Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Фольклорный текст и контекст

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отметим, что песни, исполняемые стороной жениха, относятся к разным жанрам фольклора и в разное время вошли в традицию, первая — местный эндемик, две последние имеют общерусское распространение. По своим морфологическим признакам и генезису первая может быть охарактеризована как свадебное величание хозяину, вторая — позднетрадиционная лирическая песня, третья — романс (песня литературного… Читать ещё >

Фольклорный текст и контекст (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Особое значение для понимания и исследования фольклора обретает категория контекста, в большей степени адаптированная фольклористикой, чем категория дискурса. Учитывая формульную природу фольклорного слова, клишированность и устойчивость текстов, передаваемых по традиции столетиями, принято выделять генетический и актуальный (конситуативный) контексты. Генетический контекст может быть утрачен и нередко восстанавливается на основе морфологического анализа текста (именно таким образом В. Пропп реконструирует обрядовые корни волшебной сказки). Актуальный контекст, или конситуация непосредственного воспроизведения, содержит множество невербальных составляющих (время, место, обстановка, исполнитель и его действия, предметно-символическое окружение и т. п.), которые в совокупности формируют тот традиционный дискурс, в составе которого функционирует текст. Фольклористикой восприняты также идеи теории интертекстуальности, позволяющие исследовать различные виды текстовых единств (сверхтексты, гипертексты и пр.), в составе которых произведения того или иного фольклорного жанра обнаруживают ранее неизвестные функциональные и смысловые связи, существенные для понимания традиции в целом. Изучение таких систем позволяет дать ответы на сложные вопросы о формировании фольклорного репертуара локальных традиций, о причинах вхождения того или иного текста в местный репертуар или, напротив, его отторжения.

Зачастую именно анализ контекста является определяющим для понимания системы традиционных значений фольклорного текста. В качестве примера рассмотрим фрагменты полевого интервью, зафиксированного в станице Раздорской (Ростовская область)[1]: исполнитель воспроизводит по памяти репертуар одного из центральных ритуалов свадьбы — начало свадебного пира, когда гости рассажены за столами вокруг жениха и невесты и начинается величание и одаривание молодых.

«От уходить дружко, а тут сразу начинают петь без которой никакого торжества не бывает. Это «Хозяина» (поет):

Ой ты да и хозяин же и мой да хозяин…

элоса ж были, девчата, все ж умели, все ж знали)

Всему дому, говорять, ты господин, У тебе ли, говорять, мой хозяин, хлебу-соли много на столе?

У тебе ли, говорять, мой хозяин, гости славные за столом сидять?

Гости славные за столом сидять, речь хорошую они говорять Ой да про батюшку про Москву, про Кремель-Москву.

Ну да ее до конца никогда не допевають. Эта-то первая. А дружко ушел с караваем. Он его разрезает на всех сколько гостей же, посчитають на кусочки, и ложуть масло сливочное и творог, сыр. Разлаживают на разнос тоже, чтобю потом подносить. А эти же, что сидят за столом-то, гости, эти «работают» … они сыграли «Хозяина», потом «Снежки белые пушистые. » {поет):

Снежки белаи же да пушистаи, ой-приукрыли все поля.

Одно поле непокрыто — поле батюшки мово.

На том поле есть кусточек, одинёшенек стоить.

На нем веточки клонятся и листочек не дрожить.

Среди поля ни листочка, на нем нету ничего.

Это вторая, а третью песню играють «Чудный месяц» {поет):

Чудный месяц плывет над рекою, Все в объятьях ночной тишины.

Ты ж поклялся любить любить меня вечно И ласкать, как голубку, всегда. (Она большая, эта песня.)

А сейчас ты ласкаешь другую, Сам смеешься, подлец, надо мной.

Так иди ж, пусть одна я страдаю, Пусть напрасно волнуется грудь…

Она длинная песня, но красивая. Вот они этих три пропели и начинають вызывать дружка…"

Отметим, что песни, исполняемые стороной жениха, относятся к разным жанрам фольклора и в разное время вошли в традицию, первая — местный эндемик, две последние имеют общерусское распространение. По своим морфологическим признакам и генезису первая может быть охарактеризована как свадебное величание хозяину, вторая — позднетрадиционная лирическая песня, третья — романс (песня литературного происхождения). При этом все они выступают в функции свадебных обрядовых несен, обязательных для исполнения в рамках данного локального ритуала. В первой песне чествуют хозяина дома (отца жениха), при этом песня эта универсальна («без нее никакого торжества не бывает», следовательно, традиция предписывает обозначить хозяина дома и высказать ему почтение). Вторая посвящена невесте и ее родным («батюшке»), а третья — молодоженам, она своеобразно «воспевает» их чувства. Наиболее значимыми для правильной интерпретации функциональности песен являются образы хозяина, батюшки, вечной любви, указывающие на соответствующие содержательные константы свадебного ритуала.

Очевидно, что в данной традиции замещение в репертуаре свадьбы величальных обрядовых песен «новыми» оказывается вполне приемлемым. В отличие от собственно ритуальных песен, содержание которых полностью коррелирует с семантикой свадьбы, нововведения обладают некоторой смысловой избыточностью и противоречивостью, которая, как ни парадоксально, не препятствует их вхождению в обряд, тем более что и не рефлексируется участниками-исполнителями в полной мере. Стоит отметить символическую троичность, установленную последовательностью пения и подкрепляемую иными обычаями (три приглашения для гостей сесть за столы, три первые рюмки и т. п.). Три песни образуют обязательный для данной обрядовой системы гипертекст, выполняя, помимо ритуальных, еще и юридически-бытовые функции: они сигнализируют о том этапе свадьбы, который закрепляет в сознании членов общины легитимность состоявшегося брака. Исполнение именно этих текстов в указанном порядке в системе традиционной коммуникации является общепонятным и общезначимым.

Теория коммуникации позволяет исследовать функционирование системы традиция — фольклорный текст — носитель фольклора как целостный феномен. Изучение контекста песен, в том числе комментариев исполнителя, содержащих различные формы рефлексии (оценки, эмоциональные высказывания, воспоминания об усвоении и передаче текстов), дают ценные наблюдения над жизнью традиции и механизмах ее функционирования.

Задания на знание прочитанного

  • 1. В каких отношениях находятся такие понятия, как устная словесность, фольклор, народная культура?
  • 2. Какие аспекты включает в себя понятие «фольклорная традиция»?
  • 3. Какие вы знаете стадии развития духовной культуры?

Задания на понимание прочитанного

  • 1. Какие жанры современного городского фольклора вы можете назвать? В чем особенность каждого из них? Приведите примеры.
  • 2. Можно ли говорить об Интернет-фольклоре? Аргументируйте свою позицию.
  • 3. Что нового вносит теория коммуникации в изучение фольклора?
  • [1] Запись 05.07.2011 г. от А. А. Давыдыч, 1936 г. р.; собиратели Т. Долженко, И. Зибер, фольклорная практика МГУ им. М. В. Ломоносова.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой