Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ содСрТаний Π² курсах Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π’ Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, Ссли Ρ†Π΅Π»ΠΈ гСомСтричСского обучСния сводятся ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ гСомСтричСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈΠ»ΠΈ способностСй, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° содСрТаний гСомСтричСского обучСния ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ΄Π°Ρ‡ΠΈ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ зависит ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Π·Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ условия ΠΈ ΡΡ‚Π°ΠΏΡ‹ ΠΈΡ… Ρ„ормирования Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ. Но ΠΈ Π·Π΄Π΅ΡΡŒ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ содСрТаний Π² курсах Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π—Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ гСомСтричСского обучСния позволяСт ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏ содСрТаний гСомСтричСского обучСния, ΠΈΡ… Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ (строСниС) ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄Π°Ρ‡ΠΈ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ — ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹. Π’ Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, Ссли Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ гСомСтричСского обучСния считаСтся усвоСниС гСомСтричСских содСрТаний — Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ, гСомСтричСских Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, гСомСтричСских Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ΠΈ Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€., Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹:

  • 1. Π‘ Ρ‡Π΅Π³ΠΎ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈΠΈ: с ΡΡ‚Π°ΠΏΠ° усвоСния гСомСтричСских содСрТаний ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅ с ΡΡ‚Π°ΠΏΠ° формирования прСдпосылок ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΉ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ усвоСния? Π’ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½Π΅ΠΌ случаС ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ начинаСтся с ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡ нСгСомСтричСских содСрТаний. НапримСр, Π² ΠΊΡƒΡ€ΡΠ°Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠ±ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠ³ΠΎ направлСния исходным содСрТаниСм обучСния ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ элСмСнтарныС гСомСтричСскиС содСрТания (ΠΊΠ²Π°Π΄Ρ€Π°Ρ‚ ΠΈ ΠΏΡ€ΡΠΌΠ°Ρ линия ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅ Ρ‚Ρ€Π΅ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊ ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΈ). Напротив, Π² ΠΊΡƒΡ€ΡΠ°Ρ… гСнСтичСской ΠΈ Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΠΉ систСм Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ с ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² — участков Π·Π΅ΠΌΠ»ΠΈ, расстояний Π½Π° ΠΌΠ΅ΡΡ‚ности, ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅ с ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ кристаллов, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ Ρ‚Π΅Π» ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ плоских Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€, ΡƒΠ³Π»ΠΎΠ², Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ‚ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ.
  • 2. Если Π΄Π°ΠΆΠ΅ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ† обучСния Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈΠΈ (Π½Π° «Π²Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄Π΅» обучСния Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ гСомСтричСскиС содСрТания элСмСнтарной Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈΠΈ), Ρ‚ΠΎ, ΡΠΏΡ€Π°ΡˆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ΡΡ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ содСрТания ΠΈ Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½Ρ‹ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ исходной ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠΉ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠΎΠΉ гСомСтричСских содСрТаний? Π˜Π½Ρ‹ΠΌΠΈ словами, это вопрос ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΡΠ²ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ содСрТания. Одни ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одисты сводят эти ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ «Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ΅ — Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ» ΠΈΠ»ΠΈ «Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ — Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ΅». НапримСр, Π€Ρ€Π΅Π±Π΅Π»ΡŒ ΠΈ Π“Π΅Ρ€Π±Π°Ρ€Ρ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈΠΈ с ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ (ΡˆΠ°Ρ€Π°, ΠΊΡƒΠ±Π° ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅ΡƒΠ³ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠ°) ΠΈ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ элСмСнтов (окруТностСй, радиусов, Π²Π΅Ρ€ΡˆΠΈΠ½, Π³Ρ€Π°Π½Π΅ΠΉ, ΠΊΠ²Π°Π΄Ρ€Π°Ρ‚ΠΎΠ², ΡƒΠ³Π»ΠΎΠ², ΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΠΏΡ€.). Π’ Ρ‚ΠΎ ΠΆΠ΅ врСмя ΠŸΠ΅ΡΡ‚Π°Π»ΠΎΡ†Ρ†ΠΈ ΠΈ Π¨ΠΌΠΈΠ΄Ρ‚ ΠΈΠ΄ΡƒΡ‚ ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ, прСдлагая ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ сначала ΡƒΠ³Π»Ρ‹, Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ ΠΈ Π»ΠΈΡˆΡŒ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€Ρ‹, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ эти элСмСнты входят. Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚одисты ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ гСомСтричСскиС содСрТания Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ связаны гСнСтичСскими ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ (эта Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ° зрСния Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Π° для курсов гСнСтичСской систСмы). Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΡŒΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ гСомСтричСскиС содСрТания конструктивной ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΡ‚ичСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ, ΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ, подводят ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ΄ конструктивныС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ. Π§Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹Π΅ (ΠΊ Π½ΠΈΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ соврСмСнных психологов ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚Ρ‹) сводят ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ гСомСтричСскими содСрТаниями ΠΊ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎ-дидактичСским ΠΈΠ»ΠΈ психолого-дидактичСским, Ρ‚. Π΅. ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ сначала Π² Π»ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ психологии ΠΈ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π°ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ научСния ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ. Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Ρ… курсах Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈΠΈ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ-Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΡƒΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ всС эти ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, хотя рСализация Π² ΠΊΡƒΡ€ΡΠ°Ρ… Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈΠΈ Π² Ρ‡ΠΈΡΡ‚ΠΎΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ· ΡƒΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ Π²Π»Π΅Ρ‡Π΅Ρ‚ Π·Π° ΡΠΎΠ±ΠΎΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅ Π² Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… случаях ΠΈΡ… ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Π½ΠΈΠ΅.
  • 3. Π£ΠΆΠ΅ Π² ΠΊΡƒΡ€ΡΠ°Ρ… Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΈΠΈ наглядной систСмы Π±Ρ‹Π» осознан Ρ‚ΠΎΡ‚ Ρ„Π°ΠΊΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ сами ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π±Π΅, Π½Π΅ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ, ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ), ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚ричСскиС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Π½Π΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‚ гСомСтричСских содСрТаний. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ встал вопрос ΠΎΠ± ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‚Π΅Ρ… Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π·Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ гСомСтричСскиС содСрТания. ЕстСствСнно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ систСмС этот вопрос Ρ€Π΅ΡˆΠ°Π»ΡΡ ΠΏΠΎ-своСму. Π’ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ систСмС Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€. Π’ ΠΊΠΎΠΌΠ±ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ — сравнСниС ΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎΠ² ΠΏΠΎ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π΅ ΠΈ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€ ΠΏΠΎ ΠΏΠ»ΠΎΡ‰Π°Π΄ΠΈ, конструированиС ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ, зарисовка ΠΈ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π’ Π½Π°Π³Π»ΡΠ΄Π½ΠΎΠΉ — ΠΈΠ·Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»Π΅ΠΉ, Ρ€ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄, ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π»Π΅ΠΏΠΊΠ°, рисованиС, Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, сравнСниС ΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎΠ² ΠΈ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€ ΠΏΠΎ Π²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Π΅, конструированиС ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ· Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΠΏΡ€. Π’ гСнСтичСской — ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ Π½Π° ΠΌΠ΅ΡΡ‚ности, построСниС ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ„ΠΈΠ³ΡƒΡ€. Π’ ΡΠ²Ρ€ΠΈΡΡ‚ичСской — Ρ‚Π°ΠΊ называСмая «ΡΠ²Ρ€ΠΈΡΡ‚ичСская» Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, стимулируСмая вопросами с Π³Π΅ΠΎΠΌΠ΅Ρ‚ричСским содСрТаниСм, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ Π½Π° ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ.

Π’ Ρ‚ΠΎΠΌ случаС, Ссли Ρ†Π΅Π»ΠΈ гСомСтричСского обучСния сводятся ΠΊ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡŽ гСомСтричСского ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΈΠ»ΠΈ способностСй, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° содСрТаний гСомСтричСского обучСния ΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ΄Π°Ρ‡ΠΈ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ зависит ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Π·Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ условия ΠΈ ΡΡ‚Π°ΠΏΡ‹ ΠΈΡ… Ρ„ормирования Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ. Но ΠΈ Π·Π΄Π΅ΡΡŒ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π° Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ формирования. Одни исслСдоватСли ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°ΡŽΡ‚ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ сначала элСмСнты ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… структур ΠΈ Π»ΠΈΡˆΡŒ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ сами эти структуры, Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ², ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Ρ‚ΡŒ с Ρ„ормирования абстрактных ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Ρ…, Π½ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… структур ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ (цСлостных способностСй) ΠΈ Π»ΠΈΡˆΡŒ Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… Π½Π° Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΌ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π΅, вводя Π΅Π³ΠΎ Π² Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΡ этих структур. ИмСнно Ρ‚Π°ΠΊ построСна систСма Π’. Π’. Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ²Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ здСсь прямо слСдовал Π·Π° Π›. Π‘. Выготским[1]. ПослСдний писал: «ΠΠ° ΠΌΠ΅ΡΡ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ½Π΅Π³ΠΎ прСдставлСния, согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ понятиС Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ»ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ простого выдСлСния сходных ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² ΠΈΠ· Ρ€ΡΠ΄Π° ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², процСсс образования понятий стал ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ исслСдоватСлям Π² ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ слоТности ΠΊΠ°ΠΊ слоТный процСсс двиТСния ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΏΠΈΡ€Π°ΠΌΠΈΠ΄Π΅ понятий, всС врСмя пСрСходящий ΠΎΡ‚ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΊ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌΡƒ ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‡Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌΡƒ»[2].

  • [1] Π”Π°Π²Ρ‹Π΄ΠΎΠ² Π’. Π’. Π‘ΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ понятий «Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅» ΠΈ «Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅» психики //ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅. — Πœ., 1966; Он ΠΆΠ΅. ΠžΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ понятия ΠΎ ΠΊΠΎΠ»ΠΈΡ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. — Πœ., 1958; Он ΠΆΠ΅. Π’ΠΈΠ΄Ρ‹ обобщСния Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ. — Πœ., 1972; Он ΠΆΠ΅. Π’Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡΡ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ обучСния. — Πœ., 1996.
  • [2] Выготский Π›. Π‘. Π˜Π·Π±Ρ€Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ психологичСскиС исслСдования. — Πœ., 1956. — Π‘. 207.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