Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социальный маркетинг потребительского поведения: Общие и региональные аспекты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Коренные преобразования в экономике России привели к качественным изменениям во взаимоотношениях производителей и потребителей. Рынок продавца сменился рынком потребителя: исчез дефицит товаров и услуг, появилась возможность достаточно широкого выбора. Важно заметить, что это касается не только продовольственных и промышленных товаров, но и предложения всего спектра экономики… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
    • 1. 1. Теория потребительского поведения и спроса
    • 1. 2. Потребители в социальном пространстве региона
    • 1. 3. Социальная детерминация потребительского поведения
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. РЕГИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ
    • 2. 1. Региональные факторы маркетинга
    • 2. 2. Маркетинговые социальные коммуникации
    • 2. 3. Региональные маркетинговые исследования и управление маркетингом с учетом социальных факторов
  • ВЫВОДЫ

Социальный маркетинг потребительского поведения: Общие и региональные аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Коренные преобразования в экономике России привели к качественным изменениям во взаимоотношениях производителей и потребителей. Рынок продавца сменился рынком потребителя: исчез дефицит товаров и услуг, появилась возможность достаточно широкого выбора. Важно заметить, что это касается не только продовольственных и промышленных товаров, но и предложения всего спектра экономики, политики, культуры: можно выбирать политические партии, религиозные верования, культурно-языковую среду и т. д. Нет больше административно-командной системы, нет и принужденияэто означает, что потребителю теперь нельзя приказать купить или выбрать некоторый продукт, его можно только убедить сделать это.

В этих условиях на первый план выходят методология и технология маркетинга. Ключевая идея маркетинга — производство не ради самого производства и даже сбыта, а ради удовлетворения потребностей. Понимаемый таким образом маркетинг — это философия современного бизнеса, и настоящих успехов в бизнесе может добиться только тот, кто творчески осваивает и применяет эту философию. Подчеркнем еще разречь идет не только о предпринимательской деятельности, но и о политике, культуре, социальной работе. Переход от диктата к убеждению, от рынка продавца к рынку покупателя, от искусственных критериев к маркетинговой философии затрагивает буквально все области человеческой деятельности.

Разумеется, маркетинг не является панацеей. Кроме того, существует опасность примитивной трактовки самого маркетинга, отношения к нему как к некоторому набору технических средств и приемов, освоение которых гарантирует успех. Внимательный анализ примеров удачного применения методологии маркетинга в практической деятельности почти всегда указывает на то, что был учтен более широкий круг факторов4социального характера.

Поскольку объектом маркетинга является потребительский рынок, то изучение рынка, его структуры и динамики должно являться первым этапом маркетинговой деятельности. Поэтому тематика маркетинговых исследований тесно связана с вопросами теории социальной структуры и стратификации, социальной и культурной мобильности. В условиях переходного общества социальное положение индивидов-потребителей носит крайне сложный, неустойчивый характер, требует специальной методики исследования.

Социологические исследования 19 90-х годов фиксируют резкие изменения социальной структуры постсоветского общества, резкое социальное расслоение, массовую нисходящую социальную мобильность. Несомненно, эти явления самым непосредственным образом влияют на потребительское поведение российских граждан и должны, в частности, быть объектом маркетинговых исследований.

Изучение структуры и динамики потребительского рынка требует рассмотрения относительного положения потребительских групп в социальном пространстве, обусловленного социальной стратификацией по признаку потребления. В свою очередь, указанная стратификация определяется воздействием ряда социальных факторов, требующим специального изучения.

Одним из наиболее заметных феноменов переходного общества выступает также усиление роли регионального фактора общественной жизни. Изменяются отношения между федеральным центром и регионами, перераспределяются материально-финансовые потоки, независимость субъектов федерации из формальной становится реальной вплоть до стремления к выходу из состава России. Усиливается дифференциация социально-экономического положения регионов, а вместе с нейдифференциация покупательского поведения. Центробежные тенденции на данном этапе развития носят объективный характер и должны быть использованы для создания условий развития как отдельных регионов, так и Российской Федерации в целом.

Маркетинговая деятельность представляет собой процесс коммуникации. Ей присущи как общие черты массовых коммуникаций, так и специфические аспекты, обусловленные целенаправленностью маркетингового воздействия. Социология маркетинговых коммуникаций представляет собой бурно развивающуюся область исследований, имеющую не только теоретическое значение, но и весьма широкий круг актуальных приложений. Представляет несомненный интерес спецификация общих положений теории массовых коммуникаций для нужд традиционного и особенно политического маркетинга. Здесь возникают важные пересечения с проблемами социальной психологии, политологии, теории управленияоднако, социология призвана интегрировать достижения смежных дисциплин.

В современном российском обществе интенсивно развивается как деловой, так и политический маркетинг. Активно осваиваются разработки зарубежных теоретиков и практиков маркетинга, делаются попытки их творческой переработки применительно к российской специфике и развития самостоятельных направлений. Институционально этот процесс оформляется путем возникновения на предприятиях и в организациях отделов маркетинга, служб public relations, создания специализированных агентств маркетинговых услуг, введения соответствующих специальностей в высших учебных заведениях, публикации переводной и оригинальной литературы по маркетингу, проведения рекламных кампаний и т. п.

В теоретическом аспекте эта деятельность требует социологического осмысления и обобщения, анализа социальных факторов и последствий маркетинговой деятельности, рекомендаций по повышению ее эффективности и социальной значимости .

В практическом аспекте, на наш взгляд, назрела необходимость создания системы социального маркетинга, а с учетом охарактеризованной выше роли региональных факторов — системы регионального социального маркетинга. В институциональном аспекте эта система должна быть реализована в рамках администраций регионов (субъектов Российской Федерации). В ее задачи входит изучение регионального потребительского рынка (его внутренней динамики и отношений с внешней средой), информационно-аналитическая работа (с обязательным использованием средств вычислительной техники, математических методов, электронных коммуникаций), координация региональных маркетинговых исследований, управление общественным мнением, разработка региональной маркетинговой стратегии и создание благоприятной атмосферы для ее реализации.

В этой связи многократно возрастает роль научного обоснования регионального социального маркетинга, рациональной организации взаимодействия исследователей, предпринимателей и администрации, повышения статуса социальных наук в общественном сознании. Переход от рынка продавца к рынку покупателя распространяется и на сферу общественных наук: «единственно верной» идеологии больше нет, и исследователи должны доказывать целесообразность своей деятельности и ее социальную значимость путем убеждения потенциальных потребителей в полном соответствии с философией маркетинга.

Объектом исследования в работе выступают региональный потребительский рынок и его взаимодействие с системой регионального социального маркетинга.

Предметом исследования являются социальные факторы потребительского поведения и их учет в региональном маркетинге .

Проблемная область исследования охватывает анализ положения и обусловленного им поведения потребителей в социальном пространстве региона, социологию маркетинговых коммуникаций, методы региональных маркетинговых исследований и управления маркетингом с учетом социальных факторов.

Степень разработанности проблемы обусловлена следующими факторами. Исследования в области теории и практики маркетинга ведутся широким фронтом как на Западе (уже много десятилетий), так и в России (в основном — с начала 1990;х годов).

Общие вопросы маркетинга изучаются в работах М. Бермана, Р. Дамари, Э. Дихтля, Ф. Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, Р. Мачадо, Ф. Эванса и других авторов, учебники которых переведены на русский язык. Имеются оригинальные работы Е. Голубкова, И. Крылова, Е. Попова и других. Статьи по вопросам маркетинга публикуются в специальных журналах «Маркетинг», «Маркетинг и маркетинговые исследования в России», «Маркетинг в России и за рубежом». Практические достижения в области маркетинга обобщены в работах А. Бравермана, А. Горового, В. Сорокина и других.

Особая область public relations рассматривается в работах И. Алешиной, Э. Бернайса, С. Катлипа, Дж. Малтиза, Г. Почепцова и других. Специфике российской рекламы посвящены работы А. Боковикова, А. Лебедева, Л. Федотовойстатьи по этой тематике публикуются в журналах «Рекламист», «Рекламный мир» и других.

Теория потребительского поведения и спроса восходит к А. Смиту и развивается в работах Дж.М.Кейнса, К. Маркса, Л. Сэвиджа, М. Фридмена, Дж. Хикса и др.

Большое значение для понимания социальной детерминации потребительского поведения имеют работы классиков социологии М. Вебера, Р. Дарендорфа, П. Бурдье, П.Сорокина.

Вместе с тем, проблемам учета социальных и региональных факторов в теории маркетинга уделяется недостаточное внимание. Распространен утилитарный, «инженернотехнический» подход к маркетингу, представление о нем как о простой сумме конкретных методов, приемов и рекомендаций .

Интересные результаты, касающихся отдельных аспектов социальной характеристики маркетинговой деятельности, носят разрозненный характер и нуждаются в систематизациимногие проблемы носят постановочный характер. Необходимость более тщательного изучения социальных факторов регионального маркетинга и их региональной специфики определили цель и задачи данного исследования.

Цель диссертационной работы — анализ содержания и особенностей социального маркетинга потребительского поведения, обоснование принципов построения региональной системы социального маркетинга потребления.

Задачи диссертационного исследования:

— обеспечить учет социальных условий в теории потребительского поведения и спроса, выделение и анализ факторов социальной детерминации потребительского поведения;

— изучить диспозиции потребительских групп в социальном пространстве, обосновать целесообразность рассмотрения социальной стратификации по критерию потребления;

— выявить и проанализировать региональную специфику потребительского рынкаопределить социальные последствия маркетинговых коммуникаций и их обратное влияние на субъект маркетинга, прояснить кратическую природу маркетингового воздействия;

— ввести и обосновать понятие регионального социального маркетинга, описать его функциональные и институциональные аспекты;

— рассмотреть взаимоотношения заказчиков и исполнителей в процессе региональных маркетинговых исследований, дать рекомендации по их совершенствованию.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: выделены социологические аспекты теории потребительского поведения и спроса;

— дана интерпретация регионального потребительского рынка в терминах теории социального пространства и стратификации;

— проанализирована социальная детерминация потребительского поведения на региональном рынке, выделены группы детерминирующих факторов;

— систематизированы и интерпретированы данные по региональным аспектам маркетинга;

— изучены социальные аспекты маркетинговых коммуникаций и их воздействия на потребителей;

— исследованы методы и приемы маркетинговых исследований и управления маркетингом с учетом социальных факторов ;

— предложена и обоснована концепция регионального социального маркетинга.

Новизна постановки проблемы и полученные при ее изучении результаты отражены в основных тезисах работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. В большинстве работ, посвященных теории потребительского поведения, доминируют экономические подходы. Такой подход представляется недостаточным и должен быть дополнен проведением социологических исследований потребительского рынка и потребительского поведения.

2. В качестве теоретического аппарата анализа потребительского рынка в статическом аспекте целесообразно использовать концепцию социального пространства (теорию социальной структуры и стратификации), а в динамическом аспекте — теорию социального воспроизводства. При этом потребление следует рассматривать по крайней мере в трех ракурсах: как критерий стратификации, социальный индикатор и фактор социальной мобильности.

3. Потребительское поведение является социально обусловленным. Факторы его социальной детерминации целесообразно классифицировать и изучать по двум основаниям: виду (социально-экономические, социально-географические, социально-политические, социокультурные, социально-психологические факторы) и уровню (макро-, мезои микроуровень) .

4. При проведении любых маркетинговых мероприятий следует учитывать региональную специфику (производственно-экономическую, социально-политическую, культурно-историческую) и определяемую ею структуру потребительских групп.

5. Маркетинговые коммуникации порождают социальную стратификацию населения региона по особому критерию потребления. В свою очередь, субъект регионального социального маркетинга испытывает обратное влияние сформированных потребительских групп и должен обеспечивать адекватную реакцию на негоэтой цели служит система регионального социального мониторинга.

6. Организация региональных маркетинговых исследований и управление системой регионального социального маркетинга должны строиться в соответствии со структурой факторов детерминации потребительского поведения. Решение задач регионального социального маркетинга должно осуществлять специальное подразделение в составе администрации региона.

Теоретико-методологической основой исследования стали принципы системного и сравнительного анализа, основные положения теории социальной структуры и стратификации, теории социального воспроизводства, основные результаты теории потребительского поведения, массовых коммуникаций, исследований по теории маркетинга.

Автором использовано большое количество оригинальных и переводных литературных источников по указанным направлениям исследований.

Практическая значимость исследования предопределена тем, что:

— даны рекомендации по организации маркетинговых исследований и сбору маркетинговой информации с использованием методов теории социального пространстваспецифицированы структура и задачи региональной службы социального маркетинга;

— проанализированы взаимоотношения заказчика и исполнителя при проведении маркетинговых исследований, даны рекомендации по их совершенствованию.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на.

Всероссийской конференции «Региональная политика в современной России» (Краснодар, 1995), ежегодных конференциях аспирантов и соискателей ИППК при РГУ (Ростов н/Д, 1996, 1997, 1998 гг.).

Структура диссертации включает в себя: введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение, приложение и список литературы из 18 8 источников.

выводы.

1. При проведении любых маркетинговых мероприятий следует учитывать региональную специфику (производственно-экономическую, социально-политическую, культурно-историческую) и определяемую ею структуру потребительских групп.

2. Маркетинговые коммуникации порождают социальную стратификацию населения региона по особому критерию потребления .

3. Субъект регионального социального маркетинга испытывает обратное влияние сформированных потребительских групп и должен обеспечивать адекватную реакцию на негоэтой цели служит система регионального социального мониторинга .

4. Организация региональных маркетинговых исследований и управление системой регионального социального маркетинга должны строиться в соответствии со структурой факторов детерминации потребительского поведения (социально-экономических, социально-географических, социально-политических, социокультурных, социально-психологических).

5. Решение задач регионального социального маркетинга должно осуществлять специальное подразделение в составе администрации региона, взаимодействующее с союзами защиты прав потребителей и иными субъектами потребительского рынка .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В завершение диссертационной работы представляется целесообразным еще раз акцентировать внимание на некоторых ключевых моментах и наметить перспективы дальнейших исследований, порождаемые выявленными «точками роста» .

Проблемная область проведенного исследования находится на пересечении объектов нескольких социологических теорий различного уровня. Хорошо известно, что в современной социологии отсутствует единая парадигма как в целом, так и при анализе различных конкретных проблем. Поэтому, на наш взгляд, отнюдь не зазорно использовать разные подходы, особенно если это приводит к практически применимым результатам.

Прежде всего, объектом маркетинга является потребительский рынок, поэтому необходимо использовать теорию потребительского поведения и спроса. К сожалению, эта теория носит преимущественно экономический характер. Это означает, что все полученные ею красивые результаты, в том числе и имеющие форму математически выраженных законов, справедливы лишь для homo economicus — субъекта, интересы которого полностью описываются стремлением к максимизации своей функции полезности. Хотя такое предположение позволяет построить большое количество полезных, применимых на практике моделей и даже развить целостную теорию, оно все же сильно ограничивает возможности исследовательского описания действительности «одномерным человеком», пренебрегая рядом социальных факторов.

Поэтому в маркетинге используют также теорию мотивации, принимающую во внимание внеэкономические потребности. Начиная с классических работ А. Маслоу, различные мотиваци-онные теории устанавливают иерархию потребностей, создавая тем самым ориентир для производителя: зная актуальное состояние потенциального клиента, можно с достаточной степенью точности сформулировать его нужды и потребности, определив тем самым целесообразные направления развития производства .

Человек мотивированный — уже значительно более богатый с социологической точки зрения объект, нежели человек экономический. В частности, теория мотивации фиксирует, что потребности человека зависят не только от его собственных интересов и предпочтений, но и от культурно-исторической среды, то есть носят относительный характер. Поэтому полное насыщение потребностей невозможно, и маркетологи никогда не останутся без работы.

Еще более точную и полную характеристику потребительского рынка можно получить, применяя теорию социальной структуры и стратификации. Это направление позволяет выделить потребительские группы и определить их относительную диспозицию в социальном пространстве. Результаты исследования показывают, что потребление целесообразно рассматривать как особый стратификационный критерий, поскольку получаемые при таком подходе социальные слои не совпадают со слоями, выделяемыми по экономическим, политическим, профессиональным и иным признакам социального расслоения.

Потребление играет также роль символического индикатора, определяющего социальную принадлежность индивидов: здесь выделены различные стили потребления (завышенный, заниженный, нормальный). Роль символической социальной маркировки особенно возрастает в переходных обществах.

Наконец, потребление выступает как фактор социальной мобильности, позволяя конвертировать символический капитал (стиль потребления, принадлежность к потребительской группе) в другие виды капитала (экономический, политический и т. п.) и тем самым переходить из одной социальной позиции в другую. Здесь возникает пересечение, с динамическим аспектом потребительского поведения, для анализа которого представляется целесообразным использовать еще одну мощную социологическую теорию — теорию социального воспроизводства К. Маркса (разумеется, очищенную от позднейших «идеологических извращений»). Согласно этой теории, вся непроизводственная деятельность общественного человека трактуется как потребление, продуктом которого является сам индивид.

Материальной базой социально-демографического воспроизводства выступают территориальные общности, и здесь внимание привлекает еще один важный аспект рассмотрения — регионализм. К сожалению, единой социологической теории регионов пока не существует, хотя, например, необходимость учета территориального фактора в маркетинговой деятельности общепризнана, а рассмотрению вопросов взаимодействия регионов и Центра посвящены многие работы.

Последний по порядку, но не по значению аспект рассмотрения связан с тем, что маркетинг есть совокупность коммуникаций, а коммуникация, по выражению С. Московичи -" в высшей степени социальное явление". Поэтому в числе теоретических основ исследования следует назвать также теорию массовых коммуникаций.

Это очень интересное междисциплинарное направление, использующее достижения социологии, социальной психологии, теоретической и экспериментальной психологии, эстетики и других наук. С точки зрения проведенного исследования важно отметить, что именно маркетинговые коммуникации порождают социальную стратификацию по признаку потребления. Маркетинг актуализирует потребительские нужды, предоставляет потребителям образцы поведения, побуждает действовать по определенной схеме.

Поскольку речь идет не только о потреблении обычных товаров и услуг, но и о «потреблении» политических деятелей, культурных ценностей, идеологических установок, то субъект маркетинга сосредоточивает в своих руках большую власть. В обществе, ориентированном на потребление, власть над потребителями — это власть над всем обществом, и поэтому тема работы представляется весьма актуальной.

Итогом проведенного анализа является концепция регионального социального маркетинга. Она обобщает на региональном уровне традиционное разделение маркетинга на деловой и политический маркетинг, выдвигая в качестве главной цели разработку и реализацию региональной маркетинговой стратегии.

Основой для разработки такой стратегии служит всестороннее изучение потребностей населения региона, осуществ.

135 ляемое системой регионального социального мониторинга. Этот мониторинг целесообразно осуществлять в соответствии с выделенными в работе группами факторов социальной детерминации потребительского поведения.

Институциональной основой регионального социального мониторинга должно выступать специальное подразделение в составе администрации региона. Это положение связано с необходимостью решения ряда важных организационно-технических вопросов: построением организационной структуры подразделения, созданием его материально-технической и информационно-аналитической базы, управлением общественным мнением, работой со средствами массовой информации, взаимодействием с профессиональными исполнителями (особенно социологами).

Разумеется, все перечисленные в заключении ключевые направления исследований пока далеки от завершения. Вместе с тем, полученные результаты свидетельствуют о теоретической перспективности выбранного направления работы и ее практической значимости. Автор надеется продолжить эту работу в дальнейшем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Академия рынка: маркетинг. М., 1993.
  2. И. Паблик Рилейшенс для менеджеров и марке-теров. М., 1997.
  3. О. Обзор российского информационного рынка маркетинговых услуг // Маркетинг, 1997, № 4.
  4. М.Н. Поведение избирателей и электоральная политика в России // Политические исследования, 1995, № 3 .
  5. М.Н. Клиентелизм: историко-социологический очерк // Политические исследования, 1996, № 6.
  6. М.Н. Клиентелизм: историко-социологический очерк (II) // Политические исследования, 19 97, № 1.
  7. М.Г. Управление прямым маркетингом: контроль. Опыт NCW. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, № 5.
  8. A.A. Роль и место маркетинга в экономике переходного периода // Маркетинг в России и за рубежом, 1997, № 1.
  9. A.A. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М., 19 97.
  10. Ю.Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
  11. И.Ващекин Н. Маркетинговая информация: стоимостной аспект // Маркетинг, 1997, № 2.
  12. М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования, 1994, № 5.
  13. А. Русская реклама. СПб., 18 98.
  14. С.И., Восканян P.C. Товарные знаки в условиях рыночной экономики. М., 19 91.
  15. Гаркави J1.X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов-на-Дону, 1979.
  16. З.Т. и др. Социальная стратификация городского населения // Социологические исследования, 1995, № 5.
  17. З.Т. и др. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социологические исследования, 1995, № 6.
  18. Г. В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов // Политические исследования, 1997, № 4.
  19. Е.П. Маркетинговые исследования: основные понятия и опыт проведения // Маркетинг в России и за рубежом, 1997, № 2.2 0. Голубков Е. П. Процесс маркетинговых исследований // Маркетинг в России и за рубежом, 1997, № 3.
  20. Е.П. Определение методов сбора маркетинговых данных // Маркетинг в России и за рубежом, 1998, № 1.
  21. Е.П. Сбор маркетинговых данных и их анализ // Маркетинг в России и за рубежом, 1998, № 4.
  22. Е.П. Маркетинговые исследования. М., 1998 .
  23. Е.П., Голубкова E.H., Секерин В. Д. Маркетинг. Выбор лучшего решения. М., 19 93.
  24. И. А. Хозяйственно-социальная иерархия в России до и после перестройки // Социологические исследования, 1995, № 4.
  25. А. Определяющая сила потребительских мотивов // Маркетинг, 1998, № 3.
  26. A.A., Сорокин В. В. Организация маркетинга в «ТИГИ-Кнауф» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, № 3.
  27. A.A., Сорокин В. В. Направления маркетинговой деятельности // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, № 4.
  28. A.A., Сорокин В. В. Российский директор в рыночной экономике: практический маркетинг для руководителей промышленных предприятий. М., 1996.
  29. .А. Трудный путь от эмпиризма к маркетинговому мышлению // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, № 5.
  30. В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсоветский период // Политические исследования, 1996, № 4.
  31. A.C., Зеленцова Г. С. Становление маркетинговой ориентации отечественных предприятий // Социологические исследования, 1995, № 8.
  32. А.Н. Управление прямым маркетингом: планирование. Опыт «New Communications World». // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, № 2.
  33. А.Н. Торговый маркетинг эффективныйинструмент продвижения товаров на рынок // Там же.
  34. А.Н., Балабанов A.B., Лазарян С. С. Рынок медиаисследований в России // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1998, № 1(13).
  35. О.В., Иоффе Г. В., Трейвиш А. И. Центр и периферия в региональном развитии. М., 1991.
  36. Э.С. Высокоэффективный менеджмент. М., 1996.
  37. В.В. Интернет для бизнеса. М., 1997.
  38. E.H., Сергеев В. А. Оценка состояния товарных рынков важнейших видов продукции // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, № 3.4 0. Дамари Р. Теория и практика маркетинга // Маркетинг. Спецвыпуск № 1. М., 19 94.
  39. Г. Г. Социально-политическая психология. М., 19 96.4 5. Дихтль Э., Хершген X. Практический маркетинг. М., 1996.4 6. Жаннэ Ж. Интерактивный маркетинг: революция в маркетинге // Маркетинг, 1998, № 3.
  40. Г. А., Васина Е. А. Потребительское поведение и факторы, определяющие колебания спроса на те или иные виды товаров и услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, № 2.
  41. М.Ю. Маркетинг на уровне регионов // Консультант директора, 1998, № 22(82).
  42. В.Ю. Товарный знак и продвижение товара на российском рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1997, № 3(9).
  43. Ф.Н. Политический маркетинг, или как «продать» вождя // Политические исследования, 1997, № 5.
  44. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков. Под ред. Е.В.Егоровой-Гантман. М., 1994.
  45. Э. Масса и власть. М., 1997.
  46. . Деловая стратегия. М., 1991.
  47. Картышов С.В. Marketing Expert система поддержки принятия решений на всех этапах разработки стратегических и тактических планов маркетинга и контроля за их реализацией // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1997, № 4 (10).
  48. С. В. Многокритериальный анализ задач стратегического маркетинга в программе Marketing Expert // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1997, № 5(11) .
  49. С.В., Смирнов Б.В. Методика анализа риска и неопределенности, а также задачи расчета вариантов цен группы товаров из заданной прибыли в программе Marketing
  50. Expert // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1998, № 1(13).
  51. Ю.Л. Опыты о поле политики. М., 19 94.
  52. C.B. Территориальные рынки России // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, № 2.5 9. Климанов В. В. Пространственная структура современной банковской системы России // Геополитические и геоэкономические проблемы России. СПб., 1995.
  53. C.B. Креатив в ДМ-кампаниях // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1998, № 1(13).
  54. А.Н. О роли социальных технологий в предвыборной борьбе // Социологические исследования, 1995, № 10.
  55. О.Э. Интернет для делового человека. М., 1996.
  56. М.С. Социальная стратификация и социальная структура // Социологические исследования, 1992, № 7.
  57. Конева E. J1. Чего-с изволите // Рекламист, 1994,3 .
  58. Ю.С., Лобанов В. В. Маркетинговый анализ политического имиджа политического товара. М., 19 95.
  59. Л.Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М., 1998.
  60. Г., Михайлов А., Пискунова Н. Маркетинговые исследования в области информационных услуг малого и среднего бизнеса России // Маркетинг, 1997, № 2.
  61. Ф. Основы маркетинга. Новосибирск, 1992.
  62. A.B., Горенбургов М. А. Бизнес-коммуникациив социальных системах // Социологические исследования, 1996, № 10.
  63. И. В. Маркетинг (социология маркетинговых коммуникаций). М., 1998.
  64. Е.Н., Трайнев И. В. Маркетинговые системы и информационные процессы в деятельности менеджера: теория и практика. М., 1994.
  65. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. СПб., 1996.
  66. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования, 1996, № 5.
  67. Л., Митичкин О. Географическое сегментирование региональных рынков. Потребительские индексы регионов // Рекламист, 1996, № 1(9).
  68. А.Н., Боковиков А. К. Экспериментальная психология в российской рекламе. М., 1995.
  69. А.Н. Психология российской рекламы: а нужен ли рекламисту потребитель? // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, № 1.
  70. И. В. Закономерности формирования спроса //
  71. Социально-политический журнал, 1996, № 5.
  72. С.К. Трехфазный итеративный метод проведения маркетинговых исследований при нечеткой постановке задачи заказчиком // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1998, № 1(13).
  73. A.B. Введение в экономико-математическое моделирование. М., 1984.
  74. K.P., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 2. М., 1992.
  75. В.В. Стратегия развития потребительского рынка в условиях реформирования экономики. Автореферат дисс.. д.э.н. М.: РЭА, 1998.
  76. В. Д. Формирование системы маркетинга на российских предприятиях. Автореферат дисс.. д.э.н. Новосибирск, 1997.
  77. К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд.
  78. А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1998.
  79. Р. Маркетинг для малых предприятий.1. СПб., 1998.
  80. В.В. Развитие российского рынка связей с общественностью // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1997, № 5(11).
  81. Н., Порецкий В. Стратегический маркетинг как основа программы преодоления кризисной ситуации на фирме // Маркетинг, 1997, № 6.
  82. С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1996.
  83. C.B., Сибирко В. Г. Восприятие политических лидеров и отношение к демократии: некоторые особенности сознания россиян // Политические исследования, 1997, № 6.
  84. М.А. Маркетинг потребительских товаров в условиях российского рынка // Маркетинг в России и за рубежом, 1997, № 1.
  85. В. Информационные системы как основа современного международного маркетинга // Маркетинг, 1997, № 4 .
  86. Т.М. Маркетинговые коммуникации как инструмент развития регионального рынка // Маркетинг в России и за рубежом, 1998, № 1.99.0шавков Ж. Социологията като наука. София, 1970.
  87. Э.П. Взять инициативу в свои руки // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, № 2.
  88. А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом, 1997, № 3.
  89. Н.В. Каналы рекламы: выбор омичей // Социологические исследования, 1995, № 10.
  90. Е.Б. Инновационная ориентация маркетинговых стратегий в реформируемой экономике. Автореферат дисс.. к.э.н. М.: РАГС, 1997.
  91. Н.С. Потребности как основа технологии и искусства маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом, 1997, № 2.
  92. Н.В., Смирнягин J1.B., Трейвиш А. И. Региональное развитие России и задачи региональной политики // Районирование и региональные проблемы. Екатеринбург, 1993.
  93. H.A., Колгушкина A.B. Маркетинговые исследования рынка бытовых услуг: региональный подход / / Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 19 97, № 5.
  94. Политический маркетинг. Практические советы. М., 1993.
  95. Е. Формирование общественного мнения // Маркетинг, 1997, № 5.
  96. Е., Попова J1. Маркетинговый аудит // Маркетинг, 19 97, № 2.
  97. Р.Ю. Региональные маркетинговые исследования как основа выработки стратегии становления индустрии туризма в РФ // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1998, № 1(13).
  98. Ш. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1. М., 1992.
  99. Г. Г. Паблик рилейшенз, или как успешно управлять общественным мнением. М., 1998.
  100. ИЗ.Радаев В. В. Экономическая социология (к определению предмета) // Общественные науки и современность, 19 97, № 3 .
  101. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 19 96.
  102. К. То, что Вы всегда хотели знать о маркетинговых исследованиях, но никогда не решались спросить // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, № 1.
  103. Российская повседневность и политическая культура: проблемы обновления. Грунт З. А., Кертман Г. Л., Павлова Т. В. идр. // Политические исследования, 1996, № 4.
  104. М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социологические исследования, 19 97, № 7.
  105. А. Г. Состояние и перспективы оценки брендов в России // Маркетинг и маркетинговые исследования, 1996, № 3.
  106. В., Секерин Д. Требования потребителей и маркетинг // Маркетинг, 1997, № 4.
  107. М. Предпосылки и тенденции применения концепции маркетинга в российской экономике // Маркетинг, 1997, № 2.
  108. Н. Социология. М., 19 94.
  109. Смирнягин J1.B. Типология региональных конфликтов в современной России // Развитие российского федерализма: от кризисов к поиску согласия. Под ред. Азраэла Дж., Паина Э., Зубаревич Н. М., 19 98.
  110. П.А. Человек. Цивилизация. Общество.1. M., 1992.
  111. П.A. Система социологии. Т.2. М., 1993.
  112. Социологическата структура на съвременното българско общество. София, 1976.12 6. Стариков E.H. Социальная структура переходного общества: «горизонтальный срез» // Политические исследования, 1995, № 5.
  113. А.Х. Региональный маркетинг как инструмент обоснования и реализации рыночной стратегии республики. Автореферат дисс.. к.э.н. РГУ, 1997.
  114. Г. Мнение и толпа // Психология толп. М., 1998 .
  115. Теория потребительского поведения и спроса. Под ред. В. М. Гальперина. СПб., 1993.
  116. В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации // Социологические исследования, 1997, № 11.
  117. C.B., Бурыкин И. Г. Электорат России в 1993 г. // Социологические исследования, 1995, № 9.
  118. Федотова J1.H. Реклама в социальном пространстве: социологические эссе. М., 1996.
  119. JI.H. Реклама в обществе: каков эффект? // Социологические исследования, 1996, № 10.
