Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Научная мысль Западной Европы XIV века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оккам строго придерживался концепции «двух истин». Согласно этой концепции, источником богословских истин является Священное писание, и их невозможно доказать философскими аргументами, а научные истины, опирающиеся на разум и опыт, не зависят от теологии. Поэтому в учении Оккама (который, как было сказано, основные идеи доводил до логического завершения) сочетались элементы рационализма и мистики. Читать ещё >

Научная мысль Западной Европы XIV века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первая половина XIV века ознаменовалась в Европе такими катастрофическими событиями, как начало Столетней войны и страшная эпидемия чумы. Правда, современные историки считают, что после опустошения, вызванного чумой, стали возможными качественные сдвиги в развитии европейской экономики и культуры.

Во второй половине столетия в Европе произошло несколько крупных восстаний, вызванных, если говорить коротко, усилением эксплуатации трудящихся низов. Это — восстание Этьена Марселя (1356—1358 гг.) и Жакерия (1358 г.) во Франции, восстание чомпи во Флоренции (1378 г.), восстание Уота Тайлера в Англии (1381 г.). Все они были подавлены.

В XIV веке уже заведомо известны механические часы. Их устанавливают на башнях в городах. Правда, маятник еще не изобретен, и для регулирования скорости вращения часовой стрелки используется так называемый регулятор фолио (в России его называли билянцем). Он представляет собой горизонтальный рычаг, установленный на вертикальной оси; на концах рычага, на специальных зарубках, подвешены грузы.

Под действием гири, стремящейся повернуть систему колес, рычаг приходит в колебательное движение, и два выступа на его оси, поочередно цепляясь за зубцы одного из колес, позволяют этому колесу поворачиваться только небольшими периодическими скачками. В отличие от современных часов регулятор фолио не имел собственной частоты колебаний.

В этом же веке в Европе распространяется огнестрельное оружие. Автор статьи [29] утверждает, что оно появилось в 1320-х годах, вероятно, в Северной Италии. Далее он пишет: «Уже в 1338 году орудия, метавшие гром и огонь, известны в Англии, в 1342 году — в Испании, в 1370-х годах — в Швеции, в 1378—1381 годах — в Венгрии, в 1382 году били пушки со стен московского Кремля по ордам Тохтамыша».

Сточки зрения истории культуры 1300-е годы — по-итальянски треченто — это эпоха раннего Возрождения. В это время в Италии творит Франческо Петрарка (1304—1374), в Англии — Джефри Чосер (1340−1400).

Что касается науки, то здесь уместно сослаться на А. В. Ахутина:

«Большинство историков средневековой науки единодушно считают, что на протяжении всего Средневековья не было другого такого периода, в котором естествознание настолько близко подошло к методам новой науки, как XIV век» [26, с. 129].

В этом высказывании, очевидно, имеются в виду три направления европейской научной мысли XIV века: во-первых, философия Вильяма Оккама, во-вторых, учение об интенсии и ремиссии качеств, которое развивали ученые Мертонского колледжа в Оксфорде, а также Николай Орем в Париже, в-третьих, учение об импетусе, разработанное в Париже Жаном Буриданом и его соратниками. В соответствии с задачами настоящей работы и мы остановимся только на этих направлениях.

Вильям Оккам — «доктор единственный, беспримерный», а также «доктор непобедимый» (у него были и другие почетные титулы) — родился около 1300 года (или, возможно, несколько раньше) в графстве Сёррей в Южной Англии; умер в 1349 или 1350 году в Мюнхене от чумы. Н. И. Стяжкин характеризует его как крупнейшего философа и логика средневековья [14, с. 141]. По-видимому, многие историки могли бы согласиться с такой оценкой: ведь в работах Оккама решение основных проблем схоластики было в основном доведено до логического завершения.

Образование Оккам получил в Оксфорде и в Англии же вступил в орден серых братьев, т. е. миноритов, или, иначе, францисканцев.

В этом ордене в конце XIII — начале XIV века назрел раскол. В 1316 году папой под именем Иоанна XXII был избран францисканец Яков Кагорский, который, как и многие другие члены ордена, далеко не придерживался идеала бедности, установленного его основателем. Вместе с тем еще за несколько десятилетий до избрания корыстолюбивого папы внутри ордена оформилось течение «живущих подуху», или спиритуалов, и в начале 1320-х годов они составили большинство в ордене.

О. В. Трахтенберг описывает разразившийся конфликт так:

«Собор францисканцев в Париже постановил, что отречение от частной и общей собственности есть величайшая заслуга перед Богом и путь к евангельскому совершенству, предуказанные Христом и апостолами. Папа осудил эти положения в булле 1323 г…

Генеральный министр ордена миноритов Михаил Чезена отверг папскую буллу и апеллировал к будущему вселенскому собору. Папа призвал его к суду и заточил в тюрьму. В ответ на это Михаил Чезена, знаменитый юрист Бонаграций Бергамский и Вильям Оккам бежали в 1328 г. в Пизу, где присоединились к воевавшему против папы императору Людвигу Баварскому" [2, с. 192].

Уточним сказанное: Оккам был заключен в тюрьму в 1324 году (до этого он преподавал в Оксфорде), провел в тюрьме в Авиньоне четыре года, ожидая суда папской курии. Обратившись снова к 12, с. 194], находим еще один факт: «В конце 1325 г. комиссия из шести теологов, рассмотрев богословские и философские учения Оккама, осудила 51 статью как еретические». Его побег состоялся в ночь на 24 мая 1328 года.

Последние десятилетия своей жизни Оккам провел в Мюнхене, где им был написан ряд полемических и философских сочинений.

Высказывания Оккама на общественно-политические темы в какой-то степени предвещали идеологию эпохи Просвещения (а ведь до этой эпохи оставалось более 300 лет!). Он говорил о естественных правах человека, о том, что люди рождаются равными, об общественном благе.

Оккам строго придерживался концепции «двух истин». Согласно этой концепции, источником богословских истин является Священное писание, и их невозможно доказать философскими аргументами, а научные истины, опирающиеся на разум и опыт, не зависят от теологии. Поэтому в учении Оккама (который, как было сказано, основные идеи доводил до логического завершения) сочетались элементы рационализма и мистики.

По Оккаму, Бог обладает абсолютным могуществом и не связан никакими законами. Он может оправдать грешника, невзирая ни на какое его поведение. Эта идея, не ставящая спасение человека в зависимость от его дел и намерений, была позже использована протестантизмом.

Из концепции «двух истин» следовало радикальное решение проблемы универсалий. Поскольку существование общих идей как прототипов вещей в божественном уме («универсалии до вещей» — universalia ante rem) не может быть доказано, человеческое познание всегда имеет дело с единичными вещами. Значит, и заниматься нужно не абстрактной проблемой бытия универсалий, а самим человеческим познанием.

П. С. Попов и Н. И. Стяжкин [3, с. 177—178] передают позицию В. Оккама по проблеме универсалий так: универсалии не являются реальными субстанциями, поскольку в противном случае они были бы единичными вещами; они и не содержатся в единичных вещах, а существуют только как интенции в душе.

Заметим: многие историки считают, что дискуссии по проблеме универсалий длились с X по XIV век, т. е. выходит, что после Оккама эта проблема потеряла остроту.

Это верно только отчасти: выше, в методологическом прерывании 2.17, было показано, что и в наше время проблема универсалий время от времени неожиданно (и зачастую неосознанно для лиц, поднимающих ее) всплывает в разных областях знания.

Как же Оккам трактует познание? По Оккаму, оно осуществляется посредством естественных знаков, обозначающих вещи, подобно тому как вздох является знаком недомогания или боли. Знак, занявший место в предложении, является термином; термин, воспринятый сознанием, равнозначен понятию [2, с. 203]. Термин, выражаемый словом, — это простейший элемент знания. Оккам различает «термины первой интенции», относящиеся к самим вещам, и «термины второй интенции», относящиеся не к конкретной вещи, а ко многим вещам и отношениям между ними. Наука, имеющая дело с вещами, пользуется терминами как орудиями знания. Поэтому, хотя в связи с позицией Оккама по отношению к универсалиям его причисляют к крайним номиналистам, для его учения часто используют специальное название — терминизм.

Логика, по Оккаму, занимается только значениями слов, а не физическими состояниями вещей, т. е. не содержанием терминов.

Чаще всего связывают с именем Оккама его знаменитую «бритву». Это методологический принцип, встречающийся в его работах в различных формулировках, например: «Многое не следует утверждать без необходимости» (Pluralitas non est ponenda sine necessitate) или «Напрасно выражать посредством большего то, что можно объяснить посредством меньшего» (Frustra fit per plura quod potest fieri per pauciora).

В современной литературе «бритва Оккама» обычно встречается в такой форме: «Сущностей не следует умножать без необходимости» (Entia non sunt multiplicanda sine necessitate). Однако у ряда историков можно встретить утверждение, что именно эта формулировка у Оккама отсутствует.

«Бритва Оккама» была направлена прежде всего против схоластических species visible, species audible и других скрытых сущностей, которые якобы передаются от видимых, слышимых и постигаемых вещей познающему субъекту. В этом заключалось ее прогрессивное значение. Однако если принцип экономии (это другое название «бритвы Оккама») проводить слишком прямолинейно, то можно прийти к позитивистскому отрицанию мировоззренческих предпосылок познания, а это, безусловно, является вредным.

Нужно добавить, что философские позиции Оккама не были близки к передовым идеям тех его современников, которые в XIV веке начали, пока еще «на бумаге», развивать количественные методы в физике (о чем будет сказано ниже в этом же разделе).

В связи с этим А. В. Ахутин в [26] привел следующее красноречивое высказывание одного из исследователей средневековой науки: «…Оккам сводит все проблемы количества к проблемам грамматики и логики…». Конечно, такой подход не способствовал ни математизации науки, ни развитию экспериментальных методов исследования природы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой