Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Территория и территориальное управление в Древней Индии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Объяснение этому разнобою можно найти в характере освоения территории ариями Вед. Оно было типично военным, захватническим, точно таким, каким было у греков (дорическое завоевание), славян и германцев в Европе. Поэтому первоначально, когда еще воспоминания о войне не изгладились из памяти, законодатель обращает внимание на этнический характер населения освоенной территории, для него важно, что… Читать ещё >

Территория и территориальное управление в Древней Индии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Терминология, обозначающая землю и территориальное устройство, восходит к эпохе Ригведы. Первоначально, как впрочем, и везде, территория обозначалась через термины «племя» и «племенная территория» — «земля бхаратов», например. Границы такой территории точному определению не поддавались. Они обозначались горами, лесами и пустынями, но чаще поймами рек. Такая неопределенность говорит о слабости государственного устройства, но с течением времени недостаток этот устранился, появились четкие границы и административно-территориальное деление.

Административное деление Древней Индии

Территория, надо заметить, в качестве необходимого атрибута государства должна быть населенной. Необжитая территория не имеет для государства никакого значения:

«Проживать следует в местности живописной, изобилующей зерном, населенной главным образом ариями, здоровой, приятной, имеющей покорных соседей, обеспечивающей себя средствами существования» {Many. VII. 69).

Однако поздняя литература шастр, например, Вишнудхармашастра (III. 5), уже говорит о том, что страна должна быть населена вайшьями и шудрами. К этому мнению присоединяется Каугилья, отмечая: «…жители которой по большей части состоят из трудолюбивых земледельцев, разумных господ, и вообще населенной лицами низших каст, обладающей населением, преданным государю и честным» (Артхашастра. VI. 1).

Объяснение этому разнобою можно найти в характере освоения территории ариями Вед. Оно было типично военным, захватническим, точно таким, каким было у греков (дорическое завоевание), славян и германцев в Европе. Поэтому первоначально, когда еще воспоминания о войне не изгладились из памяти, законодатель обращает внимание на этнический характер населения освоенной территории, для него важно, что его составляют соплеменники — арии, такие же, как и он сам. Когда же завоевание уступает место колонизации и культурному освоению пространства, роль начинает играть не этнический, а функциональный принцип. Территория теперь важна не сама, но себе, а как вещь, приносящая доход. Доход она принесет, если на ней селятся производительные варны: вайшьи и шудры. Но воспоминание о военном характере управления остается.

Индия, начиная с глубокой древности и заканчивая приходом сюда англичан, представляла собой множество независимых и полунезависимых царств (rajaya). В известные периоды своей истории некоторые их этих царств разрастались в могучие империи, но ненадолго, вскоре они возвращались снова к чересполосице политических форм. Только современная Индия смогла объединить разрозненные государства в одно целое.

Исторически каждое отдельное государство подразделялось на desa, которые П. В. Кане переводит как «царства» (Капе, 1940, v. 3, р. 137]. Десы, в свою очередь, подразделялись на «растры». Управление ими осуществляли rastripati. Растры далее делились на visaya. Руководство в них осуществляли bhogapati. Однако и такое территориальное деление не являлось всеобщим. Каутилья в своем труде приводит следующее территориальное деление: область (janapada), состоящую из селений (grana), причем несколько селений или одно из них, если оно большое, образуют общину (sangha). Однако во времена самого Каутильи государство предпочитало бороться с общинами (сангхами). Поэтому устанавливается следующее деление:

«Он должен поставить среди восьмисот селений stania (окружной центр), среди четырехсот селений — dronamukka (районный центр), среди трехсот селений — kharvatika (волостной центр) и путем объединения десяти селений — sangrahana (местечко)» (Артхашастра. II. 1). Итак, царство имеет следующее деление: область — округ — район — волость — местечко. Известен еще город как административно-территориальная единица.

Город находится под управлением градоначальника. Здесь мы просто позволим себе процитировать без объяснений:

«Квартальный инспектор (gopa) имеет под своим ведомством совокупность из 10, 20 и 40 семейств. В такой совокупности он должен знать в отношении входящих в нее мужчин и женщин их касту, род, имя и занятия и вместе с тем полное количество домочадцев, доходы и расходы. Подобным же образом во главе каждой четвертой части города стоит районный инспектор (sthanika) (окружной инспектор. — М.И.), ведающий делами такой четверти укрепленного города» {Артхашастра. II. 36).

Однако во времена, например, Маурьев город управлялся отраслевыми, если можно гак сказать, советами. В городе Магадхе, столице Маурьев (IV—III вв. до Р.Х.), таких советов было шесть. Организовывались они как панчаяты — коллегии, состоящие из пяти ответственных лиц. Первый совет заведовал мастерскими и ремесленниками, второй надзирал за иностранцами, третий вел учет и статистику городского хозяйства, четвертый надзирал за торговлей, пятый — за производством товаров, шестой собирал пошлины.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой