Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Типы унитарных государств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автономиям обычно не передаются такие сферы как регулирование денежно-кредитной системы; судебная система; определение правового статуса государственных служащих; внешняя политика и оборона; гражданство, миграционные вопросы; трудовое законодательство; таможня и внешняя торговля; регулирование СМИ. Степени централизации или децентрализации; 2) наличию автономий в составе унитарного государства… Читать ещё >

Типы унитарных государств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Унитарные государства можно классифицировать по двум критериям:

1) степени централизации или децентрализации; 2) наличию автономий в составе унитарного государства.

Унитарные государства бывают централизованными и децентрализованными. В централизованных унитарных государствах главы органов власти административно-территориальных единиц назначаются центральным правительством, а органы МСУ подчиняются региональным главам (Китай, Туркменистан). В децентрализованных унитарных государствах главы ОИВ в административных единицах могут избираться населением и обладают относительной самостоятельностью в решении локальных проблем (Испания).

По наличию автономий в составе, унитарные государства делятся на простые и сложные. Простые унитарные государства — это те, в которых отсутствуют автономии и все единицы АТД равны по статусу (Польша). Сложные унитарные государства — те, в чей состав входят разные по статусу административно-территориальные единицы, т. е. хотя бы одна автономия. Автономии могут быть законодательными (Италия), административными (Китай), финансовыми или культурными. Кроме того, автономия может быть полной, специальной или ограниченной сферами, указанными в Конституции. При полной автономии регион самостоятельно решает все вопросы, не закрепленные конституцией за центральным правительством (Каталония в составе Испании); при специальной — региону законом передаются отдельные полномочия государства (налоговый режим Канарских островов в составе Испании)[1].

Автономиям обычно не передаются такие сферы как регулирование денежно-кредитной системы; судебная система; определение правового статуса государственных служащих; внешняя политика и оборона; гражданство, миграционные вопросы; трудовое законодательство; таможня и внешняя торговля; регулирование СМИ.

Статус автономии устанавливается конституцией или конституционными законами и подразумевает расширение нрав самоуправления. Наличие автономий, т. е. сложность унитарного государства, не имеет прямой связи с централизацией (децентрализацией). Например, централизованное сложное унитарное государство с разноуровневыми автономиями — Китай. Сильно децентрализованные сложные унитарные государства, в которых все административно-территориальные единицы обладают автономией, иногда также называют региональными («регионалистскими») государствами или «государствами регионов» (ЮАР, Испания, Шри-Ланка)[2].

  • [1] Например, ст. 148 Конституции Испании предоставляет ограниченную автономиюв следующих областях: создание органов местного самоуправления, изменение границ муниципалитетов (внутри региона) и определение их функций; регулирование вопросов планирования и застройки территории, жилищно-коммунальное хозяйство, сельское хозяйствои животноводство; развитие культуры, языка автономии, туризм, здравоохранение и т. д.
  • [2] См.: Туровский Р. Ф. Политическая регионалистика. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой