Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)
Основные положения КДПГ. Сфера действия Конвенции — международные автомобильные перевозки грузов. Ее положения применяются, если хотя бы одно из двух мест — принятия и доставки груза — находится в стране, являющейся участницей Конвенции. При неурегулированности этим правовым документом отдельных условий договора перевозки груза применяются нормы национального законодательства одной из сторон… Читать ещё >
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Среди источников, регулирующих международную перевозку грузов, выделяется Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов, сокращенно CMR, российская версия — ЦМР. В литературе встречается еще один вариант ее сокращенного обозначения по начальным буквам русского наименования — КДПГ. Это один из основополагающих нормативных правовых актов, оказывающих заметное влияние на источники, регулирующие отношения в области международного транспорта.
Принятие Конвенции было инициировано Комитетом по внутреннему транспорту Европейской комиссии ООП. Заключенная в Женеве 19 мая 1956 г., она вступила в силу 2 июля 1961 г. СССР присоединился к Конвенции 1 августа 1983 г., поэтому Россия, как правопреемница СССР, является ее участницей.
Основные положения КДПГ. Сфера действия Конвенции — международные автомобильные перевозки грузов. Ее положения применяются, если хотя бы одно из двух мест — принятия и доставки груза — находится в стране, являющейся участницей Конвенции. При неурегулированности этим правовым документом отдельных условий договора перевозки груза применяются нормы национального законодательства одной из сторон договора.
Императивный характер КДПГ заключается в обязательности ее норм для сторон договора перевозки груза. Это означает, что любые положения договора перевозки груза, противоречащие данной Конвенции, признаются недействительными.
Основные положения КДПГ касаются оформления перевозки, приема груза к перевозке, сроков доставки груза, его выдачи, ответственности, претензий и исков.
В соответствии с Конвенцией при перевозке груза оформляется накладная. Этот документ не является договором перевозки груза, а лишь подтверждает факт заключения договора перевозки.
Конвенция не содержит форму накладной, однако в ней определены обязательные и дополнительные реквизиты этого документа. К обязательным относятся:
- — дата и место составления накладной;
- — наименование и адрес отправителя;
- — наименование и адрес перевозчика;
- — дата и место принятия груза к перевозке;
- — место сдачи груза;
- — наименование и адрес получателя;
- — обозначение характера груза и род его упаковки;
- — число грузовых мест, их маркировка, нумерация мест;
- — масса груза брутто или количество груза, выраженное в других единицах измерения;
- — платежи, связанные с перевозкой (провозные и дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), а также другие платежи, взимаемые с момента заключения договора перевозки и до сдачи груза;
- — инструкции перевозчику, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей;
- — указание, что перевозка осуществляется в соответствии с положениями Конвенции, независимо от содержания любых оговорок.
Дополнительными реквизитами могут быть:
- — указание отправителя, что перегрузка не разрешается;
- — виды и суммы платежей, оплаченных отправителем;
- — виды и суммы платежей, подлежащих оплате получателем;
- — объявленная отправителем стоимость груза;
- — сумма, представляющая специальный интерес отправителя или получателя в доставке груза в согласованный срок;
- — перечень документов, переданных перевозчику;
- — инструкция перевозчику относительно страхования груза.
Форма накладной разработана ИРУ. Она носит рекомендательный характер. Поэтому стороны могут использовать свою форму накладной. Но такая накладная должна содержать обязательные и дополнительные реквизиты, указанные в Конвенции. Приведенный их перечень показывает, что он достаточно полно отражает условия перевозки груза в международном сообщении. Не случайно на практике стороны весьма редко прибегают к включению в накладную каких-либо реквизитов помимо перечисленных.
Накладная составляется в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. На практике используются копии накладных по числу пересекаемых при перевозке груза границ для вручения компетентным органом при выполнении таможенных и иных процедур.
Регламентация порядка перевозки груза и его выдачи грузополучателю
В КДПГ регламентирована процедура приема груза к перевозке, его перевозки и выдачи получателю. В частности, определены обязанности перевозчика по приему груза к перевозке, заключающиеся в проверке правильности содержащихся в накладной сведений о количестве грузовых мест, их маркировки и нумерации. Проверке подлежат также внешнее состояние груза и его упаковки. Отправитель вправе потребовать от перевозчика проверки количества груза и содержимого грузовых мест. При обнаружении нарушений перевозчик фиксирует в накладной соответствующие оговорки. Презюмируется, что отсутствие таких оговорок свидетельствует о том, что груз и упаковка отвечают условиям перевозки, а сведения о них верны.
Отправитель несет ответственность перед перевозчиком за ущерб, причиненный ему неполнотой или недостоверностью сведений о грузе.
В процессе перевозки отправитель вправе потребовать прекращения перевозки, изменения места доставки груза, выдачи его другому получателю. Это право действует до момента вручения получателю второго экземпляра накладной.
Особенностью завершающего этапа перевозки — выдачи груза — является то, что по Конвенции получатель вправе, но не обязан принять груз. При его отказе принять груз перевозчик извещает отправителя об этом и ждет от него указаний, как этим грузом следует распорядиться. Не получив указаний в разумный срок, он вправе выгрузить груз и осуществить его хранение или передать на хранение третьему лицу.
При обнаружении во время приема груза факта его утраты или повреждения получатель должен сделать в накладной соответствующую запись об этом. В случае скрытых недостатков груза заявление в письменной форме должно быть направлено перевозчику не позднее семи дней со дня принятия груза. Что касается просрочки доставки груза, то срок подачи заявления ограничивается 21 днем с момента приема груза.
В КДПГ урегулирован вопрос об ответственности перевозчика. Так, при несохранности доставки груза перевозчик обязан возместить грузовладельцу причиненный ущерб, исходя из стоимости груза, которая определяется по котировкам сырьевых и товарных бирж и аукционов или по сложившимся текущим ценам в месте погрузки груза на дату приема его к перевозке.
Вместе с тем установлен предел ответственности в размере 8,33 СДР за 1 кг недостающей массы брутто.
В случае просрочки доставки груза перевозчик обязан возместить понесенные убытки в пределах, не превышающих провозные платежи.
Конвенцией урегулирован претензионно-исковой порядок разрешения споров между сторонами договора перевозки груза. Установлена возможность применения претензионной процедуры до обращения в суд. Сам претензионный порядок не является обязательным, поэтому непредъявление претензии перевозчику не лишает лицо, понесшее убытки, права на иск.
Срок исковой давности согласно Конвенции составляет один год, а в случае умысла в неправомерных действиях перевозчика — три года. Иск подается в суд страны, на территории которой ответчик имеет обычное местожительство или имеет местонахождение своего основного коммерческого предприятия, либо в суд страны, в которой находится место принятия груза к перевозке или место, предназначенное для его сдачи.