  120. Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М., 1997.
  121. Человек и его символы. Под ред. К.Юнга. СПб., 1996.
  122. Н., Дунаева Т. Оценка состояния регионального рынка товаров электробытовой группы // Маркетинг, 19 97, № 5.
  123. JI.A. Покупательское поведение: стратегия прогнозирования // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1998, № 2(14).
  124. Ф.Э. Конкуренция на российском рынке // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1996, № 3.
  125. Этносоциальные проблемы города. Под ред. О. И. Шкаратана. М., 1986.
  126. В. А. Социально-структурные общности как субъекты жизнедеятельности // Социологические исследования, 198 9, № 6.
  127. В. А. Социологическое исследование. Самара, 1995.
  128. A.M. Искусство активной продажи продукции // Маркетинг, 19 97, № 6. :
  129. Н.Ю., Змихновская О. Б. Проблемы организации и проведения маркетинговых исследований в России // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1997, № 5.14 9. Яхиел Н. Город и деревня. Социологические аспекты. М., 1968.
  130. Abbott L. Quality and Competition. N.Y., 1955.
  131. Berelson В., Lasarsfeld P., McPhee W. Voting: A Study of Opinion Formation in a Presidential Campaign. Chicago, 1954.
  132. Blumer H. The Mass, the Public, and Public Opinion // Reader in Public Opinion and Communication / Ed. by Berelson b., Yanowitz M. N.Y., 1953.
  133. I., Crewe I., Farlie D. (eds.) Party Identification and Beyond: Representation of Voting and Party Competition. N.Y., 1976.
  134. Butler D., Stokes D. Political Change in Britain: The Evolution of Electoral Choice. N.Y., 1974.
  135. Campbell A. et al. The American Voter. N.Y., 1.60.
  136. Converse P.E., Pierce R. Representation in France. Cambridge, Mass., 1986.
  137. Cooley Ch.H. The Significance of Communication // Reader in Public Opinion and Communication / Ed. by Berelson b., Yanowitz M. N.Y., 1953.
  138. Cutlip S.N. et al. Effective Public Relations. Englewood Cliffs, N.J., 1994.
  139. Dahrendorf R. On the Origin of Inequality Among Men // The Logic of Social Hierarchies. Chicago, 1971.
  140. Davis K. Conceptual Analysis of Stratification // Amer.Sociol.Review, June 1942, v.7, N3.
  141. Dictionary of Social Sciences. Eds. J. Gould and W.L.Cobb. L., 1964.
  142. Downs A. An Economic Theory of Democracy. N.Y., 1957 .
  143. Fiorina M. Retrospective Voting in American National Elections. New Haven, 1981.
  144. Galbraith J.K. The Affluent Society. Boston, 1971.
  145. Green P.E., Wind Y. New Ways to Measure Consumers' Judgements // Harvard Business Review, 1975, Jul-Aug.
  146. Howard J.A., Sheth J.N. The Theory of Buyer Behavior. N.Y., 1969.
  147. Jacquemin A., Tulkens H. Fondements d’economie politique. Bruxelles, 1988.
  148. Keynes J.M. Essays in Persuasion Economic Possibilities for our Grandchildren // The Collected Writings of J.M.Keynes. Vol.9. L., 1936.
  149. Kirzner I.M. Competition and Entrepreneurship. Chicago Univ. Press, 1973.
  150. Lash M.L. The Complete Guide to Customer Service. N.Y., 1990.
  151. Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society // Mass Communications / Ed. by Schramm W. Urbana, 1960.
  152. Levitte Th. L’imagination au service du marketing. Paris, 1985.
  153. Lewis-Beck M. Economics and Elections. Ann Arbor, 1988.
  154. Maltese J.A. Spin Control. Chapel Hill-London, 1992 .
  155. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1970.
  156. Mattelart A., Mattelart M. Histoire de la Theorie de la Communication. Paris, 1995.
  157. Milne R., Mackenzie H.C. Marginal Seat. L., 1959.
  158. Peter P., Olson J. Consumer Behavior and Marketing Strategy. Homewood, Irwin, 1993.
  159. Pinson C., Malhotra N.K., Jain A. K. Les styles cognitifs des consommateurs // Recherche et applications en marketing, 1988, v.3, N1.
  160. Powell Jr.G.B. Contemporary Democracies: Participation, Stability and Violence. Cambridge, Mass., 1982.
  161. Rosa J.J. Vrais et faux besoins // L’economie retrouve. Eds. Rosa J.J. et Aftalion F. Paris, 1977.
  162. Rosenstone S. Forecasting Presidential Elections. New Haven, 1983.
  163. Scannel P. For a Phenomenology of Radio and Television // Journal of Communication, 1995, v.45, N3.
  164. Seitel F. The practice of public relations. N.Y., 1992.
  165. Sheth J.N., Newman B.I., Gross B.L. Consumption Values and Market Choices: Theory and Applications. Cincinnati, Ohio, 1991.159
  166. Shudson M. The- Menu -of Media Research // Media, Audience and Social Structure. Ed. by Ball-Rokeach S.J., Cantor G.C. Newbury Park, 1986.
  167. Weilbacher W. Brand Marketing. Chicago, 1995.
  168. Wilkie W.L. Consumer Behavior. N.Y., 1990.
Заполнить форму текущей работой