Анализ безубыточности.
Финансовый менеджмент.
Часть 1. Основные понятия, методы и концепции
Однако общая идея заключается в том, что величина маржинальной прибыли должна быть достаточной как для покрытия постоянных затрат, так и для формирования прибыли. При этом последняя будет тем больше, чем больше будет вклад на покрытие постоянных затрат для единицы продукции. Сформулируем необходимое условие получения прибыли следующим образом: Как следует из результатов анализа, полученная точка… Читать ещё >
Анализ безубыточности. Финансовый менеджмент. Часть 1. Основные понятия, методы и концепции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Анализ безубыточности (break-event point analysis — ВЕР) позволяет определить объем продаж, покрывающий все издержки хозяйственной деятельности. Другими словами, он призван определить минимально допустимый объем реализации продукта, при котором покрываются все расходы на его выпуск. Чем ниже будет этот уровень, тем более вероятно, что предприятие будет жизнеспособно в условиях непредвиденного снижения сбыта и тем меньше будет его деловой риск.
Как следует из (10.2), при нулевом уровне производства (продаж) полные затраты равны постоянным, т. е. ТС — FC.
Увеличение продаж на 1 ед. влечет за собой увеличение полных издержек на величину v. Другими словами, предельные ши приростные затраты на единицу продукции равны V.
Как уже отмечалось, уровень безубыточности достигается при равенстве выручки полным затратам (т.е. при нулевой прибыли):
Тогда (Р? Q) — (v? Q) = FC, откуда следует.
где QBEP — критический (безубыточный) объем реализации продукции в натуральных единицах.
Из полученного соотношения нетрудно определить критический объем продаж
Графическая интерпретация точки безубыточности приведена на рис. 10.5.
Рис. 10.5. Определение точки безубыточности.
Рассмотрим следующий пример.
Пример 10.3.
Предприятие рассматривает возможность выпуска продукта Л. Планируемые данные по продукту приведены в табл. 10.4. Определить точку безубыточности.
Таблица 10.4
Согласно (10.13) имеем.
Отчет о финансовых результатах будет выглядеть следующим образом (табл. 10.5).
Таблица 10.5
Исходные данные по проекту производства продукта А
Показатель. | Значение. |
Объем выпуска, Q, тыс. ед. | |
Цена за штуку, Р, руб. | |
Переменные затраты на единицу, и, руб. | |
Постоянные затраты, ТС, тыс. руб. |
Отчет о финансовых результатах.
Показатель. | Обозначение. | Значение, тыс. руб. |
Выручка. | SAL = PQ* | 80 • 50 = 4000,00. |
Переменные затраты. | О. II. <�о. *. | 80 • 40 = 3200,00. |
Маржинальная прибыль. | МР = SALVC | 800,00. |
Постоянные затраты. | FC | 800,00. |
Операционная прибыль. | EBIT = SALVCFC |
Как следует из результатов анализа, полученная точка безубыточности (80 тыс. ед.) почти в 2 раза меньше запланированного объема выпуска. Таким образом, если фактический объем продаж окажется меньше запланированного в 2 раза, то производство продукта все еще будет безубыточным.
Приведенные рассуждения ведут нас к еще одному важному показателю в финансовом анализе, получившему название «запас / предел безопасности» (safety margin — SM), или финансовой прочности. Он определяется по следующей формуле:
Предел безопасности SM показывает, насколько процентов может снизиться уровень продаж, прежде чем будет достигнут уровень безубыточности. Для нашего примера этот показатель составит 57,14% (осуществите расчет самостоятельно!).
Для многопродуктового ассортимента выражение (10.14) примет следующий вид:
Рассмотрим следующий пример.
Пример 10.4
Предприятие производит три вида продукции: Е, А и В. Плановая информация по этим продуктам приведена в табл. 10.6. Определить точку безубыточности.
Таблица 10.6
Плановые данные по затратам и реализации
Показатель. | Продукт. | Всего. | ||
Е | Л | В | ||
Выручка от реализации, тыс. руб. | 30 000. | 60 000. | 10 000. | 100 000. |
То же, %. | ||||
Переменные затраты, тыс. руб. | 24 000. | 40 000. | 69 000. | |
Маржинальная прибыль, тыс. руб. | 20 000. | 31 000. | ||
Коэффициент MPR, %. | 33,33. | |||
Постоянные затраты, тыс. руб. | 18 600. | |||
Прибыль, тыс. руб. |
Определим средний коэффициент маржинальной прибыли:
31 000 / 10 000 = 0,31 или 0,3 • 0,2 + 0,6 • 0,3333 + 0,1 • 0,5 = 0,31.
Согласно (10.16) имеем.
Чтобы получить точки безубыточности по каждому продукту, необходимо полученную величину просто умножить на его долю в ассортименте: продукт Е: 60 000 • 0,3 = 18 000,00 тыс. руб.; продукт А 60 000 • 0,6 = 36 000,00 тыс. руб.; продукт В: 60 000 • 0,1 = 6000,00 тыс. руб.
Однако если структура ассортимента меняется, точка безубыточности также меняет свое положение.
Предположим, что в предыдущем примере структура ассортимента изменилась следующим образом: 55, 40 и 5%. Определить новую точку безубыточности.
Расчет для этого случая представлен в табл. 10.7.
Таблица 10.7
Фактические данные по затратам и реализации.
Показатель. | Продукт. | Всего. | ||
Е | А | В | ||
Выручка от реализации, тыс. руб. | 55 000. | 40 000. | 100 000. | |
То же, %. | ||||
Переменные затраты, тыс. руб. | 44 000. | 26 667. | 73 167. | |
Маржинальная прибыль, тыс. руб. | 11 000. | 13 333. | 26 833. | |
Коэффициент MPR, %. | 33,33. | 26,83. | ||
Постоянные затраты, тыс. руб. | 18 600. | |||
Прибыль, тыс. руб. |
В общем случае смещение в общей структуре продаж от более рентабельных продуктов к менее рентабельным влечет за собой снижение общей прибыли, и обратно. Это свойство лежит в основе формирования оптимальной ассортиментной политики предприятия.
Помимо определения точки безубыточности, маржинальный анализ позволяет определить объем продаж, необходимый для получения плановой или целевой прибыли. В зависимости от вида рассчитываемой прибыли используются различные методы исчисления данного показателя.
Однако общая идея заключается в том, что величина маржинальной прибыли должна быть достаточной как для покрытия постоянных затрат, так и для формирования прибыли. При этом последняя будет тем больше, чем больше будет вклад на покрытие постоянных затрат для единицы продукции. Сформулируем необходимое условие получения прибыли следующим образом:
Отсюда следует, что
В соответствии с (10.17) необходимый объем реализации продукта в натуральных единицах для получения величины запланированной при;
Согласно (10.16) точка безубыточности будет равна.
Обратите внимание на то, что увеличение доли наименее рентабельного продукта Е вызвало снижение маржинальной прибыли и увеличение точки безубыточности.
были до вычета процентов и налогов можно определить из следующего соотношения:
Пример 10.5.
Используя данные примера 10.3, определить точку безубыточности и физический объем продаж, необходимый для получения операционной прибыли, равной 1000 тыс. руб.
Подставив исходные данные в соотношение (10.18), получим:
На рис. 10.6 приведен график зависимости прибыли от объема продаж для рассматриваемого примера. Можно показать, что наклон данной прямой будет равен коэффициенту маржинальной прибыли на единицу продукта, т. е. величине MPR.
Начиная с 80 001-й ед. продукта /1 предприятие покроет все свои постоянные затраты и начнет получать прибыль от продажи этой и каждой следующей единицы товара.
Рис. 10.6. Точка безубыточности и прибыль.
Обратите внимание, что используемое здесь понятие прибыли носит экономический характер и отличается от принятого для целей учета и налогообложения: в отличие от рассмотренного подхода «учетную» прибыль дает продажа уже первой единицы товара.
Если анализируется чистая прибыль, то соотношение (10.18) примет следующий вид:
где NP — планируемая чистая прибыль; Т — ставка налога на прибыль.
Предположим, что в предыдущем примере предприятие хочет получить посленалоговую прибыль в размере 800 тыс. руб. Ставка налога на прибыль равна 20%.
В соответствии с (10.19) имеем.
Рассмотрим более детально факторы, определяющие безубыточность, доходность и риск хозяйственной деятельности. Важнейшую роль в их анализе играет концепция операционного и финансового рычага.