Конфуцианство в постклассическую эпоху
Первая линия была идеалистической. Позже она породит так называемую конфуцианскую школу новых текстов. Сторонники этой школы считали Конфуция сыном божественного Черного Императора и приписывали ему магические, сверхъестественные способности. К этой школе был близок Дун Чжун-шу — известный философ и советник императора У-ди. Вторая линия развития конфуцианства была реалистической (Сюань-цзы). Она… Читать ещё >
Конфуцианство в постклассическую эпоху (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Более двух тысяч лет конфуцианство играло в китайской истории если не главную, то, безусловно, ведущую роль.
Важнейшие исходные принципы конфуцианства.
- 1. Уважение старших (но положению в обществе, семье или возрасту).
- 2. Сохранение общественных традиций и следование им.
- 3. Сохранение общественного равновесия и избегание социальных конфликтов.
Эти принципы и являют собой секрет исторического успеха и социального долголетия конфуцианства. В эпоху феодальных войн, постоянных смут и переворотов учение, призывавшее к социальной стабильности, было крайне необходимо. Многие китайские правители это хорошо понимали.
Сначала конфуцианство было мало распространено и существенно не влияло на китайское общество, хотя после смерти Конфуция в течение двух сотен лет в Китае стали появляться многочисленные школы его последователей. Если верить Хань Фэю, к началу III в. до н.э. их было уже около десяти. Постепенно оформляются две главные линии философского развития конфуцианства. Они связаны с крупными китайскими мыслителями Мэн-цзы и Сюанъ-цзы (IV—III вв. до н.э.).
Первая линия была идеалистической. Позже она породит так называемую конфуцианскую школу новых текстов. Сторонники этой школы считали Конфуция сыном божественного Черного Императора и приписывали ему магические, сверхъестественные способности. К этой школе был близок Дун Чжун-шу — известный философ и советник императора У-ди. Вторая линия развития конфуцианства была реалистической (Сюань-цзы). Она породила школу старых текстов. Конфуция в ней считали не богочеловеком, не правителем, а просто крупным мудрецом. Известные представители этой школы — Ян Сюн (I в. до н.э.) и Ван Чун (I в.).
В эпоху правления Цинь конфуцианство находилось в упадке. Возрождается оно и получает государственное признание в эпоху династии Хань. В этот период вводятся сложные экзамены для государственных чиновников на основе идей конфуцианства (II в.). В дальнейшем это учение с переменным успехом господствовало в идеологической сфере Китая вплоть до XX в.
Стабильная политическая ситуация и сильная государственная власть всегда способствовали укреплению конфуцианства. В периоды социальнополитических смут оно уступало идеологические позиции даосизму и буддизму. Наибольший расцвет конфуцианства приходится на XI—XII вв. (династия Сун) и на XV в. (династия Мин). Полное исключение конфуцианства из культурной жизни страны произошло во второй половине XX в. в период так называемой культурной революции, осуществлявшейся под руководством Мао Цзэдуна. Однако в последней четверти XX в. учение Конфуция было реабилитировано.