит еще выявить и исследовать, поскольку очевидно, что оно не может быть сведено к уподоблению социальных и гуманитарных наук естественным наукам и тем более к перестройке первых по образцу какой-то конкретной естественной науки.

В результате изучения курса философии науки студент должен:

знать

  • • определение науки и ее отличия от паранауки и псевдонауки;
  • • классификацию наук;
  • • основные задачи научного исследования;
  • • центральные научные категории: опыт, эксперимент, научный закон, причинность, социальные тенденции, детерминизм;
  • • идеалы науки (теория, истина, объективность);
  • • нормы науки (обоснованность научного знания, логическая последовательность, рациональность, практическая значимость);
  • • эмпирические, теоретические и контекстуальные способы научного обоснования;
  • • роль ценностей в естественных, социальных и гуманитарных науках;
  • • структуру операций объяснения, понимания и предсказания;

уметь

  • • анализировать структуру научной теории, прослеживать основные этапы ее развития;
  • • устанавливать способы обоснования конкретных научных утверждений;
  • • подвергать критике некорректные приемы обоснования научного знания;
  • • проводить различие между естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием;
  • • выявлять типы проблемных ситуаций, возникающих в науке;

владеть

  • • понятийным аппаратом философии науки;
  • • умением использовать операции объяснения, понимания и предсказания в конкретных научных рассуждениях;
  • • методами анализа структуры научных теорий;
  • • способностью выявлять эмпирический характер научного обоснования;
  • • навыками применения понятий философии науки при анализе социальных и гуманитарных наук.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой