Дистрибутивная политика.
Система государственного и муниципального управления.
Том 1
Системе взаимоотношений между потребностями граждан и государственным распределением, которое призвано эти потребности удовлетворить. Расходы центрального правительства (в % к ВНП) на такие сферы, как здравоохранение, образование и оборона, в значительной степени зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Например, страны, как правило, тратят от половины до двух третей бюджета… Читать ещё >
Дистрибутивная политика. Система государственного и муниципального управления. Том 1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Дистрибутивная политика включает все формы распределения средств (денег, товаров, услуг). Дистрибутивная способность системы государственного управления связана с распределением ею благ, услуг, знаков отличия отдельным лицам или группам.
Дистрибутивная политика заключается в том, что правительственные ведомства предоставляют отдельным лицам и общественным группам деньги, товары, услуги, возможности, воздают им почести.
Классифицировать и сопоставлять дистрибутивную политику, проводимую разными странами, можно по разным критериям:
- 1) по количеству распределяемого;
- 2) областям человеческого бытия, которые она затрагивает, и группам населения, получающим от этого пользу или выгоду;
- 3) системе взаимоотношений между потребностями граждан и государственным распределением, которое призвано эти потребности удовлетворить. Расходы центрального правительства (в % к ВНП) на такие сферы, как здравоохранение, образование и оборона, в значительной степени зависят от уровня экономического развития той или иной страны.
Например, страны, как правило, тратят от половины до двух третей бюджета на здравоохранение, образование и оборону. Великобритания, Германия, Франция направляют в эти сферы более двух третей своих бюджетов, тогда как США на образование тратят менее половины совокупного дохода штатов муниципалитетов.
Развивающиеся страны (Индия и Нигерия) тратят очень малые средства на здравоохранение и несколько большие — на образование. Государства с низким доходом оказываются в весьма затруднительном положении. Необходимость срочного повышения уровня квалификации своей рабочей силы наталкивается в них на недостаточность инвестиций в сферы образования и здравоохранения. Это обусловлено тем, что данные сферы в большинстве развивающихся стран финансируются «по остаточному принципу». Напротив, именно в слаборазвитых странах расходы государства на обеспечение национальной безопасности чрезмерно высоки и зависят как от их международного окружения, так и от их общеэкономического положения. Государства, находящиеся в условиях постоянной и острой конфронтации со своими соседями (это характерно для стран Ближневосточного региона), а также государства, претендующие на усиление своего международного влияния, прилагают значительные усилия для укрепления своей обороноспособности.
Например, Египет тратит на оборону больше, чем США, хотя в последние годы эти расходы в США значительно сократились, несмотря на взятые ими обязательства по обеспечению безопасности в глобальном масштабе.
Однако если брать соотношение размеров национальной экономики, то Япония, которая не уступает западноевропейским странам в расходах на здравоохранение и превосходит все государства мира в расходах на образование (на душу населения), выделяет на оборону относительно незначительные средства. До рубежного 1989 г. Советский Союз и социалистические страны Восточной Европы расходовали на социальное обеспечение, здравоохранение и образование меньше, чем страны Запада. По мере того как бывшие государства «социалистического блока» входят в рыночную экономику, соотношение доходов и расходов в их бюджетах все больше напоминает западноевропейские модели.
Сравнивая социальную политику 64 государств по целому ряду параметров, Гарольд Вилепски утверждает, что бедные страны с ограниченными возможностями и многочисленными задачами, требующими неотложного решения, с трудом находят ресурсы на реализацию таких программ[1]. В абсолютных и относительных значениях расходы бедных стран на социальное обеспечение граждан незначительны, однако престарелые и нетрудоспособные члены общества получают, как правило, помощь благодаря своим разветвленным семейно-родственным связям. В большинстве развивающихся стран система социального обеспечения осталась такой, как в доиндустриальную эпоху. Виленски также обнаружил, что масштабность программ социального обеспечения напрямую зависит от того, насколько централизованно правительство, хорошо организованы партии и движения рабочего класса и низки расходы на оборону.
- [1] См.: WUensky Н. The welfare state anti equality. Berkeley, 1975; Wilensky Я., Luebbert G., Hahn S., Jameson A. Comparative social policy. Theories, methods, findings. Berkeley, 1985.