Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Детский негативизм. 
Аутизм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основным проявлением синдрома является полное отсутствие потребности в общении или нежелание контакта с окружающими, эмоциональная холодность и безразличие ко всему. По у такого ребенка может быть и эмоциональный всплеск на фоне отрицательных эмоций: страх новизны, перемена обстановки, активное сопротивление непривычному укладу жизни. Па этом фоне могут возникать расстройства речи в разных… Читать ещё >

Детский негативизм. Аутизм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основным проявлением синдрома является полное отсутствие потребности в общении или нежелание контакта с окружающими, эмоциональная холодность и безразличие ко всему. По у такого ребенка может быть и эмоциональный всплеск на фоне отрицательных эмоций: страх новизны, перемена обстановки, активное сопротивление непривычному укладу жизни. Па этом фоне могут возникать расстройства речи в разных вариантах этого синдрома: от нежелания разговаривать (мутизм) до заикания (логоневроз).

Наиболее часто этот синдром проявляется в возрасте от двух до пяти лет. Позже могут появляться патологические формы речи: эхолалия (многократное повторение слов), вычурное, неправильное скандирование слов и т. д.

Негативизм — возрастная особенность детей раннего возраста, выражается реакцией протеста, когда дети все делают наперекор желанию тех, кто с ними общается. Они капризны, раздражительны, непослушны, иногда склонны к аффективной эмоциональной вспышке. Для предотвращения негативизма рекомендуется доброжелательное общение с ребенком, разговаривать с ним необходимо спокойным тоном, без раздражения, не приказывая, не принуждая его, а предлагая выполнить работу в удобное для него время. Осторожно следует подходить к наказаниям, нельзя применять физическое наказание, унижать или оскорблять ребенка, это особенно травмирует сто нервную систему.

Невротическое заикание (логоневроз) при заикании нарушаются ритм, темп и плавность речи, что связано с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. Заикание относится к распространенным в детском возрасте нарушениям. У мальчиков заикание возникает чаще, чем у девочек (10:1). Расстройство чаще развивается в возрасте четырех-пяти лет, когда происходит значительное усложнение фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления.

Заикание относится к логоневрозам. Причиной невротического заикания чаще всего является острая или хроническая психическая травма: испуг, внезапное и резкое изменение привычного стереотипа (помещение ребенка в больницу, отправка к бабушке на лето, в спортивный лагерь и др.).

Заиканием чаще страдают впечатлительные, со слабой нервной системой дети. Предрасполагающими факторами являются особенности нервно-психического развития, нервно-артритический диатез, семейная отягощенность по заиканию, ошибки воспитания, перегрузка ребенка речевой информацией, черепно-мозговая травма в анамнезе, нейроинфекции и т. д.

Большое место в развитии заикания принадлежит фактору подражания. В этом случае заикание легко закрепляется по типу отрицательного условного рефлекса. Это так называемое индуцированное заикание.

Ребенок обнаруживает характерную реакцию окружающих на свой дефект, он начинает избегать речевого общения, особенно с незнакомыми людьми. При попытке говорить у него возникают вегетососудистые нарушения (повышенная потливость, сердцебиение, неритмичное дыхание и др.) и сопутствующие движения, что, в свою очередь, вызывает усиление дефекта речи и его рефлекторное закрепление. При этом возникают отрицательные психические реакции: страх, чувство неполноценности, ущербности.

Лечение невротического заикания должно быть как можно более ранним и комплексным. Основным лечением является психотерапия. При возникновении патологии речи невротического генеза лечение следует начинать с «режима молчания» в течение 7−10 дней с последующим постепенным включением ребенка в речевую деятельность. Если же причиной заболевания была хроническая психотравмирующая ситуация, проводят семейную психотерапию.

Рекомендуется ограничение речевой нагрузки у ребенка, занятие специальной музыкальной ритмикой, пением. При пении заикание обычно исчезает.

Ночное недержание мочи (энурез). Сознательный контроль мочеиспускания и выражение беспокойства при сдерживании позывов обычно более активно ребенок начинает проявлять после одного года или полутора лет. Считают, что это зависит от многих причин: от состояния здоровья и нервной системы ребенка, его питьевого режима, от воспитания навыков к соблюдению гигиены тела.

Непроизвольное мочеиспускание до 3-летнего возраста считается физиологической нормой и не нуждается в лечении, так как проходит самостоятельно.

Энурез характеризуется непроизвольным мочеиспусканием во время ночного сна. Встречается в ранние детские годы (реже у школьников и подростков). Мальчики страдают чаще девочек. Стресс может вызвать функциональный невроз в виде энуреза. Но энурез может возникнуть и по другим причинам: из-за врожденной аномалии или патологии развития позвоночника (незаращение дужек позвонков) и спинного мозга, воспаления почек и мочевых путей, расстройства водного обмена. Энурез может быть спровоцирован различными интоксикациями в организме (глисты, нейроинфекции).

Ночное недержание мочи относят к неврозам лишь в том случае, если его причиной послужил стресс: к примеру, ребенка испугала собака, человек, внезапные угрожающие события и др.

Недержание мочи, связанное с другими причинами (травма позвоночника, глистная инвазия, дефекты развития нервной системы), к неврозам не относят.

Невроз навязчивых состояний у детей. У детей дошкольного и младшего школьного возраста при наличии психического инфантилизма, интеллектуальной недостаточности невротические навязчивости могут возникать под влиянием стресса, испуга. Первым этапом заболевания является невротическая реакция в форме невроза испуга, которая в дальнейшем приобретает характер навязчивых страхов. В дошкольном возрасте у них появляются тревожность, мнительность, боязнь заразиться, склонность создавать себе различные запреты, вера в приметы, игры, правила которых сходны с навязчивыми действиями (например, игра в счет проезжающих автомобилей), соблюдение строгой последовательности действий при одевании, утреннем туалете. Выделены две разновидности невроза — невроз навязчивых страхов (фобический невроз) и невроз навязчивых действий.

У детей младшего возраста преобладают навязчивые страхи заражения и загрязнения, острых предметов, закрытых помещений. У детей старшего возраста и подростков доминируют страхи, связанные с сознанием своего физического «Я», например навязчивые страхи болезни и смерти (от удушья, остановки сердца).

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность, длительность страха, склонность к генерализации нарушений. Для клиники страха характерно сочетание ряда симптомов. Наряду со страхами, тревогой, наблюдаются двигательное беспокойство и различные соматовегетативные расстройства: сердцебиение, потливость, затрудненное дыхание, неприятные ощущения в области сердца, дрожь. Приступ страха продолжается от 10−15 минут до нескольких часов.

Невротические тики. Невротическими тиками называют разнообразные автоматические (бессознательные), простые, часто повторяющиеся движения. Невротические тики проявляются миганием, «наморщиванием» лба, крыльев носа, облизыванием губ, подергиванием головой, плечами, конечностями, движениями туловища. Могут быть покашливание, «хмыканье», «хрюкающие» звуки (так называемые респираторные тики), которые возникают в результате фиксации того или иного защитного действия, первоначально имевшего целесообразный характер.

Психотерапевтические мероприятия должны быть направлены на устранение психотравмирующих моментов и нормализацию воспитательного подхода к ребенку в семье.

Невротические расстройства. Физиологически необходимая продолжительность сна значительно меняется с возрастом: от 16−18 часов в сутки в 1-й год жизни; 10,5- 11 часов в возрасте 7−10 лет; 8,5−9 часов у подростков 14−16 лет.

При невротических расстройствах сна нарушается глубина сна, определяемая по быстроте пробуждения под влиянием внешних раздражителей, или длительность засыпания. Нередко имеют место частые пробуждения, ночные кошмары, снохождения и «сноговорения» .

В этиологии расстройств сна причинную роль играют психотравмирующие факторы, действующие на ребенка в вечерние часы: ссоры родителей в это время, сообщения о несчастных случаях, просмотры телепередач для взрослых и др.

Для устранения невротических расстройств сна наиболее эффективны психотерапевтические мероприятия — семейная психотерапия, коррекция режима дня ребенка, особенно в вечерние часы.

Истерический невроз у детей. Истерические расстройства у детей вызываются перенесенным стрессом или хронической психотравмирующей ситуацией, часто связанной с противоречием между желаемым и реально достижимым, с ущемленным самолюбием, недовольством своим положением в коллективе и ролью в семье, притязаниями, превышающими возможности.

Могут наблюдаться истерические припадки, которые возникают в присутствии зрителей, направленные на привлечение внимания, которые протекают без потери сознания. Характерна «истерическая дуга»: ребенок падает, становится на «мостик» — на пятки и затылок.

Частым двигательным расстройством является неспособность стоять и ходить при отсутствии параличей (истерическая астазия — абазия). Значительно реже встречаются у детей истерические парезы и параличи (снижение силы в конечностях). Могут быть парезы глазодвигательных мышц, сопровождающиеся преходящим косоглазием; истерические гиперкинезы (тремор, хореические движения).

Особую форму примитивных истерических припадков у детей раннего возраста (от 6 мес. до 3 лет) представляют аффективно-респираторные приступы. Они возникают в связи с какой-либо ситуацией, вызывающей у ребенка недовольство или обиду. Приступ начинается по типу описанных выше истерических припадков, однако вслед за этим наступают прерывистые глубокие вздохи, которые завершаются полной остановкой дыхания с быстрым развитием цианоза (в связи с судорожным сокращением мышц гортани). Сознание полностью не выключается. Приступ заканчивается глубоким вдохом.

Соматовегетативные истерические расстройства весьма разнообразны: боли в животе, особенно в эпигастральной области, в области сердца, головные боли, рвота, нарушения глотания, запоры, задержки мочи и др.

Неврастения у детей. Неврастения — астенический невроз — заболевание, развивающееся после острой психической травмы. Развитию астенического невроза способствует и перегрузка ребенка различными занятиями, в первую очередь интеллектуальными.

Основное проявление неврастении у детей — состояние раздражительной слабости, которое характеризуется повышенной раздражительностью, несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражения и даже гнева, быстрой истощаемостью аффекта с переходом к плачу, психической утомляемостью, непереносимостью любого психического напряжения, ослаблением активного внимания.

Имеют место нарушения вегетососудистой регуляции, склонность к сосудистым обморокам, головные боли при утомлении, гипергидроз (потливость), повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон. Гипергидроз способствует простудным заболеваниям, что нередко отягощает течение неврастении.

Профилактика неврозов у детей включает психогигиенические меры, направленные на нормализацию внутрисемейных отношений. В семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, дети нередко болеют неврозами.

Важную роль играет коррекция неправильного воспитания детей в семье: гиперпротекция, родительский деспотизм, применение физических наказаний, завышенные требования или равнодушное отношение к ребенку, противоречивый воспитательный подход.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой