Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философия языка В. Фон Гумбольдта и ее влияние на философско-лингвистические, этнопсихологические и антропологические учения в Германии XIX — XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учение о синтетической силе понятия — одна из важнейших констант, присущих всем гумбольдтианцам. Наиболее полно, как было видно из приведенного выше анализа, эту проблему разработал Штайнталь, подчеркивая роль языка как связующего звена между субъективным и объективным, синтезом и анализом. Несмотря на то, что у Штайнталя эта проблема разработана гораздо подробнее, чем у Гумбольдта… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Философский и исторический контекст формирования 10 учения В. фон Гумбольдта
  • Глава II. Основные проблемы философии языка В. фон Гумбольдта
  • Глава III. Особенности философии языка X. Штайнталя и 67 М. Лацаруса
  • Глава IV. Язык в системах В. Вундта и Э. Кассирера

Философия языка В. Фон Гумбольдта и ее влияние на философско-лингвистические, этнопсихологические и антропологические учения в Германии XIX — XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Лингвистическая парадигма все еще играет заметную роль в западной философской мысли. Начиная с «поворота к языку», практически вся философия XX века, так или иначе, касалась лингвистических проблем:1 начиная с «Трактата» Витггенштейна, исследований «Венского кружка», аналитической философии, и заканчивая онтологией Хайдеггера и постмодернистской герменевтикой.

В числе философско-лингвистических учений, вызвавших немалые споры в научном мире второй половины XX в. была гипотеза лингвистической относительности1 Сепира-Уорфа, полагавших зависимость мышления от естественного языка, носителем которого является человек. В отечественной научной литературе, как правило, это учение характеризуется как «неогумбольдтианство», поскольку именно В. фон Гумбольдт впервые поставил вопрос о взаимозависимости мышления и языка.

Вместе с тем, философская антропология и лингвистика второй половины XIX — начала XX вв., своего рода «промежуточное звено» между изначальными идеями Гумбольдта и современным неогумбольдтианством в отечественной мысли мало изучена. Влияние мыслителей этого направления часто ограничивается сферами сравнительной лингвистики, филологии и антропологии.

Исследователи и мыслители, работавшие в рамках этого направления, такие как В. фон Гумбольдт, X. Штайнталь и М. Лацарус, В. Вундт, Э. Кассирер, чьи концепции будут анализироваться в данной работе, а так же Л. Вайсгербер, Ф. Боас, Э. Сепир — не были склонны к философским абстракциям, к исследованию «языка как такового», исследуя в основном конкретный языковой материал и делая обобщения на основе результатов таких исследований. Другая особенность этого направления — в том, что.

1 См. напр.: Losonsky, Michael. Linguistic Turns in Modern Philosophy. Cambridge University Press, 2006 языковые исследования всегда шли в связи с антропологическими, этнологическими и психологическими. Несмотря на то, что многие находки и решения, предложенные философами и языковедами с XIX по первую половину XX в. с позиции современной науки вряд ли могут считаться актуальными, внимание заслуживают изначальные интуиции, творческие находки, обозначенные В. фон Гумбольдтом, и, впоследствии, развитые учеными, которые считали себя его учениками.

Объектом исследования являются философско-лингвистические и философско-антропологические учения в Германии в их связи с историческим контекстом эпохи. Предметом исследования являются философско-антропологические доктрины В. фон Гумбольдта, X. Штайнталя, М. Лацаруса, В. Вундта и Э. Кассирера.

Гипотеза исследования состоит в том, что в гумбольдтианстве на протяжении исторического развития этого течения присутствовали как неизменные элементы, идущие непосредственно от Гумбольдта, так и элементы, видоизменяемые теми или иными мыслителями и зависящие от конкретной философской школы или исторического контекста.

Цель исследования — дать подробный сравнительный анализ «промежуточного звена» между гумбольдтианством и неогумбольдтианством, проследить историческое развитие этого философско-лингвистического течения в немецкой мысли Х1Х-ХХ вв.

В соответствии с обозначенной целью автор ставит перед собой следующие задачи:

1. Проанализировать философско-лингвистическое учение Гумбольдта, проследить связь этого учения с философскими и языковедческими концепциями его современниковвыявить основные особенности философии языка указанного автора, основные проблемы и способы их разрешения, понятийный и терминологический инструментарий, который был им задействован.

2. Проанализировать философско-лингвистические учения авторов, которых в научной литературе традиционно относят к последователям Гумбольдта, выявить основные положения и особенности их концепций, особенности постановки проблем и способов их разрешения, а так же используемые ими понятия.

3. В соответствии с полученными результатами провести сравнительный анализ концепций указанных выше авторовопределить сходства и различия их учений с изначальным учением Гумбольдта в плане постановки вопросов и проблем, способов их разрешения, терминологического и понятийного инструментария. На основе проведенного анализа выявить «степень отношения» того или иного автора к гумбольдтианскому течению.

4. Выявить постоянные элементы, свойственные всей гумбольдтианской линии, и переменные элементы, зависящие от взглядов того или иного автора, предложенных им решений изначальных проблем учения Гумбольдта, а так же исторического и научного контекста, в котором развивалось его учение.

Методологические основания исследования. Основными методологическими приемами, использованными в ходе написания диссертации стали философские и исторические методы наряду со сравнительным анализом. Для выявления особенностей развития идей данной философской школы автор использует структурный анализ и контекстуальный анализ, а также методы историко-философской интерпретации: компаративный метод, историко-философскую реконструкцию, и т. д. Автор предпринимает попытку исследования, в основном, с точки зрения интернализма, рассматривая внутренние причины и закономерности развития философских школ, а социальный и исторический контекст — как вторичный фактор.

Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области философии языка, истории философии, истории лингвистики, теоретического языкознания, антропологии и психологии. Исходя из поставленной цели, исследование имеет свои методологические рамки: в данной работе не рассматриваются концепции ученых и мыслителей, труды которых в отечественной и западной истории лингвистики относят к т.н. неогумбольдтианскому направлению: JI. Вайсгербера, Й. Триера, а так же Э. Сепира и Б. Уорфа и др.

Научная новизна исследования:

1. В работе уточнен исторический контекст формирования учения Гумбольдта о связи языка и мышления, взаимосвязи языка и психологии народа-носителя, особенностей внутренней структуры языка.

2. Осуществлен компаративный анализ основных положений философии языка Гумбольдта и учений о языке этнопсихологов Штайнталя и Лацаруса. Выявлена специфика учения Лацаруса о комплексной природе понятия, и лингвофилософской тематики X. Штайнталя в контексте развития гумбольдтианства: проблемы языкового синтеза, возникновения языкаанализ понятия внутренней формы и учение об изначальном этимологическом ядре слова (Etymon).

3. Прослежена историко-философская преемственность гумбольдтианской проблематики в трудах Вундта и Кассирера в процессе анализа психологических идей Вундта о динамической природе понятия и философии языка Кассирера, знаменующей окончательный переход от исследования языковых форм к изучению форм культуры.

На защиту выносятся следующие положения, обладающие научной новизной и подтверждающие основные выводы диссертационной работы:

1. На протяжении развития гумбольдтианской линии в учениях философов имелись как постоянные элементы, идущие непосредственно из философии Гумбольдта, так и переменные элементы, обусловленные особенностями подхода того или иного мыслителя, его специфическим пониманием природы языка, принадлежностью к той или иной философской школе, историко-философским и научным контекстом эпохи.

2. К постоянным элементам, присущим учениям всех гумбольдтианцев, в соответствии с которыми можно судить о принадлежности того или иного автора к этому философскому направлению, относятся: учение о взаимосвязи языка и мышления, об освоении человеческим сознанием действительности при помощи языкаучение о влиянии языка на особенности мышления народа-носителя, учение о тождестве духа народа и его языкаучение о «внутренней форме» языка и о системном характере языка.

3. Последователям Гумбольдта в процессе исследований удалось найти решения многих проблем, изначально поставленных, но не разрешенных основателем этого направленияв их учениях проясняются наиболее спорные моменты изначального учения Гумбольдта.

4. Немецкое языкознание и философия языка в течение, как минимум, второй половины XIX — начала XX вв. оставались под влиянием идей Гумбольдта. Процесс ослабления влияния Гумбольдта шел параллельно процессу прояснения наиболее спорных моментов его учения, равно как и новым открытиям и решению проблем, возникавших в ходе исследований.

Степень научной разработанности проблемы. В целом, исследования по данной теме, как русскоязычные так и иностранные, можно условно разделить на две группы: исследования, посвященные гумбольдтианству и философии языка вообще и исследования, посвященные учениям конкретных авторов. К первой группе можно отнести работы O.A. Радченко, Дж. Пенн, и, а так же Дж. Гамперза и С. Левинсона, К. Вельке, Б. Бикеля, Б. Нерлих, JI. Формигари и Г. Пула, Б. Оудена.

Среди исследований, посвященных основным проблемам философии языка самого Гумбольдта можно выделить работы В. Г. Рамишвили, A.B. Гулыги, В. А. Звегинцева. Р. Миллера, Р. Брауна. Философия языка Штайнталя, Лацаруса и Вундта рассматривается в работах Г. Пенни и М. Бундцля, А. Гингрича, Дж. Стоккинга, Дж.Д. Гринвуда М. Хогга и А. Абрамса. Учению Кассирера посвящены работы Д. Коскуна, П. Кроутера, С. Лофтса и Э. Скиделски, Дж.А. Бараша, Г. Роле.

Теоретическая ценность работы состоит в том, что автор дает углубленную картину развития гумбольдтианства, описание и сравнительный анализ учения В. фон Гумбольдта и его последователейпоказывает исторический контекст, в котором развивались эти доктринывыявляет факторы, под влиянием которых в них происходили изменения, а также постоянные и переменные элементы этих учений. В исследовании, впервые предпринимается попытка сравнительного анализа концепций упомянутых выше авторов с точки зрения тех аспектов, которые разработаны в диссертационной работе. Исследуются и сравниваются такие аспекты учений В. фон Гумбольдта, X. Штайнталя, М. Лацаруса, В. Вундта, Э. Кассирера как: связь языка и мышлениявозникновение и развитие языка, связь языка и психологии народа-носителя, внутренняя форма языка. Выбор этих аспектов обусловлен тем, что автор исследования поставил своей целью проанализировать эти учения с историко-философской точки зрения, выявить их общетеоретические и гносеологические элементы.

Практическая значимость работы и личный вклад автора. В рамках работы над диссертацией был выполнен и опубликован перевод предисловия к «Проекту языкознания» X. Штайнталя, дающий русскоязычному читателю представление о концепции этого мыслителя. Материалы диссертации могут быть использованы для публикации монографий, составления учебных пособий и методических материалов, ведения семинаров по истории философии, истории лингвистики. Для тех же целей могут быть использованы переводы, выполненные автором в процессе работы над диссертацией.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования докладывались на научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Философия. Язык Культура» (Москва, 10 марта 2010 г., Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики») — на XVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2010» (Москва, 12−15 апреля 2010 года, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).

Публикации по результатам исследования. По теме диссертации опубликованы работы общим объемом 3,2 п.л., в том числе две статьи (авторский объем — 2,6 п.л.) в ведущих рецензируемых научных журналах, указанных в перечне ВАК Минобрнауки России.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав с представленными выводами, заключения и списка источников исследования. В первой главе дан анализ литературных источников, краткий обзор философско-лингвистических учений до Гумбольдта. Далее, во второй главе, анализируются основные положения и проблемы философии языка самого Гумбольдта. В третьей и четвертой главах дан анализ основных положений учений о языке Штайнталя, Лацаруса, а так же Вундта и Кассирера соответственно. Указывается, в каких аспектах, каким образом и под влиянием каких факторов они развивали первоначальные положения философии языка Гумбольдта. В конце исследования представлены основные выводы и дан список использованной литературы и материалов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В целом, проведя сравнительный анализ концепции самого Гумбольдта и ученых, считающихся его последователями, можно выделить следующие основные тенденции:

1) Проблемы взаимосвязи языка и мышления так или иначе касались все последователи Гумбольдта. Но противостояние Гумбольдта идеям просветителей было обусловлено тем, что и он и они полагали мышление находящимся в неразрывной связи, с языком.. Гумбольдт, говоря о зависимости языка от мышления имел ввиду понятийную сторону мышления, не учитывая, что мышление зависит так же от логических структур, материалом для которых служит его смысловая сторона. Последователи Гумбольдта считали нужным разграничить язык и мышление, что наиболее ясно видно у Штайнталя, а косвенно — у Лацаруса и Вундта. Указание на возможность предъязыкового и внеязыкового мышления можно считать находкой Штайнталя, которая существенно дополнила изначальное учение Гумбольдта. В общем и целом, для Гумбольдта мышление зависит от языка, а для его последователей — находит выражение в том числе и в языке, определяя последний настолько, насколько языковые структуры в нем задействованы. В целом, положение о взаимосвязи языка и мышления можно считать константой в гумбольдтианской линии.

2) Одной из констант, присущей практически всем последователям учения Гумбольдта было понимание языка как посредника, медиума между субъективным и объективным, средства «превращения мира в мысли». Это же понимание свойственно большинству его последователей: Штайнталю, Лацарусу, Кассиреру. Здесь существенных различий с Гумбольдтом практически нет. Для Штайнталя, полагавшего языковой процесс как содействие априорных и апостериорных элементов, для Лацаруса и Вундта, детально описавших процесс формирования понятий через комбинации восприятий, а так же для Кассирера, полагавшего язык как «синтез я и мира» — этот элемент остается неизменной константой для всех гумбольдтианцев.

3) Учение о синтетической силе понятия — одна из важнейших констант, присущих всем гумбольдтианцам. Наиболее полно, как было видно из приведенного выше анализа, эту проблему разработал Штайнталь, подчеркивая роль языка как связующего звена между субъективным и объективным, синтезом и анализом. Несмотря на то, что у Штайнталя эта проблема разработана гораздо подробнее, чем у Гумбольдта, он существенно осложнил себе задачу тем, что рассматривал понятие как статическое образование, поэтому не смог определить причину, по которой слова теряют свой изначальный Etymon, т. е. изначальное значение. Вундту удалось более или менее решить эту проблему, указывая на то, что понятие является структурой динамической, имеющей как неизменное ядро (субстрат), так и изменяемые элементы. Ему удалось, таким образом, найти причину, по которой слова изменяют свой первоначальный смысл.

4) Последователи Гумбольдта справедливо указывают на взаимосвязь языка народа и «народного духа», но понимание самого «народного духа» существенно отличается от гумбольдтовского. Если Гумбольдт говорил о некоей «человеческой духовной силе», которая находит выражение в первую очередь в языке, а затем, «посредством» языка, и в других продуктах «деятельности духа», то для его последователей дух, если его определение и дается, представляет собой «общий продукт» той или иной общности. Определение духа как «самосознания общности» встречается как у Штайнталя и Лацаруса, так и у Вундта, но это определение либо не проработано, либо вызывает еще больше неясностей (см. замечания Шпета). В сущности все гумбольдтианцы психологического направления так или иначе говорят о взаимосвязи языка и духа народа, хотя и дают разные определения народного духа, так что этот элемент в их учениях можно считать одной из постоянных.

5) Отдельно следует сказать об оригинальных находках последователей Гумбольдта в процессе развития этого течения. Так, Штайнталь оригинально решает проблему возникновения языка, сводя его, в духе гербартовской психологии, к само-ассоциации, к пониманию человеком самого себя. Лацарус говорит о языке не просто как об интерсубъектном посреднике, но, отчасти и как о дисциплинирующей, «прескриптивной» силе, средству унификации мысли. Вундт указывает на динамическую природу понятия, а Кассирер разбивает процесс становления «символической формы» языка на стадии, описывая этот процесс как постепенное освобождение от чувственной обусловленности.

6) В соответствии с принятыми нами во второй главе критериями принадлежности к Гумбольдтианству (учения о языке и мышлении, учения о влиянии языка на сознание народа и учения о внутренней форме) можно сказать, что немецкое языкознание и философия языка в течение, как минимум, второй половины XIX — начала XX вв. оставались под влиянием Гумбольдта. Анализ так же показывает, что процесс ослабления влияния Гумбольдта шел параллельно процессу прояснения наиболее спорных моментов его учения, равно как и новым открытиям и решению проблем, возникающих в ходе исследований. Влияние Гумбольдта на немецкое языкознание конца XX — начала XXI вв. пока не исследовано.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники диссертационного исследования
  2. Аристотель. «Политика. Метафизика. Аналитика». М., 2008
  3. Бэкон, Френсис. Сочинения. В 2-х томах. Том 1. М.:"Мысль", 19 713: Бэкон, Френсис. Сочинения. В 2-х томах. Том 1. М.: «Мысль», 1977
  4. Гумбольдт, Вильгельм фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984
  5. Гумбольдт, Вильгельм фон. Язык и философия культуры. М., 1985
  6. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов- М., «Мысль», 1986
  7. Кассирер, Эрнст. Философия Символических Форм. Том 1. М.-СПб.: Университетская Книга, 2002.
  8. Локк, Джон. Избранные философские произведения. В 2-х томах. Том 1. М., 1960
  9. Платон. Диалоги, Книга 1. М., 2008.
  10. Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф. Философия Искусства: М.: «Мысль», 1999.
  11. Штайнталь Хаим. «Проект языкознания», предисловие. Перевод: Е. К. Романенко. // Историко-философский ежегодник, 2008. М., «Наука», 2010
  12. Cassirer, Ernst. Die Kantische Elemente Wilhelm von Humboldts Sprachphilosophie. Festschrift fur Paul Hansel, 1923
  13. Chomsky, Noam. Language and Mind. Cambridge University Press, 2006.
  14. Harris, James. Hermes: A Philosophical Inquiry Concerning Language and Universal Grammar. Printed by H. Woodfall for J. Nourse and P. Vaillant. London, 1751
  15. Herder, Johann Gottfried. Eine metakritik zur Kritik der reinen Vernunft: th. Verstand und Erfahrung. // Herders samtliche Werke. Hrsg. Bernhard Suphan. Bd. 21. Berlin, 1877
  16. Lazarus, Moritz. An die deutschen Juden. Walther & Apolant, 1887
  17. Lazarus, Moritz. Das Leben der Seele. Bd. 2: Geist und Sprache. Berlin, 1917
  18. Lazarus, Moritz. Die Ethik des Judenthums. J. Kauffmann, 1899
  19. Lazarus, Moritz- Lazarus, Nahida Ruth. Das judische Weib. Cronbach, 1896
  20. Lazarus, Moritz. Treu und Frei: Gesammelte Reden und Vortrage Uber Juden und Judenthum. BiblioBazaar, 2010
  21. Leibniz, Gottfried Wilhelm. Unvorgreifliche Gedanken, betreffend die Ausubung und Verbesserung der deutschen Sprache: zwei Aufsatze. Reclams Universal-Bibliothek (Vol. 7987), 1983
  22. Porzig, Walther. Der Begriff der inneren Sprachform.// Indogermanische Forschungen, Vol 41, № 2, 1923
  23. Steintahl, Heym. Abriss der Sprachwissenschaft. Teil 1. Berlin, 1881
  24. Steinthal, Heym. Der Ursprung der Sprache im Zusammenhange mit den letzten Fragen alles Wissens. Berlin, 1888
  25. Steintahl, Heym. Characteristik der Haupsachlichen Typen des Sprachbaues. Berlin, 1860
  26. Steintahl, Heym. Philologie, Geschichte und Psychologie in ihren gegenseitigen Beziehungen. Berlin. 1864
  27. Wundt, Wilhelm. Volkerpsychologie. Band 1, Teil 1&2. Leipzig, 1900
  28. Исследования по теме диссертации
  29. , Н.С. Познание и перевод. Опыты философии языка. М.: РОССПЭН, 2008
  30. , В.Н. Философия и социология гуманитарных наук. СПб., 1995.
  31. , A.B. Философская антропология Вильгельма фон Гумбольдта. // Гумбольдт, Вильгельм фон. Язык и философия культуры. М., 1985
  32. М.А. Джамбатиста Вико // Вико, Джамбатиста. Основания новой науки об общей природе наций. М.-Киев, 1994.
  33. , O.A. Язык как миросозидание: лингвофилософская концепция неогумбольдтианства. М., УРСС, 2004.
  34. , Г. В. Вильгельм фон Гумбольдт основоположник теоретического языкознания // Гумбольдт, Вильгельм фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984
  35. , М.Е. «Система и Метод в Философии Символических Форм Э. Кассирера». // Вопросы философии 2000 — № 2
  36. Е.Ф. Тенденции Развития Психолингвистики. М., 1987
  37. , Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1927
  38. Baeten, Elizabeth М. The Magic Mirror: Myth’s Abiding Power. SUNY Press, New York, 1996
  39. Barash, Jeffrey Andrew. The Symbolic Construction of Reality: the Legacy of Ernst Cassirer. University of Chicago Press. Chicago, 2008
  40. Benes, Tuska. In Babel’s Shadow: Language, Philology, and the Nation in Nineteenth-Century Germany. Michigan: Wayne State University Press, 2008
  41. Berthoff, Ann E. The Mysterious Barricades: Language and its Limits. University of Toronto Press, Toronto, 1999
  42. Bickel, Balthasar. Grammar and Social Practice. The Role of 'Culture' in Linguistic Relativity. // Evidence For Linguistic Relativity. Edited by S. Niemeier, R. Devren. Amsterdam, 2000.
  43. Bloomfield, Leonard. Language. Motilal Banarsidass Publ., New Delhi, 1995
  44. Blumenthal, Arthur L. Language and Psychology: Historical Aspects of Psycholinguistics. Malabar, Florida: R.E. Krieger Pub. Co., 1980
  45. Borgmann, Albert. The Philosophy of Language: Historical Foundations and Contemporary Issues. Springer, 1974
  46. Borsche, Tilman. Wilhelm von Humboldt. Munchen: C.H.Beck, 1990
  47. Bowie, Andrew. Introduction to German Philosophy: From Kant to Habermas. Wiley-Blackwell, Cambridge, UK, 2003
  48. Brown, Roger L. Wilhelm von Humboldt’s Conception of Linguistic Relativity- The Hague-Paris, 1967
  49. Bruford, W. H. The German Tradition of Self-Cultivation: 'Bildung' from Humboldt to Thomas Mann. Cambridge University Press, 2010.
  50. Carruthers, Peter- Boucher, Jill. Language and Thought: Interdisciplinary Themes. Cambridge University Press, 1998
  51. Cloeren, Hermann J. Language and Thought: German Approaches to Analytic Philosophy in the 18th Century. Walter de Gruyter, Berlin, 1988
  52. Cornell, Drucilla. Panfilio, Kenneth Michael. Symbolic Forms for a New Humanity: Cultural and Racial Reconfigurations of Critical Theory. NY: Fordham Univ Press, 2010.
  53. Coskun, Deniz. Law as Symbolic Form: Ernst Cassirer and the Anthropocentric View of Law. Dortrecht, The Netherlands, 2007
  54. Crowther, Paul. Philosophy After Postmodernism: Civilized Values and the Scope of Knowledge. Routledge, 2003
  55. Dumont, Louis. German Ideology: from France to Germany and Back. University of Chicago Press, 1994
  56. Duranti, Alessandro. Linguistic Anthropology. Cambridge University Press, 1997
  57. Drechsel, Emanuel. Wilhelm von Humboldt and Edward Sapir: Analogies and Homologies of their Linguistic Thought.// Grimes, Joseph Evans. The Thread of Discourse. Berlin: Walter de Gruyter, 1975
  58. Formigari, Lia- Poole, Gabriel. A History of Language Philosophies. J. Benjamins Pub. Co., Amsterdam, 2004
  59. Forster, Michael N. After Herder: Philosophy of Language in the German Tradition. Oxford University Press, 2010
  60. Geirsson, Heimir- Losonsky, Michael. Readings in Language and Mind. Wiley-Blackwell, Cambridge, MA, 1996.
  61. Gingrich, Andre. Anthropology in the German-Speaking Countries. // Barth, Fredrik. One discipline, Four Ways: British, German, French, and American Anthropology. University of Chicago Press, Chicago, 2005.
  62. Greenwood, John D. The Disappearance of the Social in American Social Psychology. Cambridge University Press. Cambridge, UK, 2004.
  63. Gumperz, John J., Levinson, Stephen C. Rethinking Linguistic Relativity. Cambridge University Press. 1996
  64. Guttmann, Julius. Philosophies of Judaism: the history of Jewish philosophy from Biblical times to Franz Rosenzweig. Schocken, 1973.
  65. Harman, Gilbert. Language, Thought and Communication. // Gunderson, Keith. Language, Mind, and Knowledge. University of Minnesota Press, Minneapolis, 1975
  66. Hewstone, Miles. Stroebe, Wolfgang. Introduction to Social Psychology: a European Perspective. Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell, 2001
  67. Hogg Michael A.- Abrams, Dominic. Social identifications: a Social Psychology of Intergroup Relations. Routledge, NY, 1988
  68. Humboldt, Wilhelm von. Gesammelte Werke. Band VI. Berlin, 1841
  69. Jahoda, Gustav. Crossroads Between Culture and Mind: Continuities and Change in Theories of Human Nature. Harvard University Press, 1993.
  70. Knoll, Joachim H. Siebert, Horst. Wilhelm von Humboldt: Politiker und Padagoge. Inter Nationes, 1967.
  71. Koerner E. F. K. Linguistic Historiography: Projects & Prospects. Amsterdam Studies in The Theory and History of Linguistic Science (Vol. 92). Amsterdam, 1999.
  72. Krois, John Michael. Embodiment in Cognition and Culture. John Benjamins Publishing Company, Amsterdam, 2007
  73. Logan, Robert K. The Extended Mind: the Emergence of Language, the Human Mind, and Culture. University of Toronto Press, Toronto, 2007.
  74. Lofts, Steve G. Ernst Cassirer: A «Repetition» of Modernity. SUNY Press, Albany, NY, 2000
  75. Losonsky, Michael. Linguistic Turns in Modern Philosophy. Cambridge University Press, 2006
  76. Miller, Robert Lee. The Linguistic Relativity Principle and Humboldtian Ethnolinguistics: A history and Appraisal. Mouton, The Hague Paris, 1968
  77. Murray, David. A History of Western Psychology. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1988. C 199−224
  78. Nerlich, Brigitte. Semantic Theories in Europe, 1830−1930: From Etymology to Contextuality.// Amsterdam Studies in the Theory and History of Linguistic Science (Vol. 59). J. Benjamins Pub. Co., Amsterdam- 1992.
  79. Ouden, Bernard D. Language and Creativity: An Interdisciplinary Essay in Chomskyan Humanism. John Benjamins Publishing Company, Amsterdam, 1973
  80. Penn, Julia M. Linguistic Relativity vs. Innate Ideas. The Hague Paris, 1972
  81. Penny, Glenn H- Bunzl, Matti. Worldly Provincialism: German Anthropology in the Age of Empire. University of Michigan Press, Ann Arbor, 2003.
  82. Polkinghorne, Donald. Methodology for the Human Sciences: Systems of Inquiry. Albany, NY: SUNY Press, 1983
  83. Raulet, Gerard. Das Zwischenreich der Symbolischen Formen: Emst Cassirers Erkenntnistheorie, Ethik Und Politik Im Spannungsfeld Von Historismus Und Neukantianismus. Frankfurt-am-Main, 2005
  84. Rieber, Robert W. Robinson, David Keith. Wilhelm Wundt in History: the Making of a Scientific Psychology. NY: Springer, 2001
  85. Roberts, John. Wilhelm von Humboldt and German Liberalism: a Reassessment. Mosaic Press, Oakville, Ontario, 2009.
  86. Salomon, Gavriel. Distributed Cognitions: Psychological and Educational Considerations. Cambridge University Press, 1997
  87. Schultz, Duane P., Schultz, Sydney Ellen. A History of Modern Psychology. Belmont, CA: Cengage Learning, 2007
  88. Skidelsky, Edward. Ernst Cassirer: The Last Philosopher of Culture. Princeton University Press, Princeton, New Jersey, 2008
  89. Stocking, George W. Volksgeist as Method and Ethic: Essays on Boasian Ethnography and the German Anthropological Tradition. University of Wisconsin Press, Madison, 1998.
  90. Stocking, George W. Jr. Polarity and Plurality: Franz Boas as Psychological Anthropologist // Schwartz, Theodore. Miles, Geoffrey W. Lutz, Catherine. New Directions in Psychological Anthropology. Cambridge University Press, 1992
  91. Stoetzler, Marcel. The State, the Nation and the Jews: Liberalism and the Antisemitism Dispute in Bismarck’s Germany. University of Nebraska Press, 2008
  92. Thomas, Carla R. The Philosophical Anthropology of Wilhelm von Humboldt. NY: State University of New York at Buffalo, 1970
  93. Tomasello, Michael. The Key in Social Cognition. // Gentner, Dedre. Language in Mind: Advances in the Study of Language and Thought. MIT Press, MA, 2003
  94. Welke, Klaus. Zur philosophischen und sprachteoretischen Begruendung der Einheit von Sprache und Denken bei W. von Humblodt// Sprache-Bewusstsein-Tatigkeit. Zur Sprachkonzeption W. von Humboldts- Akademie-Verlag, Berlin, 1968
  95. Wellmon, Chad. Becoming Human: Romantic Anthropology and the Embodiment of Freedom. Pennsylvania State University Press, 2010
  96. Wildgen, Wolfgang. The Evolution of Human Language: Scenarios, Principles, and Cultural Dynamics. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company, 2004.
  97. Whorf, Benjamin Lee. Language, Mind and Reality (1942) // Language, Thought and Reality. MIT Press, Cambridge, MA, 1973.
  98. Williamson, George S. The Longing for Myth in Germany: Religion and Aesthetic Culture from Romanticism to Nietzsche. University of Chicago Press, 2004
  99. Wright, John Kent. A Bright Clear Mirror. // What’s left of Enlightenment: A Postmodern Question. Edited by Keith Michael Baker, Peter Hanns Reill. Stanford University Press, 2001
  100. Wulf, Christoph. Anthropology of Education. Berlin: Lit, 2002.
  101. Zeuner, Lilli. Cultural Sociology From Concern to Distance. Copenhagen Business School Press DK. Copenhagen, 2003
  102. Zimmerman, Andrew. Anthropology and Antihumanism in Imperial Germany. University of Chicago Press, 2001
  103. Zusne, Leonard. Names in the History of Psychology: a Biographical Sourcebook. Hemisphere Pub. Corp. London, 1975
Заполнить форму текущей работой