Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Динамическое равновесие природы и общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая теоретическое и практическое значение решения рассматриваемой проблемы, автор поставил перед собой следующие задачи: на основе изучения фактического материала проанализировать некоторые тенденции воздействия общества на окружающую среду, проявляющиеся в условиях НТР, показать значение возрастания активного отношения общества к природе, определить сущность относительного динамического… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Некоторые аспекты воздействия общества на природу
    • I. Возрастание активности воздействия на природу один: из главных моментов развития общества
  • 2- Противоречивость процесса освоения природных рерурсов. ¦
    • 3. Элементы экологической регуляции
  • Глава IX. Гармонизация взаимодействия природы и общества
    • I. Динамическое равновесие — необходимый момент процесса гармонизации отношений общества и природы
    • 2. Единство практического-" теоретического и эмоционально-эстетического подходов к природе
    • 3. Роль эстетического воспитания в формировании гармоничных отношений общества и природы

Динамическое равновесие природы и общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воздействие человеческого общества на окружающий его природный мир осуществляется в различных направлениях, что обусловливает соответственно различные подходы при изучении закономерностей этого воздействия в науке: естественнонаучный, экономический, экологический, философский. Природа, взаимоотношения с ней всегда были объектом исследования ученых. Однако, в настоящее время проблема взаимодействия общества и природы приобрела особую актуальность: если первоначально люди были естественными участниками всеобщего биосферного баланеа, лишь весьма ограниченно влияющими на его смещения, то в наши дни человек благодаря совершенствованию орудий производственной деятельности стал фактором существенного, быстрого изменения среды его обитания. Эволюционные переходы в природе все чаще сменяются на окачкообразные, и что очень важно — некоррелированные между собой, изменения. Как следствие действий человека, сложившееся в природе на протяжении веков достаточно устойчивое динамическое равновесие — то есть уравновешенность процессов рождения и гибели, возникновения и уничтожения, потребления и восстановления и, в результате — относительное количественное равновесие видов — подвергается все более резким, неконтролируемым нарушениям. Равновесное состояние никогда не было абсолютным: одни виды сохранялись, развивались, другие — прекращали существование. Однако процесс смещения динамического равновесия протекал относительно медленно, отдельные его компоненты находились в постоянной связи. Именно интенсивность и бесконтрольный характер современных нарушений экологического баланса придает особое значение решению проблемы взаимодействия общества и природы.

Принимая меры для ускорения научно-технического прогребоа, необходимо сделать все, чтобы он сочетался с хозяйским отношением к природным ресурсам, не служил источником опасного загрязнения воздуха и воды^истощения земли. Партия повышает ¡-требовательность к плановым"хозяйственным органам и проектным организациям, ко всем нашим кадрам за дело проектирования и строительства новых и улучшения работы действующих предприятий

И т под углом зрения охраны природы. '

Пристальное внимание вопросам охраны и улучшения природной среды было уделено на .Ш" съезде КПСС. Разработка и осуществление мероприятий по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также их воспроизводства включены в план развития народного хозяйства СССР на 1976;1980Ш1.

Различные аспекты рассматриваемой проблемы находятся в поле внимания как советских, так и зарубежных ученых, В одной из наиболее ярких работ, посвященных настоящей проблеме, — книге «До того, как умрет природа» ее автор, Ж. Дорст, опираясь на многочисленные факты негативного воздействия общества на природу, нарисовал картину грозящей миру экологической катастрофы. Попыт-¦^ка разработать научно-обоснованные представления о будущем человеческого общества содержится в работах Дж. Форрестера — «Мировые динамики», Б. Коммояера — «Замыкающийся круг», Л. Д. Медоуза и соавторов — «Пределы роста», М. Месаровича и Э. Пестеля «Человечество на перепутье», Э. Эрреры «Латиноамериканская глобальная модель», Ю. Кайн иЮ. Сузуки «Глобальные ограничения и новый взхияд ¡->й§-] на развитие» «Исследователи предсказывают наступление глобального экологического кризиса и предлагают меры для его предотвращения. В число этих мер иногда включаются и социальные

I. Материалы Ш съезда КПСС, стр.57−58. преобразования. Однако последние носят весьма узкий, неопределенный характер — только в этическом плане (группа Л.Д.Медоуза), или путем построения абстрактного «демократического общества», для которого главным в сфере производства будет экологический критерий (Б.Коммонер), и т. п.

В исследованиях советских авторов Н. А. Гладкова, Н.А.Гвоздец-кого, И. Д. Лаптева, М. Ю. Долгушгаа и других показано, что в эпоху научно-технического прогресса вдияние общества на природу, на географическую среду претерпевает значительные качественные изменения, становится более глубоким и многосторонним. Исследования Й. Петрякова, Л. Д. Баттана, Н. В. Морозова, П. М. Борисова, Г. Н. Волкова и ряда других ученых показали, что воздействие общества на природу приобрело глобальные масштабы, а бесконтрольное «хаотическое потребление природных ресурсов с помощью технических средств стало серьезной угрозой для всего человечества. По мнению М. М. Камшилова и Н.Ф.РеЙмерса переход к стратегии рационального взаимодействия с природой возможен при достаточном осознании функции человека и его деятельности в современной эволюции земной природы.

В работах В. Ф. Кормера, И. И. Кравченко, Р. В. Садова, Е. К. Федорова и других авторов подчеркивается, что глобальные экологические проблемы не являются вечными, надисторическими, что они обусловлены определенного типа социальной организацией общества. С преодолением породившей ее стадии исторического развития экологическая проблема перестанет существовать. Этот процесс осуществим только на пути социальных преобразований во всем мире.

Наиболее благоприятные условия для решения проблемы создает социалистический строй. Как показано в работах Г. А. Аксенюк, й.П.Герасимова, Е. К. Федорова и других авторов, преобразования материально-технической базы социализма вполне осуществимым, имеН-^но-благодаря использованию достижений научно-технической революции, В частности, согласно представлениям, развитым в исследованиях М. М. Будыко, И. Б. Новика, Н. П. Федоренко, Г. Г. Олдака, В. А. Анучина, Г. Ф. Хильми и других, отмечается необходимость широкой кооперации частных наук. Б результате такого синтеза и должна сформироваться новая наука — глобальная экология.

Проблема воспитания в каждом человеке забот^ о расширенном воспроизводстве природных богатств, бережного отношения к природе, в основе которого лежит глубоко научное понимание протекающих в природе закономерностей рассматривается в работах Н. М. Верзилина, В. Н. Вооре, Я. И. Габева, И. Д. Зверева, Л. А. Кузнецова, А. Н. Мягкова, Б. Д. Комиссарова, H.A. Рыкова, С. С. Красновидова.

Эстетический аспект взаимодействия общества и природы исследуется в работах Н. Е. Силаева, В. И. Старостина, Ю. В. Линника,

H.А.Дмитриевой, В. Т. Романенко и других исследователей.

Немаловажным является и вопрос о той роли, которую должна сыграть философия в решении экологической проблемы.*^ Отправляясь от знания важнейших объективных законов развития природы и общества, представители диалектического материализма утверждают, что неблагоприятные для биосферы последствия научно-технического прогресса могут быть преодолены. Социально-экономические условия совместно с культурными и общими мировоззренческими установками сознания создают условия для превращения разрозненных усилий, случайной суммы экологических мероприятий в научно-обоснованную систему экологической регуляции.

Но несмотря на значительное внимание к проблеме взаимодействия общества и природы, ряд моментов этого взаимодействия изу

I. Методологические аспекты исследования биосферы.М." Наука", 1975. чен совершенно недостаточно¦Прежде всего это относится к вопросу о степени активности, которую проявляет и должен проявлять человек в отношении природы. Первоочередное обращение к этому аспекту неслучайно.

Человек все активнее относится к земному и даже близлежащему ваеземному пространству. Однако активность сама по себе еще не означает прогресса, активность выступает в качестве основы прогрессивных изменений только в том случае, когда ею управляет ясная, правильно найденная цель и когда уровень активности подвержен контролю. В силу этого теоретическое обоснование и детальный анализ механизма активных действий, их воплощения в личной и общественной деятельности позволил бы разработать методы развития активности отдельных лиц и общественна групп. Анализу понятия «активность» посвящено большое количество работ, в настоящее время она привлекает внимание философов, психологов, биологов, социологов «педагогов.

Ранее всего эта проблема была поставлена и решена в немецкой классической философии, но в идеалистическом духе. В марксистской философии впервые была подчеркнута практическая линия поведения человека по отношению к внешнему миру. Эта линия поведения складывается, по К. Марксу, из того факта, что человек есть природное существо, но человек также и социальное существо, что является определяющей чертой его линии поведения, заключающейся в практическом и творческом отношении к природному «шру.Основой человеческого мышления является, по Энгельсу, «.как раз изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивается соответственно тому, как человек научился изменять природу» .

1.К.Маркс и Ф.Энгельс.Соч.т.20,стр.545−546.

Философские аспекты активности биологических систем обсуждались целым рядом исследователейБ.Г.Афанасьевым, А. Я. Ильиным, Д. й. Дубровским, Б. С. Украинцевым, В. И. Кремянским, В. С. Боровиком, О.Дадабаевым. Критическая оценка концепции биологической активности дана: Г. А. Югаем, С. А. Петрушевским, Е. В. Шороховой, Ю. А. Валенчиц, Р. А. Кругликовым и др.

Для обозначения высшего вида активности — активности живых систем — некоторые философы используют понятие «деятельность». Проблема «деятельности» решается в работах А. Н. Иллиади, Э. Ф. Ильенкова, Н. В. Кошшна, В. АЛекторского, М. Н. Руткевича, М. С. Кагана, Ю. К. Плетникова и др. Развитие идеи активности в связи с теорией информации дано И. И. Шмальгуазеном.

Нет сомнения, свойство активности человека выражается в процессе его деятельности. Все же представляется несомненным и то, что содержание этих понятий не совпадает. Отсутствие достаточной общности в том или ином определении обусловливается обычно узким подходом к понятию. Активность, как правило, рассматривается в рамках общественной деятельности, Стоит вспомнить, однако, одно из основных положений марксистской философии: высшие формы движения, возникая в определенных условиях из низших, «надстраиваются» над ними, не уничтожая действия последних. Только всестороннее рассмотрение активности на различных уровнях помогает выявлению сущности творческой деятельности человека.

Понимание активности как общего свойства материи неизбежно поднимает ряд вопросов: в чем специфика активности биологических систем, как она проявляет себя в процессах удовлетворения потребностей и целеполагания индивида, какова её роль в структуре творчества, как индивидуальная активность преломляется в сфере общественной деятельности, что служит её развитию в социальнополезной направленности. Решение этих вопросов позволило бы правильно судить о роди возрастания активности человечества в отношении природы, о её влиянии на гармоничность этого отношения.

Проблема гармонизации является существенным моментом взаимодействия общества и природы, подлежащим всестороннему анализу. Неоднократно констатировано, что указанное взаимодействие должно быть и гармоничным. Однако для практического осуществления этого положения необходимо, для начала, дать четкое теоретическое изложение сущности «гармонии» и лишь затем применить это понятие к рассматриваемой проблеме. Понятие «гармония» разрабатывается о давних времен, но до настоящего времени нет общепринятого её определения. В работе содержится попытка такого определения. Вводится определение гармонии, а затем излагается представление автора о связи этого понятия с другими понятиями философии, такими, как активность, целесообразность, цель, деятельноеть,

Гармоническое включение человеческой деятельности и универсальную взаимосвязь природных процессов, происходившие на протяжении долгой истории как стихийный процесс, в настоящее время требует сознательного управления со стороны общества.

Применительно к взаимоотношениям общества и природы гармонию в настоящее время принято понимать, как сохранение динамического равновесия. Возможность и даже необходимость такого понимания не вызывает сомнений. Однако в связи с ним возникает проблема соотнесенности процессов уравновешения определенного состояния комплекса «общество — природа» и процесса развития общества. Проблема эта состоит именно в том, что развивающееся общество прилагает все усилия к тому, чтобы окружающий растительный и животный мир изменялся, развивался значительно быстрее, чем это «предусмотрено» природой. В теоретическом плане это приводит к необходимости рассмотрения диалектики понятий «гармония — активность — развитие» .

Осуществление программы прогресса человеческого общества, программы научного природопользования коренным образом зависит от социальных условий. Практика показывает, что государства с различным общественным строем по-разному подходят к решению экологической проблемы. Утверждение нового отношения к природе неотделимо от установления новых отношений в обществе. Решение проблемы взаимодействия природы и общества возможно только в единстве практических действий и всех компонентов культуры данного общества, в системной целостности.

Перечисленные вопросы находятся в центре внимания настоящей работы. Разнообразие рассматриваемых вопросов обусловило комплексный, сложный характер работы. Она выполнена на стыке исторического материализма и марксистско-ленинской эстетики, при этом была использована методология исторического материализма, то есть только историко-материалй^ический подход дает ключ к правильному пониманию взаимосвязи и взаимообусловленности истории людей и истории природы.

Предметом настоящей диссертационной работы является исследование некоторых закономерностей процесса взаимодействия общества и природы и разработка представлений о динамическом равновесии этого комплекса, как необходимом моменте его современной истории.

Учитывая теоретическое и практическое значение решения рассматриваемой проблемы, автор поставил перед собой следующие задачи: на основе изучения фактического материала проанализировать некоторые тенденции воздействия общества на окружающую среду, проявляющиеся в условиях НТР, показать значение возрастания активного отношения общества к природе, определить сущность относительного динамического равновесия в процессе взаимодействия общества и природы как необходимого момента гармонизации этого отношения, рассмотреть некоторые аспекты экологической регуляции, оценить роль эстетического воспитания в процессе достижения динамического равновесия между обществом и природой. Понятие «гармония» обнаруживает чрезвычайную общность, благодаря которой оно применяется и при естественнонаучном подходе к некоторому явлению и при решении проблем идеологии и эстетики. Эта общность открывает дополнительные естественные возможности перед средствами эстетического воспитания в процессе оптимизации отношений общества и природы.

Человек, строящий совершенное общество, должен быть гармонично развитым, что естественно включает его гармонию с окружающей природой. Красота окружающего нас природного мира, живущая в образах человеческого сознания, определяется ве только и не столько свойствами сознания, сколько состоянием этого мира. Эстетическое воспитание и уровень эстетической культуры имеют весьма важное значение при решении проблемы взаимодействия общества с природой.

Методологической основой диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма, решения Коммунистической партии и Советского правительства по вопросам взаимодействия общества с окружающей природной средой.

Автор опирался в работе на значительный теоретический и эмпирический материал, на труды советских и зарубежных авторов. Широкий круг вопросов, затронутых в диссертации, обусловил необходимость обратиться, кроме философской, также и к естественнонаучной, экономической и художественной литературе.

В работе над диссертационной работой автор исходил из тех задач, которые были поставлены ХХ1У и ХХУ съездами КПСС, Программой партии в области охраны окружающей среды.

Структура работы соответствует количеству и содержанию главных моментов исследования: постановка проблемы и результаты исследования изложены во введении, двух главах и заключении.

Теоретическое значение проведенного исследования заключается в анализе некоторых закономерностей процесса взаимодействия общества и природы с позиций материалистического понимания истории, разработке некоторых категорий марксистско-ленинской философии применительно к рассматриваемой проблеме, в развитии концепции относительного динамического рав новесия как целесообразного в настоящее время состояния ком плекса «общество-природа» .

Материалы и выводы диссертации имеют прикладное значе ние — они могут служить делу формирования методологии процес са воздействия общества на природу, разработке представлений о необходимо®-!! структуре этого отношения. Развиваемый в дис сертации принцип динамического равновесия может послужить од ним из стержневых элементов мировоззрения в процессе воспита ния экологического сознания, а также в сочетании с другими факторами может позволить обществу своевременно вырабатывать и применять на практике действенные методы управления преобразовательной деятельностью человека в отношении окружающего его природного мира.

В условиях строительства коммунизма наука, воздействуя на сферу нравственных, идеологических и социально-политических отношений между людьми, а также на их отношение к окружающей природной среде, имеет непосредственное практическое значение.

Материалы диссертации, касающиеся вопросов эстетического воспитания и уровня эстетической культуры общества также имеют весьма важное практическое значение при решении проблемы взаимодействия общества с природой.

•• Разум дан человеку для того, чтобы он разумно кил, а не для того" только, чтобы он видел, что неразумно живет" ^

В.Г. Белинский)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Высокие темпы развития наук, быстрый рост технической оснащенности и интенсификации производственных процессов делают воздействие общества на природу всё более существенным. Результаты этого воздействия, в свою очередь, по цепочкам обратных связей всё в большей степени влияют и на физиологию человека, и на его эмоциональные и рассудочные критерии отношения к окружающей природе. Выдающиеся мы-сли-тели прошлого, хотя и могли принадлежать к различным философским направлениям, — скажем, Дидро, Гегель, Фейербах, русские революционные демократы, — всегда подчеркивали единство человека и природа, в первую очередь — в рамках органического мира.

Хорошо11, «полезно» — это не просто абстрактные создания досужих моралистов, «хорошо» — это синоним «того, что в итоге для жизни», для развития живой материи. Ч еловек, являясь наиболее сложной формой существования материи, обладает тем не менее слишком многими общими свойствами со всей живой материей, чтобы игнорировать свою природную основу, чтобы не ощущать на себе действие многих общих для всех организмов закономерностей.

Производство — важнейшая сторона человеческой деятельности — наиболее полно воплощает, по Марксу, неразрывную связь общества и природа. Именно процесс производства, будучи основой формирования общественного сознания, доводит до сознания человека необходимость этой связи. Идея единства человека и окружающей его природы стала одним из важнейших положений исторического материализма — самой передовой теории развития человеческого общества.

Для современного этапа развития общества характерен качественно новый уровень постижения природных закономерностей, отличительной особенностью которого является необходимо используемый комплексный подход к исследуемому явлению. Такой подход позволяет в свою очередь решать ту или иную задачу более полно, разносторонне. К примеру, в прежние времена многим товарам широкого потребления эмоционально-эстети-ческая функция придавалась лишь попутно, наряду с утилитарно-практической* В наши дни дизайнеры вскрывают глубокую связь между этими функциями и стремятся её использовать. Тем самым реализуются новые прикладные возможности эстетики. Использование объектов природы при градостроении, при проектировании производственного или бытового интерьера, учет тех качеств человека, которые он унаследовал от природывсё это позволяет дизайнеру добиться не только положительного психологического, но и заметного социально-экономического эффекта.

Но наиболее существенно деятельность человека выигрывает в том случае, когда он от созерцательных методов изучения природы переходит к аналитическим, использующим достижения физики, химии, математики, биологии и других «точных наук». Заимствование «конструкторских приемов» природы — лишь простейший метод бионики. Соответствие структуры объекта его функции, т. е. оптимизации конструкции — вот то, чему так мудро учит нас природа. И далее, почти не выясненными остаются законы эволюции оптимальных систем (Г^, способы обеспечения их гибкости, приспособляемости. Среди существующих объектов природы вполне достаточно таких, которые могли бы послужить для раскрытия этих законов.

Тем более актуальной в этой связи становится задача сохранения природы, не только эффективного использования её ресурсов, но именно и сохранения разнообразия растительных и животных видов. В масштабе планеты эта задача решается пока что недостаточно энергично. Быстро сокращается количество лесных массивов, на больших территориях продолжается эрозия почвы, медленно вводятся в строй сооружения по очистке сточных вод и переработке отходов промышленности. Требуют тщательного изучения проблема поддержания равновесия в мире животных. С-пособы регулирования необходимо выбирать с учётом нравственного аспекта. К примеру, охота как форма времяпрепровождения вряд ли годится на роль регулятора равновесия, она должна быть прекращена по моральным соображениям.

Следует подчеркнуть: идеологический и социальный аспекты отнюдь ие являются лишь фоном при решении экологических проблем. Исторический материализм ставит возможность этого решения в прямую зависимость от характера и темпа социальных преобразований в мире. Только государство, где природные ресурсы являются общенародным достоянием, способно использовать их ие примитивно — как можно быстрее, — а в оптимальном режиме и на главные нужды.

Это положение встречает яростные атаки со стороны апологетов капитализма. Они объявляют главной причиной негативных моментов во взаимоотношениях о природой интенсификацию производства, возрастающую активность человечества. Действительно, история общества включает этот процесс как необходимый, так что указанный контр-тезис требует самого серьезного анализа*

Прежде всего, отметим известное различие понятий «деятельность» и «активность»: деятельность есть процесс, который может порождаться и активным началом как одним из свойств человека, и пассивными реакциями человека. Таким образом, интенсификация производства (прежде всегоинтересующих нас, перерабатывающих отраслей промышленности) и рост активности общества — разные вещи.

Исследование природы активности приводит к выводу о том, что последняя не проистекает из флуктуаций духа, как полагали представители идеадитической филосифии, а явля/ ется всеобщим свойством материальных объектов. Каждое материальное образование, какими бы пространственно-временными параметрами оно не характеризовалось, обладает способностью к самодвижению и, строго говоря, постоянно её реализует, т. е. в большей или меньшей мере обладает активность. Физически активным следует назвать такой объект, причина движения которого заключена в нем самом, а свойства окружающих объектов выступают в качестве условий, регламентирующих направление и интенсивность движения.

Активность есть качество системы, осуществляющей самодвижение* Мерой активности физической системы служит мощность

— скорость расходования ею своей внутренней энергии. Организм является активным также в смысле приведенного определения, но сообщает этому фактору новые черты. Во-первых, биологическая система постоянно пополняет запас энергии, тогда как у неживого объекта этот запас изначально ограничен. Во-вторых, если энергия неживого объекта просто рассеивается «по линии наименьшего сопротивления», то бионт совершает работу в соответствии со своими потребностями, заложенными г виде генетических кодов или благоприобретенными. При этом он подчиняется своеобразному обобщенному принципу наименьшего действия — оптимизирует свои действия сообразно постановленной цели, которую образует потребность в сочетании с информацией о внешних условиях.

Биологические, медицинские исследования показали, что активность человека закономерна (этого требует тенденция к самосохранению — к сохранению лизни как определенного процесса). Она делает необходимыми труд, в особенности физический, движение, спорт, наконец, творчество.

О^яособность к творчеству как одной из отличительных черт человека, заключающейся в формировании образов, существенно отличных от воспринятых из имеющейся действительности, признают и идеалисты, и материалисты. Но идеализм «не знает чувственной действительности». Материалистическая теория творчества основывается на естественнонаучных данных об активности мозга и всего организма, приводящей к преобразованию отображений, моделированию будущей деятельности.

Однако, одно дело — сформировать мысленный образ потребного действия и вообразить его осуществленным, другое— осуществить действие. Для этого субъект должен обладать реальной (актуальной в отличие от потенциальной) свободой, т. е. возможностью для него осуществить данное движение, действие. Только в обществе, где свобода действительно обеспечена в сфере производства, активность человека как организма наиболее полно превращается в активность человекатворца, делает человека личностью — социально значимой единицей. Признаком активности человека как члена общества является инициатива, новаторство, а её мерой — энергичность, работоспособность и настойчивость действий. Основной способ развития активности гражданина в социальном планеэто ориентация на общественно-необходимую работу (формирование цели), информирование о текущих и конечных результатах деятельности (обратная связь), поощрение в случае успеха (закрепление стереотипа активного поведения).

Таким образом, сама, но себе активность не является направленной и никоим образом не определяет характер производственной деятельности человека, в том числе по преобразованию природы. Активность людей в основной массе растет и это, естественно, приводит к возрастанию темпа воздействия на природу, но структура этого воздействия зависит от целей, которые ставит перед собой общество, а они определяются государственным строем. Общественное устройство должно быть таким, чтобы отношение к природе не делилось на «потребительское» и «восстановительное», а было бы единым, гармоничным.

Целостное отношение к природе не мыслимо только в плане эмоциональных, эстетических воззрений или только в сфере производства. Идеальное взаимодействие с природой должно иметь своим стержнем’полную гармонию. Ответить на вопрос о том, что есть искомая гармония, не просто.

Ясно, что в представлении о гармонии, в отличие, скажем, от представлений о красоте, субъективный и антропоморфный элементы должны быть сведены к минимуму. К этому стремились все, как формировал это понятие. Гармонию нельзя понимать как правильное по впечатлению (Витрувий), потому что правил* ным зачастую называют просто привычное. По той же причине гармонию нельзя отождествлять с соразмерностью (Сократ). Бели же суждение о соразмерности не проистекает из привык |4ки или из подобия чему-то свойственному для человека, то оно становится весьма абстрактным.

У Гегеля гармонию диктует мера, которую он считает ко-личественно-канественной категорией. Однако мера определяет любое сформировавшееся качество, не обязательно отнесенное к гармонично устроенной вещи. К тому же, как нам представляется, мера более всего характеризует части объекта, именно-с количественной стороны, тогда как термин «гармоничный» применяют к целому. Добавим ещё, что в определении гармонии более отчетливо должен войти тип движений, действий объекта. Попытка дефиниции такого рода отражается в понятии «грациозный», т. е. гармоничный (и плавный) в движении.

Гармоничный" можно трактовать и как «целесообразно устроенный». Но для этого надо предварительно определить целесообразность. В отношении человека всё достаточно ясно: цель есть предает идеи субъекта (мыслительной операции живого существа) об удовлетворения данной потребности, этообраз объекта (или действия), который по представлению субъекта способен и «должен» удовлетворить его потребность. «Целесообразно» здесь: «сообразно поставленной цели». В отношении природы дело обстоит сложнее. По Канту, целесообразность в природе изыскивается человеком всего лишь по аналогии, для чего основанием служит соответствие становящегося качества некоторому известному людям закону. Пожалуй, в этом суждении отражена лишь внешняя сторона процесса постижения целесообразности. В природе «целесообразно» значит: «сообразно назначению». Вели говорить об органе и функции, то их формирование идет не по принципу «орган для наперед заданной функции», а по принципу «орган и функция одновременно». Очевидно, целесообразно устроенным орган может стать только в том случае, когда функция исполняется длительно, т. е.когда организм достаточно и постоянно активен.

В целесообразности, в соответствии структуры и функции-ключ к пониманию гармонии. Мера гармонично устроенного объекта, его качественно-количественная определенность возникаем одновременно, соподчиненно с его функций, его ролью в мире вещей. Гармония есть такое состояние объекта-целого, при котором состав, структура его частей, а также характер их взаимодействия наиболее полно соответствуют функции объекта. Гармония проявляется в форме объекта, вызывая ощущение единого в многообразном и через это познается как эстетическая категория.

Человек должен понять, что одной лишь меркой собственного вида в отношениях с природой ему не обойтись, существует некоторая общая мера гармонично сложенному комплексу природа — общество. С другой стороны, как показывает история, человечество не намерено удовлетвориться этой мерой окружающих его вещей, которая сложилась естественным образом. Человек постоянно меняет эту меру. Взаимодействие с природой — процесс весьма интесивный, так что гармонию указанного комплекса следует понимать как равновесие в движении, динамическое равновесие.

Природа учит нас динамическому равновесию уже «на химическом уровне» — в форме принципа Ле Шателье. Живые системы еще эффективнее в этом плане: организм ради поддержания собственого равновесия пользуется избирательностью действий (например, искусственным отбором) и преобразует окружающую среду. Исходя из факта резкого дисбаланса, который во многих случаях вносит в природу человек, и необходимости сохранить и использовать огромный «багаж знаний», накопленных природой, в настоящее время, необходимо устре^иТь комплекс общество-природа к состоянию динамического равновесия. Гармония, понимаемая как динамическое равновесие, должна быть на целый ряд лет положена в основу идеала взаимоотношений с природой. При этом производственную деятельность необходимо не свертывать, а перераспределить с большим акцентом на восстановительные процессы. Объекты природы являются активными, поэтому из них конечно нельзя «лепить» по произволу, однако история свидетельствует, что человечество не останавливалось и вряд ли остановится на пути существенного изменения окружающего мира. Следовательно, уже сейчас необходимо в качестве генеральной, стратегической идеи деятельности людей по преобразованию природы наметить программу оптимальной эволюции всего живого и растительного мира на Земле. В первую очередь такая программа должна основываться на прогнозировании различных процессов, осуществляемом методами моделирования, теории игр, кибернетики и, конечно, исходящем из постоянного обновляемых статистических данных. Элементы реализации такой программы намечаются уже в настоящее время.

Разрабатываются критерии оптимизации деятельности. Например, критерий, включающий (по И. Новику) следующие положения: единство естественнонаучного и аксиологического подходов к решению проблемы, исключание негативных последствий, использование приемов производства типа «собирательство», «разделение деятельности» (т.е. перераспределение её с акцентом на восстановление), наконец, «стыкование» разнородных областей деятельности с целью устранения вредных следствий. К этому можно добавить (по Ю.К. Плетникову) также такие требования, как сохранение свойств почвы, устойчивость биоценозов, защита редких видов, деструкция вредоносных веществ и т. п. Эти положения можно, коне**-1|но, рассматривать как пункты общего учения о динамическом равновесии общества и природы. Но, как нетрудно убедиться, гармония означает принципиальную устойчивость, известную моментальную идеальность отношения. Динамическое равновесие — это всего лишь момент, имеющий место всякий раз в цепи оптимальной эволюции. Но в настоящее время достижение равновесного состояния — актуальная задача.

Различные государства по-разному решают эту задачу. В США и Я^понии вводятся законы об охране природы. В Швеции интенсивно разрабатываются средства по очистке промышленных отходов. Польша может служить примером в деле организации заповедников, в частности, заповедника по сохранению зубров. Однако следует каждое такое мероприятие поставить на своё социальное место. Значимость того или иного мероприятия определяется отнюдь не одним то-, лько его формально-юридическим звучанием. Она всякий раз преломляется через призму структуры общества, и лишь таковая придает ей окончательную окраску. Ссылки на обще-— значимость экологической проблемы абсолютно несостоятельны: «выжимание пота до конца», которое капиталистическое общество демонстрирует по отношению к трудящимся, всегда будет проводиться им и в отношении богатств природы.

Активная политика мирного сотрудничества — мощный инструмент КПСС в деле созидания земных ресурсов. Во многом благодаря политике мира и сотрудничества всех государств, которую следуя заветам В. И. Ленина, осуществляет КПСС, проведены около пятисот конгрессов и конференций, принято около ?50 конвенций и соглашений по охране природы. Внутри государственная политика КПСС не ограничивается мероприя-" тиями по контролю технологии, очистке сточных вод, рациональному использованию земель, речных и морских вод.

Наше государство ставит задачу воспитания гармонической личности, что само собой, подразумевает воспитание бережного отношения к родной природе. Одни лишь законодательные и административные меры не могут гарантировать эффективности действий общества: необходимо наличие высокого сознания широких масс. Важнейшим средством формирования такого сознательного отношения к природе является экологическое образование и эстетическое воспитание. Сделать каждого учителя проводником позитивных эстетических воззрений, научить правильному пониманию личностной гармонии и методам преобразованию природы, как тому учил И. В. Мичурин, а не только любованию его — главные задачи эестетического воспитания.

Научно-техническая революция, развитие производства привели к необратимым последствиям при нашем воздействии на природу. Традиционный идеал красоты природы претерпевает качественные изменения. Социально-экономическая драма стоящая в настоящее время на повестке дня, закономерно при водит к драме эстетической, разрешение которой следует искать не в бесполезных попытках сохранить природу в первозданном, нетронутом виде, а в развитии представлений об эстетических свойствах природы, основанных на требовании времени, с включением в них элементов активности, динамизма ставших уже стихийно для многих составной частью нового эстетического идеала.

В мире неосознанной активности гармония возник^г лишь стихийно — в форме целесообразных структур. Подводя человека к осознанию огромного значения его активности, к пониманию сущности столь необходимой гармонии с природой, наука и искусство овладевают массами и становятся той решающей силой, которая ведёт общество к оптимально организованной деятельности, к дальнейшему прогрессу.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой