Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Категориальный аппарат становления личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Часто говорят «индивидом — рождаются, личностью — становятся, а индивидуальность — отстаивают». Можно предположить, что индивидуальность — это черты непохожести, выделяемые и закрепленные на всех этапах становления личности. Это совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физиологических и психологических особенностей, отличающих конкретного человека от других… Читать ещё >

Категориальный аппарат становления личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важно представлять себе, как педагогика рассматривает основные понятия, встречающиеся на пути становления личности человека. Эти понятия — «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность».

Человек как биологический вид живет, проявляет себя и становится человеком только в обществе. За пределами общества понятия воспитания, обучения и социализации теряют свое значение, исчезают. Вне общества, вне средовых, фенотипических воздействий человек не станет личностью. Наверняка всем знакомы ситуации, когда по тем или иным причинам не была сформирована личность. Чаще всего это связано с отсутствием стимулов к развитию (вынужденная изоляция от людей, недостаточная забота родителей, безнадзорность и беспризорность), вследствие чего появляется фералъный человек, городской Маугли.

В таких ситуациях становится особенно ясно, что потенциал личности ничего не значит, если сама личность не была правильно сформирована. Личность не является комплексом свойств, имманентно присущим природе человека, а лишь стадией развития, функцией средового воздействия.

Именно этот аспект и делает необходимой педагогическую поддержку на всех стадиях развития ребенка, а также становления и функционирования взрослого.

Понимание личности является достаточно сложным и неоднозначным. Безусловно установлено, что личность — это сравнительно поздний продукт взаимодействия человека как представителя биологического вида и его социального окружения. Человек не рождается личностью, однако сказать, когда заканчивается становление личности, с полной уверенностью нельзя.

Различные психологические научные школы и даже их отдельные представители имеют на этот вопрос различные точки зрения. Например, в представлении А. Адлера личность складывается в дошкольном возрасте, после чего с ней уже не происходит значительных изменений. Его учитель 3. Фрейд утверждал, что личность складывается в переходном возрасте. По мнению К. Юнга, личность заканчивает свое формирование не ранее чем к среднему возрасту, т. е. к 40 годам. Представители биологических концепций связывают окончание личностного развития с формированием головного мозга как биологической основы психики, а это происходит в 20—25 лет. Классическая психология утверждает, что возраст совершеннолетия (18 лет) говорит о наступлении личностной зрелости и возможности принятия человеком всей полноты ответственности за свои поступки.

Важным является и понимание назначения формирования личности. Личность делает человека неповторимым и в то же время узнаваемым. Она является одновременно показателем и стабильности поведения, и индивидуальной творческой окраски даже самых простых действий; это индивидуальное отражение в каждом конкретном человеке общей социальной тенденции.

Личность — продукт социума, в нем она развивается и проявляется, и только в нем она необходима. Для общения с другими людьми необходимо взаимопонимание, соблюдение общих правил и норм сосуществования. Именно эту тенденцию и отражает становление личности, которое происходит в процессе социализации, т. е. приобщения человека к нормам и ценностям общества. Такое приобщение формирует поведение и деятельность человека, опираясь на предоставленные обществом образцы.

Получается, что общество от каждого из нас ждет примерно одинакового поведения, такого, которое возможно предсказать и, таким образом, сделать общение более комфортным. В определенных социальных ситуациях мы ожидаем от человека определенного поведения, которое учитывает интересы других людей. Если наши ожидания оправдываются, то мы говорим, что человек воспитан — он понимает нормы социума и выбирает образ жизни и деятельности в согласии с ними. Возможно, именно это и говорит о законченности личностного формирования. При этом необходимо учитывать, что предсказуемость поведения делает комфортным и пребывание самого человека в обществе. Такая предсказуемость позволяет говорить о том, что человек в социальных контактах идет по проторенной дороге, хорошо осознавая цели пути. Удобно и ему самому, удобно и другим с ним.

Однако мы не утверждаем, что для взаимопонимания необходимо приобрести одинаковые взгляды, установки и ценности. Да они и не могут стать полностью идентичными из-за субъективности психического отражения. Глядя на одно и то же, мы видим разное. Это собственная субъективная картина мира. Она возникает оттого, что мы, хотя и переживаем похожие события, переживаем их в разной последовательности и с различной силой эмоциональной включенности, создавая собственное частное отражение общего.

Каждый человек, являясь своеобразным «кривым зеркалом», по-своему отражает общечеловеческую идею. Таким образом, понятие личности отражает одновременно и черты общечеловеческого (похожего) и черты индивидуального преломления (непохожего).

Нет и не может быть одинаковых личностей, но каждая личность отражает одну и ту же идею — взаимодействия с другими людьми с целью максимальной реализации своих способностей. Наверное, если человек делает то, чего ожидает от него общество, внося в эту деятельность элементы своей неповторимой индивидуальности и получая от этого удовольствие, можно сказать, что он действительно стал личностью. Девиз Я. А. Коменского «Учиться не на всю жизнь, а через всю жизнь» еще раз напоминает нам, что личность возникает на определенном этапе развития человека, формируется и функционирует в течение жизни, но только в том случае, если для этого созданы должные педагогические условия. Но для того чтобы понимать, какими должны быть эти условия, обратимся к основным понятиям.

Человек — живое существо, представитель биологического вида homo sapiens, представляющее собой единство физического и духовного, биологического и социального, наследственного и приобретенного, обладающее задатками для развития таких фундаментальных особенностей, как речь, прямохождение, мышление, изготовление и использование орудий труда. При этом для формирования каждой фундаментальной особенности существуют свои сенситивные периоды. Так, например, освоение речи детьми, оторванными от нормального человеческого общения, возможно не позднее достижения 12-летнего возраста.

Понятие «индивид» предполагает принадлежность к человеческому роду и неповторимость характеристик каждого представителя вида, но не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Это понятие позволяет представить, что каждая особь имеет неповторимый набор известных, повторяемых, как врожденных, так и приобретенных характеристик.

Личность понимается как относительно поздний продукт общественноисторического и онтогенетического развития человека. Личность есть «частно выраженное всеобщее», т. е. индивидуально переработанные, освоенные и частично присвоенные общественные ценности.

Личность невозможна вне общества и его ценностей, однако неверно было бы считать, что личность — это некий навязанный нам обществом образ мыслей и действий. Каждый из нас, взаимодействуя с другими, создает собственную иерархию ценностей и ориентиров, но если этот индивидуальный набор не включен в систему общечеловеческих ценностей, взаимодействие с другими членами общества затруднено или невозможно.

Становление личности делает нас необычными, интересными, непохожими друг на друга и в то же время способствует тому, что наше поведение вписывается в контекст общественных ожиданий, находя общие аспекты и делая совместное существование проще и приятнее. Так общечеловеческое понятие прекрасного находит свое отражение в индивидуальных вкусовых предпочтениях. Отсюда понятно, что становление личности необходимо для обеспечения взаимодействия и, что самое главное, для раскрытия потенциала возможностей каждого человека. К сожалению, это не происходит автоматически — сами хорошо растут только сорняки (в нашем случае — социально неодобряемые черты характера).

Часто говорят «индивидом — рождаются, личностью — становятся, а индивидуальность — отстаивают». Можно предположить, что индивидуальность — это черты непохожести, выделяемые и закрепленные на всех этапах становления личности. Это совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физиологических и психологических особенностей, отличающих конкретного человека от других. Индивидуальность может проявляться в физиологических особенностях, но основа ее — это различия в чертах характера, в эмоциональной, интеллектуальной, волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека.

Сложное соотношение рассмотренных понятий мы можем представить при помощи своеобразной ступенчатой схемы. На первой ступени находится человек как представитель биологического вида, на второй выделяются его индивидуальные отличия, на третьей он становится личностью, и всю конструкцию пронизывают черты непохожести, определяющие его индивидуальность.

Однако эта схема была бы незавершенной, если не рассмотреть процесс восхождения на эти ступени. Для этого нам нужно обозначить такие понятия, как социализация, воспитание и индивидуализация.

Под социализацией понимают комплекс воздействий окружающей среды на человека, способствующий избирательному усвоению индивидом норм и ценностей определенных социальных групп и общества в целом. Иногда понятие «социализация» заменяют на «социальную адаптацию», подчеркивая таким образом, что это процесс приспособления человека к социальному образу жизни. Понимание социализации как комплекса воздействий приводит нас к представлению о ней как о сложной структуре, имеющей целенаправленный вектор и аккумулирующей воздействия случайных факторов.

Целенаправленный вектор принято считать воспитанием, так как он отражает стремление к общественному идеалу, характерному для данной исторической эпохи и культуры. Стихийное, случайное воздействие общества на человека приводит к пониманию относительности идеала в контексте обстоятельств и обеспечивает адаптивность человека в социальной среде.

Таким образом, воспитание — это целенаправленный, специально организованный процесс формирования типологических качеств личности в соответствии с социально-педагогическим идеалом.

Процесс индивидуализации, напротив, является личностной инициативой, определенной тенденцией противодействия среде и приводит к культивированию отличительных черт. Ребенок является не объектом, а субъектом воспитания, и именно это приводит к тому, что, независимо от желания воспитателей, он, но собственному усмотрению сохраняет и культивирует те черты, которые кажутся ему нужными и интересными, таким образом корректируя процесс общественного воспитания, создавая вектор индивидуального. Естественно, что в становлении личности задействованы и процесс социализации, включающий воспитание, и процесс индивидуализации, но задействованы они у каждого индивида в разной мере, что и приводит к индивидуальному, неповторимому, субъективному отражению черт всеобщего.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой