Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эволюционное мышление в науке и философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Известный тезис Ф. Г. Добржанского (1900—1975), что «ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции», я бы переформулировала следующим образом: «Ничто в науке не имеет смысла кроме как в свете эволюции». Идея эволюции действительно обладает значительной методологической и эвристической силой, причем не только в науке, но и в самой философии. Та область, в которой я веду исследования… Читать ещё >

Эволюционное мышление в науке и философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эволюция — основное условие, которому должны отныне подчиняться и удовлетворять все теории, гипотезы, системы, если они хотят быть разумными и истинными. Свет, озаряющий все факты, кривая, в которой должны сомкнуться все линии, — вот что такое эволюция.

Пьер Тейяр де Шарден

В данной главе рассматривается развитие эволюционного мышления и производится оценка его эвристических возможностей для междисциплинарного синтеза знания. Синтетические, интегративные, холистические тенденции — в отличие от дисциплинарного разделения наук в Новое время — становятся в науке XXI в. преобладающими. Эволюционное мышление, понимаемое в самом широком смысле этого слова, базируется сегодня не только на теории биологической эволюции, но и на современной теории сложных адаптивных систем, науке о сетях и нелинейной динамике, становится фундаментом нового натурализма, позволяющего сформулировать стратегии эволюционного, натуралистического объяснения в эпистемологии, этике, политике, эстетике. На примере анализа эволюционной эпистемологии и ее современных трендов развития показывается, каким образом она отвечает на междисциплинарные вызовы современного научного знания.

От идеи эволюции к эволюционному мышлению

Известный тезис Ф. Г. Добржанского (1900—1975), что «ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции», я бы переформулировала следующим образом: «Ничто в науке не имеет смысла кроме как в свете эволюции». Идея эволюции действительно обладает значительной методологической и эвристической силой, причем не только в науке, но и в самой философии. Та область, в которой я веду исследования в течение многих лет, — эволюционная эпистемология как одно из направлений современной неклассической эпистемологии — основывается на идее эволюции. В классической версии эволюционная эпистемология была разработана Конрадом Лоренцем и основывалась на представлениях эволюционной биологии. Сегодня эволюционная эпистемология развивается, базируясь на более универсальных эволюционных моделях, которые строятся на понимании закономерностей эволюции сложных систем.

Эволюция здесь понимается в двояком смысле:

  • а) глобальной, или универсальной, эволюции, в которой становление и развитие человека и человеческой истории является этапом универсального эволюционного процесса, Big History;
  • б) коэволюции (коэволюции природы и человечества, а также — в более широком смысле — коэволюции сложных самоорганизующихся систем).

Идея глобальной эволюции лежит в основе современного глобального (или универсального) эволюционизма, который включает в себя:

  • 1) теорию космической эволюции;
  • 2) синтетическую теорию биологической эволюции, представляющую собой синтез эволюционного учения Дарвина и генетики;
  • 3) теорию эволюции сложных адаптивных систем (синергетику).

Эволюция имеет сквозной характер, она проходит по всем иерархическим уровням организации мира: космическая эволюция, предбиологическая эволюция, эволюция живой природы, антропогенез, человеческая история, сети Интернета, «сверхразум», Web 2.0 и т. д. Многие ученые подчеркивают, что сегодня «необходимо создание некоего общего поля эволюционистики (в том числе и за счет междисциплинарных исследований), в рамках которого будут проясняться и уточняться общее и особенное в эволюционных подходах, терминологии, принципах; проводиться кроссэволюционные исследования»[1]. Современная теория сложности и теория сложных адаптивных систем как раз и ставят целью охватить всю эволюцию с точки зрения лежащих в ее основе универсальных паттернов самоорганизации, перехода от хаоса к порядку, «ритмов жизни», т. е. циклов эволюции, феноменов эмерджентности, неожиданного рождения принципиально новых свойств.

Идея коэволюции считается ключевой не только для экологии как части биологического знания, но и для теории эволюции сложных систем. Можно говорить не только об коэволюции биологических организмов внутри биоценоза, определенного биологического сообщества, но и о коэволюции человека и природы в плане поддержания экологического равновесия. В более нетривиальном смысле можно говорить о коэволюции развивающихся в разном темпе и находящихся на различных стадиях развития сложных систем. С этой точки зрения коэволюция предстает как совместное и взаимосогласованное устойчивое развитие сложных систем и попадание их — в случае резонансного, правильного объединения — в один и тот же, единый темпомир. Идея коэволюции применительно к сложным самоорганизующимся системам была выдвинута С. П. Курдюмовым и развивалась в ряде наших совместных работ1. Вклад Курдюмова в развитие концепции универсального эволюционизма и глубокий междисциплинарный смысл идеи коэволюции проанализированы в нашей совместной с Е. С. Куркиной работе[2][3].

На основе идеи эволюции развивается эволюционное мышление. Овладеть им — значит получить эвристический инструмент для решения научных проблем в самых разных областях научного знания. Легко заметить проникновение эволюционного мышления в разные дисциплинарные области. Развивается эволюционная психология, эволюционная экономика, на эволюционных моделях сложных систем строится современное прогнозирование, futures studies. Наряду с эволюционной эпистемологией развиваются эволюционная этика (социобиология) и эволюционная эстетика. Ко всем трем высшим ценностям человека — истине, добру и красоте — возможен и плодотворно развивается эволюционный подход. На главные вопросы, поставленные Кантом, можно отвечать с эволюционной точки зрения. «Что я могу знать?» — «Я могу знать то, что я приспособлен как мезокосмическое существо, но я могу и выходить за пределы мезокосма, используя искусственные приспособления, приборы и инструменты познания и создавая абстрактные теоретические модели. Кроме того, я знаю, что мое онтогенетически априорное знание является филогенетически апостерионым». «Что я должен делать?» — «Я буду больше уверен, что я должен творить добро, в том числе и потому, что я знаю, что альтруистическое поведение существует уже в живой природе, что я — продукт эволюции живой природы. Творя добро, я привожу в движение свои биологические корни, реализую свою биосоциальную сущность».

  • [1] Эволюция: космическая, биологическая, социальная / отв. ред. Л. Е. Гринин, А. В. Марков, А. В. Коротаев. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. С. 9—10.
  • [2] Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафтыкоэволюции. М., 2007 (2-е изд. М.: УРСС, 2011).
  • [3] Князева Е. Н., Куркина Е. С. Мыслитель эпохи междисциплинарности // Вопросыфилософии. 2009. № 9. С. 116—131.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой