Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Почему становятся психологами

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Примеров такого рода в истории довольно много, когда люди, неоднократно состоявшие в браке, изучали психологию брака и семьи, а поэтынеудачники изучают психологию творчества. Выбор той или иной области психологии может быть обусловлен, как считал В. Н. Дружинин, либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психического качества» у человека. Возможно, чувство дезадаптации, ощущение своей… Читать ещё >

Почему становятся психологами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психолог — это не просто работа, это склад жизни и особый тип личности. Профессия психолога — это больше, чем профессия. Это психологическое восприятие мира, особый склад ума и образ жизни. По мнению В. Н. Дружинина, чувство непохожести на других, неприспособленность душевного склада некоторых людей к миру, связанная с желанием эту дисгармонию преодолеть, часто приводит их к занятиям психологией[1]. У психологов свои проблемы, и они пытаются их решить с помощью психологии. В. М. Бехтереву приписывают фразу: «Психологи — с психинкой, неврологи — с нервинкой». Помню знакомство с однокурсниками на первом курсе. Обсуждая наши интересы и то, что привело нас на факультет психологии, мы с изумлением обнаружили, что большинство заинтересовалось психологией, чтобы понять себя и решить свои личные проблемы. Действительно, в психологию часто приходят люди, имеющие намерение решить собственные психологические проблемы после изучения соответствующих психологических знаний.

Примеров такого рода в истории довольно много, когда люди, неоднократно состоявшие в браке, изучали психологию брака и семьи, а поэтынеудачники изучают психологию творчества. Выбор той или иной области психологии может быть обусловлен, как считал В. Н. Дружинин, либо «избытком», либо «недостаточностью» какого-либо «психического качества» у человека. Возможно, чувство дезадаптации, ощущение своей непохожести на других людей и побуждает человека к занятиям психологией. Как было показано А. Адлером, комплекс неполноценности является источником активности во многих сферах человеческого творчества. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты — неразличения красного и зеленого цветов (дальтонизм). В то же время он сам имел этот дефект. 3. Фрейд, по воспоминаниям близких ему людей, был сексуальным невротиком. С другой стороны, Ф. Гальтон, занимавшийся проблемой способностей, был гением, а уровень интеллекта «самого» Пиаже был исключительно высок[2].

Есть основания полагать, что определенные впечатления детства и юности порой играют важную роль в последующем выборе психологии как сферы профессиональной деятельности, в выборе тематики научных исследований или практической работы, а также в формировании концепции психолога. Обратите внимание на примеры этого, прочитав краткие биографические очерки, которые приводятся на сайте «Психология: Введение в профессию»[3].

Многие из этих параллелей между детством и последующими научными предпочтениями психологов отмечаются, в частности, С. Степановым[4].

А. Адлер. Хотя в детстве Альфред болел многими серьезными болезнями, в том числе рахитом, он упорно боролся против своих физических слабостей. Мальчик любил играть на улице с соседскими детьми и был известен в округе. Он дважды был на волосок от смерти во время уличных происшествий. В пять лет Альфред заболел тяжелейшим воспалением легких, причем семейный доктор считал этот случай безнадежным, но его спас другой врач. С этим детским опытом, по-видимому, связаны такие аспекты теории Адлера, как подчеркивание важности общественного интереса и идея компенсации органической неполноценности.

Э. Фромм. Под влиянием двоюродного деда, который регулярно присылал мальчику указания по чтению Талмуда, юный Эрих намеревался посвятить свою жизнь изучению и проповеди иудаизма. Этому способствовал весь уклад семейной жизни. Еврейская среда, из которой вышел Фромм и связь с которой он сохранял до конца своих дней, не имела ничего общего с миром прагматичных и корыстных дельцов. Фромм вспоминал: «Я приходил в недоумение, когда кто-либо в моем присутствии признавал, что является дельцом, т. е. тратит свою жизнь на добывание денег. Мне становилось за него очень стыдно». Ведь, согласно иудаистской традиции, конечной целью всякого труда, любой деятельности является самосовершенствование, а самое верное средство для этого — хозяйственная самостоятельность; поэтому собственность может служить не целью, но лишь средством достижения свободы ради удовлетворения духовных запросов. По сути дела, эта идеология и нашла воплощение в философской концепции Фромма, хотя уже вне тесной связи с иудаистской традицией, от которой Фромм постепенно отходил, по мере того как расширялись его интересы.

" Грехопадение" Эриха, однако, как свидетельствуют некоторые источники, произошло на редкость банально. Однажды, чувствуя сильный голод, он был привлечен вкусным запахом, исходившим из уличного киоска. Недолго думая, юный талмудист купил и съел на ходу горячую свиную сосиску. И мир не перевернулся! Более того, юноша не ощутил себя грешником, не почувствовал, что стал хуже. Может быть, той самой сосиске мы обязаны тем, что мир потерял заурядного раввина, но приобрел замечательного психолога.

Б. Скиннер. Как и многие мальчишки, он увлекался экспериментированием с механическими устройствами, пытался смастерить самодельное пневматическое ружье, даже сконструировал изощренную многоблочную конструкцию для… аккуратного развешивания собственной пижамы. Это мальчишеское восхищение механическими изобретениями предвещало его более поздний интерес к модификации наблюдаемого поведения. В этих интересах его биографы усматривают предвестие крайнего механицизма его будущих теорий. Дома он устроил целый террариум, где содержал нескольких жаб, ящериц, черепах и даже змей.

В семье была строгая дисциплина, и в то же время — теплая и доброжелательная атмосфера. Общий позитивный настрой достигался за счет того, что родители не злоупотребляли наказаниями, а напротив — поддерживали дисциплину и порядок, всякий раз поощряя и вознаграждая те поступки, которые того заслуживали. Вероятно, такой стиль отношений впоследствии повлиял на формирование психолого-педагогических воззрений Скиннера: так называемому позитивному подкреплению он всегда отводил решающую роль.

К. Левин. В гимназии высшие оценки Курт получал по физике и математике, а также по рисованию и черчению. Невольно напрашивается параллель между его гимназическими успехами по этим предметам и склонностью уже в зрелом возрасте, в статусе ученого, изображать теоретические положения в графической форме, а также использовать физико-математическую терминологию для описания и объяснения психологических явлений.

А. Маслоу. Детские годы Маслоу могли бы послужить сюжетом для психоаналитического очерка. Отношения Абрахама с матерью складывались скверно и были окрашены взаимной неприязнью. Миссис Маслоу была вздорной особой и жестоко наказывала детей за малейшую провинность. К тому же она откровенно отдавала предпочтение двум младшим детям, а первенца недолюбливала. В памяти мальчика на всю жизнь отпечаталась сцена: мать разбивает о стену головы двум кошкам, которых сын принес с улицы. Он ничего не забыл и не простил. Когда мать умерла, Маслоу даже не явился на ее похороны. В его записках можно найти такие слова: «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать)» .

Другая сіх) юношеская проблема внешность. Абрахам был совсем не красавцем. Щуплое телосложение и огромный нос делали его отталкивающе комичным. Он настолько тяжело переживал недостатки своей внешности, что даже избегал ездить в метро, подолгу дожидаясь пустого вагона, где мог бы никому не попадаться на глаза. Можно даже сказать, что в детстве и юности он терзался тяжелейшим комплексом неполноценности в связи со своей внешностью. Может быть, именно поэтому его впоследствии так заинтересовала теория Альфреда Адлера. Ибо сам Маслоу был живым воплощением этой теории. В полном соответствии с идеями Адлера (с которыми он, разумеется, в юности еще и не был знаком) он стремился компенсировать свое худосочие и неловкость интенсивными занятиями спортом. Когда на этом поприще реализовать себя не удалось, он с тем же рвением занялся наукой.

К. Роджерс. Биографические источники упоминают, что детство Карла прошло на ферме. Однако фермерство для отца Роджерса было своего рода хобби. Да и сама ферма скорее напоминала особняк. Тем не менее, сельскохозяйственные работы были поставлены весьма серьезно. В автобиографических заметках Роджерс вспоминает, что первыми книгами, оказавшими влияние на становление сто научного мировоззрения, были, как это ни покажется странным, труды по сельскому хозяйству. «Я узнал, как трудно проверить гипотезу. Я получил знания о научных методах в практической деятельности и стал их уважать» .

Г. Роршах. Отец его был художником, сам Герман также с юных лет проявлял незаурядные художественные способности. В детстве у него было прозвище «Клекс», намекающее на его способности к рисованию (от нем. klecksen — малевать, мазать, а также сажать кляксы). Особый интерес у него вызывали цветовые пятна необычной конфигурации. Вероятно, это могло предопределить его интерес к изучению особенностей восприятия причудливых пятен и к использованию чернильных пятен в клинической психодиагностике.

А. Эллис. В возрасте четырех лет Эллис перенес серию тяжелых заболеваний, несколько месяцев провел в больнице. Проблемы со здоровьем еще в раннем детстве заставили Эллиса занятиям спортом предпочитать чтение. Конфликты в семье (родители Эллиса развелись, когда ему было 12 лет) научили его внимательно относиться к внутреннему миру человека и стремиться к пониманию других людей. Свойственную ему в подростковом возрасте робость и застенчивость Эллис сумел преодолеть самостоятельно. В возрасте 19 лет он поставил перед собой задачу познакомиться минимум с сотней девушек в ботаническом саду Бронкса. Задача была решена. Видимо, именно приобретенная в этих тренировках высокая степень уверенности в себе и умение извлекать пользу из жизненных трудностей путем их рациональной проработки позволили Эллису найти способы помощи в преодолении трудностей другим людям.

А. Н. Леонтьев. Родители думали, что он станет инженером, так как его больше всего привлекала техника, он увлекался конструированием аэропланов, строил летающие модели. Так продолжалось до февраля 1917 г. Будучи свидетелем революционных событий и Гражданской войны, А. Н. Леонтьев заинтересовался учением анархистов (их особняк находился недалеко от их дома). Он захотел, как вспоминал в старости, «философски понять и осмыслить» происходящее. А уже потом, не без влияния Г. И. Челпанова, переключился с философии на психологию, начав с философских проблем аффектов. На вопрос: «С чем пришел в психологию?» — А. Н. Леонтьев отвечал: «Пустой. Просто с общей идеей проникновения в жизнь чувств»[5].

Л. М. Веккер. А вот путь в психологию другого известного российского психолога Льва Марковича Веккера (1918—2001). В возрасте четырнадцати лет, стоя у окна и глядя на улицу, он задумался о том, почему он видит людей, идущих по улице, там, где они действительно находятся, хотя реально их изображение расположено на сетчатке его глаз. Передвигая свои очки на различные расстояния от глаз, он наблюдал меняющиеся изображения предмета и удивлялся, что предмет остается одним и тем же, а его образы меняются. Так он впервые был озадачен вопросами: «Как внешний мир поселяется во мне?», «Каким образом то, что я вижу, слышу и ощущаю извне, возникает внутри моего существа?» Позднее он назвал свои подростковые размышления «мучительными вопросами о природе психики», поиском ответов на которые он занимался в течение всей своей жизни[6].

Не только детский и юношеский опыт может повлиять на взгляды психолога, но также значимые жизненные испытания в период взрослости. Классический пример тому Виктор Франкл. Будучи заведующим отделением неврологии Ротшильдовского госпиталя в Вене, в 1942 г. он был арестован нацистами и брошен в концлагерь. Фашистские концлагеря требовали топлива, и Виктору Франклу предстояло стать одним из миллионов в их адском пламени. Он, однако, выжил. Здесь сошлись и случайность, и закономерность. Случайность — что он не попал ни в одну из команд, направлявшихся на смерть. Закономерность — что он прошел через все это, сохранив себя, свою личность, свое «упрямство духа», как он называл способность человека не поддаваться, не ломаться под ударами, обрушивающимися на тело и душу. В концлагерях получил проверку и подтверждение его взгляд на человека, его психологическая теория личности была в значительной степени лично выстрадана и оплачена дорогой ценой. Во многом из осмысления опыта лагерной жизни у Франкла сложились основные идеи его логотерапии, в центре которой стоит задача помочь человеку в его поисках смысла жизни.

Как приходят к психологии современные студенты? Кто-то приходит из любопытства. Кто-то попадает в психологию случайно, «за компанию» с другом, подругой. Кого-то приводит в психологию стремление помогать людям и собственный небольшой опыт помощи друзьям и знакомым в качестве «житейского психолога» .

Интерес к психологии может появиться у человека, занимающегося другой профессиональной деятельностью, но в какой-то момент почувствовавшего потребность перейти в мир человеческого общения и переживаний.

Побуждают человека к профессиональному самоопределению в области психологии и события, связанные с глубокими личностными переживаниями, сопровождающими кризисные жизненные ситуации. В период сложных отношений личности с другими людьми и с собой будущие психологи находят личностный резерв в стремлении к познанию человеческой психики, желании разобраться в скрытых психологических факторах поведения человека. Приведем примеры жизненных ситуаций и переживаний личности[7].

  • • «Это было в момент первого печального опыта, который приходит в жизнь практически каждой девушки и оставляет след на всю жизнь…» (студентка-психолог).
  • • «Долгая дорога длиной в 15 лет. Когда развалился брак и предали друг и подруга… было какое-то эмоциональное отупление…» (студенткапсихолог).
  • • «Через полгода в моей жизни произошла КАТАСТРОФА, я развелась с мужем. Это был очень тяжелый удар» (психолог — участница семинара).

Встречи с профессиональным психологом и очарование личностью психолога являются другой группой типичных причин, почему студенты приходят в психологию.

  • • «Впервые с психологом я столкнулась еще будучи в школе. Было предложено посещать групповые занятия… Помню, ходила с большим удовольствием, всегда было немного жаль, когда занятия заканчивались…» (студентка-психолог).
  • • «Энергичная, полна оптимизма, умеющая донести до пас информацию так, что нам было интересно; все, буквально, открыв рот, ее слушали…» (студентка-психолог).
  • • «Потом, в старших классах, к нам в школу стали приходить психологи и проводить занятия и тренинги. Мы тогда относились к этому, как к игре, нам было очень интересно» (психолог).
  • • «В училище я и познакомилась с психологией. Влюбилась с первого взгляда и в психологию, и в преподавателя» (психолог).

Как преподаватель я помню, насколько интересно работать со студентами-первокурсниками. Они ждут новых чудесных знаний, очарованы психологией, верят в прекрасное психологическое будущее. В процессе профессионального становления студента-психолога его личность и взгляд на жизнь меняются, оптимизм может сменяться разочарованиями. Знания могут прибавить уверенности в себе, но могут привести и к большим сомнениям. Фразы типа «чем больше знаешь, тем меньше понимаешь» приписываются многим философам в тех или иных формулировках. Для психологии это особенно характерно: чем больше знаешь, тем больше понимаешь многозначность в интерпретации фактов. Студенты младших курсов обычно чувствуют себя гораздо более уверенными, чем старшекурсники, в том, что психологи могут все. По мере изучения психологических дисциплин они начинают сомневаться в этом. Опытные психологи имеют гораздо больше сомнений в отношении психологии, чем начинающие.

Поэтому студентам нужно быть готовыми к возможным разочарованиям в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится психолог. Переоценка ценностей и смыслов происходит нелегко. Начинающие психологи часто сопротивляются перспективе изменить свой устоявшийся взгляд на мир, свою профессию и, главное, на самого себя, свое место в этом мире и в этой профессии. В результате проявляется разочарование в окружающем мире, своей профессии, своем учебном заведении.

H. С. Пряжников и Е. Ю. Пряжникова выделяют следующие варианты таких разочарований[8].

I. Разочарование в некогда любимых преподавателях. На каком-то этапе студент выясняет, что преподаватель — это обычный человек, с набором обычных недостатков, хотя на первых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) в них образец совершенства и пример для подражания.

  • 2. Разочарование в изучаемом предмете (в отдельных психологических дисциплинах или во всей психологии сразу). Студент начинает понимать, что психология, с которой он познакомился по популярным книгам или телепередачам, на самом деле оказывается не такой увлекательно-развлекательной и вообще «скучной» .
  • 3. Разочарование в учебном заведении, когда студент узнает, что в других заведениях и преподаватели лучше («солиднее» и «интереснее»), и библиотеки лучше, и соцкультбыт организован интереснее, и спортивные соревнования, и стажировки за границей, и КВНы, и девочки-мальчики симпатичнее и т. п. По-своему, студент может оказаться прав, но, как известно, «хорошо там, где нас нет». А творческая позиция студента могла бы проявиться в том, что какие-то проблемы, например связанные с организацией досуга и «развлечений», можно решить и своими студенческими силами.
  • 4. Разочарование в перспективах дальнейшей работы. Студент понимает, что он, вероятно, не сможет «хорошо» и «выгодно» устроиться по специальности или что ему долго придется довольствоваться маленьким заработком, ведь, как известно, психологи много не зарабатывают, особенно в условиях рыночной экономики.

Безусловно, можно больше зарабатывать во многих других видах профессиональной деятельности. Но психолог должен спросить себя, в чем для него заключены главные ценности жизни. Психолога может увлекать, прежде всего, процесс личностного роста, ощущение полезной, значимой и творческой деятельности, а не высокие заработки. Конечно, прекрасно, когда удается сочетать все. Но это не всегда получается.

  • [1] См:. Дружинин В. II. Экспериментальная психология. 2-е изд. СПб.: Питер, 2001. С. 31.
  • [2] См .Дружинин В. И. Экспериментальная психология. С. 31.
  • [3] URL: intropsy.ru, раздел «Биографии» .
  • [4] См.: Степанов С. Век психологии: имена и судьбы. М.: Эксмо, 2002.
  • [5] См.: Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. Алексей Николаевич Леонтьев. М.: Смысл, 2005.
  • [6] См.: Теоретическое наследие Л. М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л. М. Веккера / отв. ред. М. А. Холодная и М. В. Осорина. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
  • [7] См.: Кораблина Е. П. Профессия психолог-консультант: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена, 2003. С. 94−95.
  • [8] См.: Пряжников Н. С., Пряжникова Е. К). Психология труда и человеческого достоинства: учеб, пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2001. С. 414—415.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой