Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эпоха Шан-Инь. 
История древнего востока

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Шан-иньский военно-политический союз создавался двумя путями: добровольным присоединением племён к могущественному племени шан, с тем чтобы обрести покровительство его правителя — вана, и подчинением соседей в результате их военных поражений. Ни одно племя, вошедшее в состав союза, не имело права добровольного выхода из него. В противном случае ван организовывал карательную экспедицию, которая… Читать ещё >

Эпоха Шан-Инь. История древнего востока (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Долина реки Хуанхэ была нс только местом расселения первых неолитических племён на территории Китая. На равнинах этой «блуждающей реки» появился и первый очаг Древнекитайской цивилизации — шан-иньский военно-политический союз. Он возник в первой трети второго тысячелетия до н. э. и представлял собой объединение племён, живших в среднем и нижнем течении реки Хуанхэ, вокруг племени шан. Соседи называли его «инь», поэтому при характеристике процессов культурно-исторического развития Китая, имевших место в XVIII— XI вв. до н. э., используется двойное название — шан-инь.

Шан-иньский военно-политический союз создавался двумя путями: добровольным присоединением племён к могущественному племени шан, с тем чтобы обрести покровительство его правителя — вана, и подчинением соседей в результате их военных поражений. Ни одно племя, вошедшее в состав союза, не имело права добровольного выхода из него. В противном случае ван организовывал карательную экспедицию, которая завершалась разорением поселений изменников и обращением их в рабство. Все члены шан-иньского союза платили вану дань и участвовали в организованных им военных действиях. Кроме того, известно, что члены союза должны были работать на землях вана, но нс в качестве исполнителей обязательной трудовой повинности. Несколько дней в году они, уверенные в святости всего того, что имело отношение к вану, обрабатывали его земли в надежде, что часть божественной силы — дэ, носителем которой считался их правитель, перейдёт на них самих и станет гарантом их благополучия.

Ваны избирались из иньской знати и поначалу были ей подконтрольны. Однако по мере укрепления шан-иньского военно-политического союза и сосредоточения военной и жреческой функций в руках вана появилась необходимость в идеологическом укреплении его власти. Важную роль в этом процессе сыграла концепция участия высших божественных сил в рождении вана. Присутствие драконообразного существа в момент «чудесного рождения» божественного избранника не могло остаться незамеченным: в его лице тоже появлялись драконообразные черты — свирепое выражение, горбатый нос. Но главным итогом божественного присутствия являлось наделение вана магической силой — дэ, благодаря наличию которой ему удавалось гармонизировать мир людей, устанавливать контакты с высшими силами и управлять космическими процессами.

Наличие божественной харизмы у вана проявлялось, полагали китайцы, в разных сферах жизни: в плодородии полей, богатом приплоде скота, отсутствии стихийных бедствий, успешных военных набегах, благоприятных небесных знамениях, особом расположении покровителя китайского народа — духа Шанди.

Считалось также, что магическая сила — дэ может накапливаться и передаваться по наследству. В реальной жизни это приводило к созданию кланов правителей, бессменно управлявших иньцами. Вместе с тем убывание магической силы — дэ, отчётливо ощущаемое каждым в наступивших бедствиях, голоде, хозяйственной разрухе, служило веским основанием для смены правящей династии иньских ванов.

Об укреплении могущества ванов в связи с идеологическим обоснованием их власти свидетельствуют данные археологии. В то время как большая часть иньцев жила в землянках под навесом из веток и тростника, для ванов в центре поселения на искусственном холме возводили дворец, украшенный колоннами, резьбой, росписями. Ваны имели гигантские усыпальницы: их площадь составляла около ста квадратных метров, погребальная камера находилась на глубине около десяти метров. Вместе с ваном в загробный мир отправляли оружие, золотые украшения, изделия из кости и полудрагоценных камней. Но самое главное — жёны и приближённые правителя не покидали его и после смерти — их многочисленные трупы обнаружены в специальном помещении захоронения.

В хозяйственной жизни Шан-Иньской эпохи произошли важные изменения. Хотя большая часть населения занималась земледелием, в развитии некоторых видов ремесленного производства: металлургии, шелководстве, строительстве, деревообработке, косторезном деле — явно наметился прогресс. Лучше всего он заметен в бронзолитейном ремесле. В XVI—XI вв. до н. э. китайцы отливали ритуальные сосуды весом до восьмисот килограммов. Тело сосудов было покрыто орнаментом и барельефами на мифологические и исторические темы, а также надписями, что превращает их в важный источник изучения древнейших этапов в истории цивилизации в Китае.

Развитие сельского хозяйства и ремесла повлекло за собой сначала появление обмена, а затем и торговли, где мерилом ценности выступали куски драгоценных металлов, минералов и раковины моллюсков каури. Эти новшества вызвали к жизни зарождение городского уклада. Главным городом эпохи стал «великий город Шан», место жительства вана. Город был окружён стеной, имевшей ширину шесть метров, которая надёжно защищала храмы и дома знати, возведённые на плотно утрамбованных платформах.

Шан-Иньская эпоха знаменита и тем, что она создала письменность иероглифического типа. По характеру и даже по начертаниям отдельных знаков это письмо сходно с современной китайской иероглификой. Следовательно, древнекитайский язык никогда не забывался, и это обстоятельство помогало исследователям в изучении страниц далёкого прошлого в истории Китая. Большая часть надписей, имеющихся в распоряжении учёных, — это записи на бараньих лопатках и панцирях черепах, сделанные во время общения иньцев с их божественным покровителем Шанди.

Шанди — это верховное божество и легендарный родоначальник иньцев, их предок-тотем. Он заботился о благосостоянии своего народа и управлял жизнью людей. Именно от него, по представлению иньцев, зависели урожай полей, успех военных походов, процветание страны.

Смещение в культе Шанди акцента в сторону его функций первопредка сыграло в истории Древнекитайской цивилизации огромную роль: это привело к ослаблению религиозного начала и к усилению начала рационального, проявившегося в гипертрофировании культа предков, который позже стал одной из главных основ религиозной системы Китая.

Иньские правители считали себя прямыми потомками и земными наместниками Шанди. В загробном мире ваны превращались в богов (ди), находящихся рядом со своим первопредком, а все предки вана становились приближёнными к его трону.

В ритуале общения с Шанди главная роль принадлежала человеческим жертвоприношениям и обряду гадания. Цель гадания состояла в том, чтобы поставить в известность предков во главе с Шанди о своих намерениях, заботах и выведать их мнение на этот счёт, получить одобрение, узнать о степени готовности оказать содействие.

Процедура гадания состояла в следующем. На специально подготовленную баранью лопатку или черепаший панцирь гадатель наносил углубления и под каждым из них процарапывал вопрос, на который можно было дать только однозначный ответ. Затем кость или панцирь прижигали в углублениях нагретой бронзовой палочкой, и по образовавшимся на обратной стороне трещинам гадатель судил о результатах гадания. Они, как и дата общения с Шанди, расшифрованный ответ высших сил и сведения о последовавших за предсказанием событий, также отмечались на костяном материале, который со временем превратился в важнейший пласт информации для историков — полноценный анналистический (то есть летописный) документ. Китайская письменность (в отличие, например, от месопотамской) была наделена сакральным смыслом и магическими функциями, так как она имела генетическую связь с официальной религиозно-ритуальной традицией. Реликты подобного осмысления письменного текста прослеживаются и в современном Китае: стилизованные иероглифы присутствовуют на ювелирных изделиях и предметах домашнего обихода, придавая им функцию оберегов; во время празднования Нового года вывешиваются охранительные и благожелательные тексты.

Эпоха Шан-Инь закончилась в конце XI в. до н. э., когда с запада на иньскую территорию пришли завоеватели, принадлежавшие к племени чжбу. Правитель этого племени Чан, создав коалицию западных племён, не довольных засильем шаниньской династии, повёл с ней борьбу и в 1027 г. до н. э. одержал победу в битве при Муе. Одной из важнейших причин ослабления шан-иньского военно-политического союза перед лицом внешней угрозы следует считать экологический кризис в долине реки Хуанхэ: сё лёссовые почвы были уже настолько распаханы, что потеряли способность к саморегулированию. Неэффективность принятых ваном мер по разрешению проблемы земельного голода привела к падению его авторитета. На развалинах шан-иньского военно-политического союза возникло царство Чжоу, ставшее преемником экономических достижений и духовных устоев иньцев.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой