Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-экономические детерминанты преступности в современной России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хотя на протяжении последних пяти лет уровень безработицы по данным Росстата относительно стабилен (2010 г. — 7,5%, 2011 г. — 6,3%, 2012 и 2013 г. — 5,5%, 2014 г. — 5,2%), тем не менее, на фоне негативных прогнозов дальнейшего спада экономики закономерно следует ожидать роста проблем трудовой занятости. При этом повышенную криминальную опасность несет невостребованность на рынке труда молодежи… Читать ещё >

Социально-экономические детерминанты преступности в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная преступность детерминирована негативными явлениями и процессами политической, экономической, социальной, правовой, духовно-нравственной сфер жизни, находящимися к тому же в непрерывных диалектически взаимосвязанных причинных связях друг с другом. При этом определить конкретную, математически точную значимость воздействия каждого из факторов или их совокупности в целом на состояние и динамику преступности невозможно. На каждом этапе развития общественных отношений возникают новые, видоизменяются существующие и уходят в прошлое причины, условия, обстоятельства, продуцирующие криминальное поведение и формирующие преступность в целом. При этом в силу системного характера социального детерминизма такие факторы не только определяют преступность, но и сами впоследствии меняются уже под ее воздействием, становясь еще более неблагоприятными и порождая различные деструктивные явления в иных сферах жизни общества.

Вместе с тем практически во все времена остаются неизменными ее базовые детерминанты, лежащие в основе любого государственно-организованного общества и обусловленные развитием производительных сил и производственных отношений. В связи с этим в причинном комплексе преступности превалируют факторы, связанные с развитием экономики. Как правило, ее уровень определяется через основные показатели валового или регионального внутреннего продукта (далее — ВВП, РВП), промышленного и сельскохозяйственного производства, инфляции, безработицы, уровня жизни и т. д.

Анализ динамики базовых показателей национальной экономики последних пяти лет свидетельствует о негативной ситуации[1]. Так, рост ВВП сократился с 4% в 2010 г. до 0,6% в 2014 г. (рис. 4.1), существенно увеличились цены на товары и услуги (рис. 4.2).

Динамика показателей роста ВВП за последние пять лет.

Рис. 4.1. Динамика показателей роста ВВП за последние пять лет.

Рис. 4.2. Динамика роста инфляции за последние пять лет Не отличается стабильностью и высокими показателями национальное сельскохозяйственное производство, которое призвано обеспечить продовольственную безопасность страны (рис. 4.3).

Рис. 4.2. Динамика роста инфляции за последние пять лет Не отличается стабильностью и высокими показателями национальное сельскохозяйственное производство, которое призвано обеспечить продовольственную безопасность страны (рис. 4.3).

Рис. 4.3. Динамика показателей развития сельскохозяйственного производства за последние пять лет Скачкообразное и по большей части неудовлетворительное развитие национального сельского хозяйства отрицательно сказывается на состоянии трудовой занятости сельского населения, которая и так довольно ограничена, развитии социальной инфраструктуры в сельской местности и в целом на качестве жизни. Довольно сложно решать задачу продовольственного обеспечения людям, чьи бытовые условия остаются крайне неудовлетворительными. В среднем по стране немногим более половины домов и квартир в сельской местности обеспечены сетевым газом и центральным водоснабжением [2]. При этом размеры среднемесячных номинальных заработных плат сельчан из года в год не превышают и половины от средних заработных плат горожан, что в ряду иных причин обусловливает проблемы, связанные с массовым оттоком жителей из сельских местностей, ростом количества потребляемого алкоголя и массой иных негативных последствий.

Рис. 4.3. Динамика показателей развития сельскохозяйственного производства за последние пять лет Скачкообразное и по большей части неудовлетворительное развитие национального сельского хозяйства отрицательно сказывается на состоянии трудовой занятости сельского населения, которая и так довольно ограничена, развитии социальной инфраструктуры в сельской местности и в целом на качестве жизни. Довольно сложно решать задачу продовольственного обеспечения людям, чьи бытовые условия остаются крайне неудовлетворительными. В среднем по стране немногим более половины домов и квартир в сельской местности обеспечены сетевым газом и центральным водоснабжением[2]. При этом размеры среднемесячных номинальных заработных плат сельчан из года в год не превышают и половины от средних заработных плат горожан, что в ряду иных причин обусловливает проблемы, связанные с массовым оттоком жителей из сельских местностей, ростом количества потребляемого алкоголя и массой иных негативных последствий.

Проблемы сельского хозяйства самым тесным образом связаны с проблемами иных отраслей экономики. При этом нельзя сказать, что страна все это время «катилась по накатанной колее». В целях модернизации хозяйствования на протяжении последних 15 лет проводилось беспрецедентное и постоянное реформирование налоговой, банковской, бюджетной, административно-управленческой систем.

Однако результатом этого, как отмечал академик РАНД. С. Львов, явилось образование двухслойной экономики, представляющей не одну, а как бы две России. При этом население «первой» России, на долю которой приходится не более 15%, аккумулирует в своих руках около 85% всех сбережений, 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% всех средств, расходуемых на покупку иностранной валюты. Более того, произошла колоссальная дифференциация регионов страны по уровню экономического развития. Согласно исследованиям Института социально-экономических проблем народонаселения РАН этот разрыв в реформируемой России составляет 60-кратную величину, по объему инвестиций на душу населения — 150-кратную, по уровню потребления — 30-кратную, по уровню безработицы — 24-кратную[3]. Даже согласно официальным данным разница величины РВП на душу населения между самыми отстающими и самыми развитыми субъектами Российской Федерации составляет более 20 раз[4].

Данные негативные процессы существенно ослабляют криминальную защищенность и продуцируют социально-экономические проблемы получения достойного образования, качественной медицинской помощи, культурной самореализации личности.

Вследствие различных диспропорций в экономике усиливается бедность населения. Являясь одной из детерминант преступности, бедность значительно ослабляет режим законности в государстве и обусловливает совершение корыстно-насильственных преступлений, а также зачастую насильственных преступлений в отношении самих бедных. Люди, не имеющие средств на самое необходимое, вынуждены искать пути восполнения материального достатка, в том числе за счет незаконных, а нередко и преступных способов получения доходов за счет краж, грабежей и т. д.

В целом по стране количество россиян, имеющих денежные доходы, которые не достигают официально установленной величины прожиточного минимума, за годы реформ значительно сократилось. Если в 2000 г. бедных, по данным выборочного обследования Росстатом, бюджетов домашних хозяйств и макроэкономического показателя денежных доходов населения насчитывалось более 40 млн чел. (29% от общей численности населения), то к 2015 г. их количество сократилось до немногим более 16 млн чел. (11,2% от общей численности населения). Однако даже эта цифра является значительной и означает, что в настоящее время каждый десятый россиянин стоит за чертой бедности[5].

За последние пять лет доля бедных сограждан в общей численности населения кардинально не менялась, оставаясь в среднем на уровне 11,5%[6]. Среди работающих россиян доля занятых с низким уровнем заработной платы также остается стабильной, причем стабильно высокой — почти 30% (28,8% в 2011 г. и 28,1% в 2013 г.)[7]. Большую озабоченность вызывает факт существенного превалирования среди малоимущих домашних хозяйств семей с детьми в возрасте до 16 лет. Их доля в общем количестве малоимущих домашних хозяйств только увеличивается: с 48,8% в 2006 г. до 64% в 2013 г.[8]. Из этого следует неутешительный вывод: дети в современной России имеют устойчивый риск бедности, превышающий к тому же среднероссийский уровень. В такой ситуации для большинства родителей вполне обоснованно на первый план выходит решение вопроса хотя бы минимального материального обеспечения семьи, отодвигая «на потом» процесс воспитания достойного подрастающего поколения. Кроме того, малообеспеченные семьи закономерно испытывают трудности в даче детям качественного образования, медицинского обеспечения, общего культурного развития.

Ситуация постоянной нужды зачастую влечет бытовое пьянство и жестокость родителей, что является не лучшим примером для детей. Насколько вероятно формирование у детей, находящихся в описанной обстановке, установок на законопослушное и социально полезное поведение? С учетом невыполнения образовательными организациями воспитательных функций, отсутствия бесплатных и доступных культурно-спортивных детских и юношеских организаций, ответ напрашивается один — будущее нации находится под угрозой.

Одним из опаснейших криминогенных факторов является безработица. Исключение трудоспособного человека из сферы занятости и лишение его стабильного источника средств к существованию порождает трудноразрешимые материальные проблемы удовлетворения естественных потребностей в еде, одежде, жилище. Безработица всегда влечет целый комплекс психологических трудностей в виде состояния нестабильности, тревожности, незащищенности. Невозможность профессиональной реализации ведет к ухудшению знаний, навыков, квалификации, что в свою очередь является достаточным препятствием к получению новой работы.

Хотя на протяжении последних пяти лет уровень безработицы по данным Росстата относительно стабилен (2010 г. — 7,5%, 2011 г. — 6,3%, 2012 и 2013 г. — 5,5%, 2014 г. — 5,2%), тем не менее, на фоне негативных прогнозов дальнейшего спада экономики[9] закономерно следует ожидать роста проблем трудовой занятости. При этом повышенную криминальную опасность несет невостребованность на рынке труда молодежи. Анализ данных Росстата свидетельствует о стабильности дайной негативной ситуации. Доля в структуре безработных молодежи в возрасте 20—24 лет — наиболее криминально опасной возрастной категории — на протяжении последних без малого десяти лет (начиная с 2007 г.) не опускается ниже 20%, а в возрастной группе 25—29 лет — колеблется в пределах 13—16% {URL: gks.ru/bgd/ rcgl/bl461/Main.htm (дата обращения: 11.06.2015)}}. Особую озабоченность вызывает практически не снижающееся количество не работающей и не учащейся молодежи. В общей численности населения в возрасте 15—24 лет доля таких лиц в течение последних пяти лет составляет в среднем более 12%[10].

Исключение из производственной сферы самой активной части населения несет не только экономические потери, но и ставит под угрозу саму безопасность государства, в котором будущее нации в силу разных причин не закладывает социально здоровый фундамент собственной профессиональной и личной жизни, а зачастую выбирает асоциальное или преступное поведение для удовлетворения жизненных потребностей.

В чем же заключается проблема? Почему несмотря на активно проводимые экономические и правовые реформы в стране сохраняются низкие доходы большинства населения, значительные диспропорции в финансовой обеспеченности людей и, как следствие, глубочайшие социальные различия?

Как обоснованно отмечает российский экономист и криминолог В. В. Колесников, с которым трудно не согласиться, криминогенна сама экономическая модель нашего государства[11].

По своей сути она формирует мощнейшие антагонизмы, связанные с колоссальным имущественным неравенством, социальным расслоением и несправедливостью, тотальной коррупцией и всеобщей криминализацией экономических институтов. Это неизбежно ведет к социальной дестабилизации и вползанию в состояние хронической энтропии[12]. Криминальную опасность данной ситуации в разы усиливают активные процессы глобализации, проявляющиеся через конструирование нового мирового порядка, создание транснациональных корпораций, контролирующих практически все финансовые рынки и денежные потоки, интенсивное лоббирование интересов экономических элит, формирование невиданной ранее коммуникационной среды с повсеместной разработкой и применением новейших информационно-аналитических технологий.

Тенденции развития современного мира, проявляющиеся через глобализацию, четко обозначили всеобщую взаимозависимость, сопровождающуюся переплетением региональных, национальных и общемировых проблем в экологической, военной, энергетической, ресурсно-сырьевой областях. Это, безусловно, сказывается на состоянии преступности, уверенно эксплуатирующей лишенные должного государственного и общественного контроля правоотношения, по большей части связанные с экономикой. Ведь именно к данной сфере всегда и во всех странах прикованы интересы организованных преступных структур[13], и чем выше могут быть криминальные доходы, тем мобильнее действуют преступники, используя в корыстных целях не регламентированные (дефектно регламентированные) законом ниши кредитно-банковской, бюджетной, налоговой, внешнеэкономической, инвестиционной и другой, в том числе международной, экономической деятельности. Возможность получения сверхдоходов является целью сплоченных мафиозных сообществ, торгующих наркотиками, оружием, людьми, государственной собственностью и др. При этом глобализация, сопряженная с различными геополитическими факторами, зачастую облегчает преступникам выход на международную арену и распространение, сращивание криминальных структур разных государств.

В обстановке санкционных мер, которые стали применяться с 2014 г. в отношении финансового, оборонного, энергетического секторов российской экономики[14], и ответных мер Российской Федерации[15] для национального правового пространства как никогда реальной стала опасность расширения преступного поля деятельности, причем по большей части латентной, за счет распространения «обновленных» фактов контрабанды, уклонения от уплаты таможенных, налоговых платежей, отмывания денежных средств, увеличения количества незаконных операций с валютой, всевозможных валютных биржевых спекуляций, а это, в свою очередь, представляет реальную угрозу национальной безопасности.

Глобализация активизировала современные передвижения граждан по территориям разных государств, проводимые как законно, так и незаконно для осуществления неправомерной трудовой деятельности, совершения криминальных деяний и т.н. Современная миграционная ситуация в Российской Федерации характеризуется тем, что порядка 80% иностранных граждан приезжает в пашу страну из государств — членов СНГ, причем по большей части — из стран Средней Азии[16]. Почти половина из них дислоцируются в мегаполисах Москве и Санкт-Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях.

Для таких мигрантов характерны проблемы слабой адаптации и интеграции в российское общество из-за глубочайших культурных и конфессиональных различий. Национальные ценности и поведенческие установки многих из них даже теоретически трудно совместимы с принятыми в Российской Федерации. Подавляющее большинство социально не устроены и финансово не благополучны. Более того, зачастую, мигранты сознательно демонстрируют нежелание следовать законам и правилам принявшего государства, активно стремятся к повсеместному установлению собственных обычаев. Ярким примером сказанного является помпезное проведение на территории Российской Федерации религиозных торжеств, нелегальное образование на территории Российской Федерации замкнутых этнических анклавов со своей неформальной юрисдикцией, противоречащей единому правовому и культурному полю страны.

Что касается дальневосточных территорий и Сибири, то в настоящее время происходит их активное заселение мигрантами из Китая, которые пытаются всеми способами, в том числе криминальными и околокриминальными, достичь оседлости или идентификации[17].

Для этого чаще всего китайскими гражданами используется заключение фиктивных браков с гражданами Российской Федерации, представление заведомо ложных сведений о родстве с ними же, внедрение в бизнес, а ранее, до изменений миграционного законодательства, — и незаконное приобретение недвижимого жилого помещения с последующей регистрацией в нем. К сожалению, данные проблемы практически оставлены без внимания федеральными органами государственной власти. В противовес этому массовая китайская миграция основана на постулатах китайского правительства, выраженных еще в 2000 г. концепцией «Идти вовне», направленной на расширение рынка сбыта китайских товаров, увеличение поставок необходимых китайской промышленности сырьевых товаров, привлечение в Китай иностранных капиталов и результатов научно-технических достижений.

Серьезной проблемой, криминализирующей миграцию, является нелегальная и полулегальная экономическая деятельность мигрантов. Большинство из них дополняют местные трудовые ресурсы, не составляя им конкуренцию по причине занятости на неквалифицированных и низкооплачиваемых работах. Вместе с тем такая рабочая сила приносит выгоду исключительно теневому сектору экономики, продуцируя целый ряд проблем, связанных с нарушениями российского законодательства, трудностями получения иностранцами медико-социального обеспечения.

Особую опасность представляет создание этнических преступных структур, масштабно и открыто разграбляющих российские природные ресурсы, оказывающих криминальные услуги своим согражданам, ведущих нелегальную банковскую деятельность по финансовому обслуживанию национальных диаспор и преступных формирований[18].

Огромные масштабы современных незаконных миграционных процессов провоцируют межэтническую напряженность и религиозную нетерпимость. В мае — июле 2013 г. агентством социальных технологий «Политех» по инициативе комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести было выполнено исследование «Национальный вопрос в общественно-политической жизни»[19]. В ходе опроса установлено, что 37% русских чувствуют себя в униженном положении. Эксперты объясняют это тем, что «межэтнические отношения в России носят конфликтогенный характер». О негативной психологической ситуации в сфере межнациональных отношений свидетельствуют данные ежегодного мониторинга общественного мнения, проводимого с 2009 г. по заказу МВД России[20]. Его результаты показывают крепнущее у граждан Российской Федерации чувство возможной опасности пострадать от криминальных проявлений со стороны нелегальных мигрантов. Если в 2011 г. утвердительно об этом высказались 39%, то в 2013 г. — уже 42%.

Согласно официальной статистике удельный вес преступлений, совершаемых иностранными гражданами и лицами без гражданства, в общей структуре расследованных преступлений в среднем составляет порядка 3—4%, а преступлений, совершаемых в отношении указанных лиц — даже менее 1%. Вместе с тем данные официальной статистики не отражают реальной криминальной ситуации, участниками которой являются иностранные граждане и лица без гражданства. Латентность указанных преступлений очень высока. Это во многом обусловлено тем, что пострадавшие от противоправных действий мигранты не обращаются в соответствующие государственные органы, поскольку сами нарушают российские законы, нелегально находясь на территории страны пребывания.

Криминогенный потенциал незаконной миграции проявляется также в том, что она всегда сопровождается широчайшим спектром различных по тяжести противоправных деяний, наносящих вред или создающих угрозу такого вреда порядку управления в стране, общественной и экономической безопасности. Иностранные граждане и лица без гражданства выступают и субъектами названных деяний, и потерпевшими от них. Речь идет как об административных правонарушениях и общеуголовных преступлениях, гак и об организации незаконной миграции, злоупотреблениях по службе, коррупции, криминальном отмывании денежных средств, торговле наркотиками, оружием, людьми.

Сильнейшей по силе криминогенного воздействия детерминантой является коррупция. Она проникла во все сферы жизни российского государства и, к сожалению, плотно там обосновалась. Криминальный лоббизм экономических интересов небольших групп социальных и политических элит, корыстный сговор должностных лиц, инвестирование коммерческих структур за счет бюджетных средств в ущерб общественным и государственным интересам, социально несправедливая передача государственного имущества в управление коммерческим структурам, незаконные внешнеэкономические операции, нелегальное участие госслужащих в коммерческих организациях, незаконное вмешательство в деятельность правоохранительных органов стали массовыми, системными и высоколатентными явлениями российской действительности.

По рейтингу коррумпированности чиновников и политиков наша страна находится в десятке наиболее неблагополучных стран мира[21].

Опрос населения, проведенный фондом «Общественное мнение», показывает, что 66% россиян оценивают уровень коррупции в стране как высокий и 50% уверены в том, что он не меняется[22]. Итоги исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения[23] свидетельствуют о том, что почти половина респондентов (44%) относят коррупцию и бюрократизм к наиболее важным для страны проблемам.

Зачастую именно коррупция сводит на нет все благие начинания политической, экономической, социальной модернизации государства, которая, исходя из провозглашенных различными документами последнего времени положений, в том числе концептуального характера, должна сейчас активно проводиться[24].

Следует отметить, что период реформ вообще, как правило, сопровождается ослаблением контрольно-надзорной деятельности в силу сокращения кадрового состава реформируемых органов, передачи функций от одного ведомства другому, несвоевременной разработки механизма правоприменения и массы иных причин. Именно в это время «расцветает» контроль криминальный, занимая освободившиеся от легального контроля, пусть даже на время, ниши экономической, политической жизни. Поэтому важно проводить криминологические экспертизы планируемых реформ и по их результатам заблаговременно принимать профилактические меры, направленные на недопущение разрастания преступности, в том числе и по большей части латентной.

Определяющее значение в структуре детерминант преступности имеет правовое сознание, отражающее отношение людей к праву[25]. Как верно отмечает С. Л. Сергевнин, «национальная правовая система неизбежно „скрипит“, не будучи воспринятой, признанной ее адресатами в качестве „своей“… Нормы, создающие здание национальной правовой системы, если они отторгаются — в том числе в силу юридико-культурных особенностей нации — субъектами права как адресатами соответствующих нормативных предписаний, — априори неэффективны!»[26].

Правовое сознание формируется под воздействием множества самых различных факторов, к числу которых относятся правовые, нравственные устои общества, условия жизнедеятельности конкретного индивида, распространенные в социальной среде каждого человека оценочные суждения о правозначимых явлениях, эффективность правоохранительной деятельности и т. п. Российское правосознание (общественное, индивидуальное, профессиональное) на разных этапах развития всегда характеризовалось неоднозначно[27]. Особенно ярко его негативные качества стали проявляться после распада Советского Союза на фоне масштабной деградации духовного, нравственного развития[28].

Именно такого качества оно присутствует у современников, трансформируясь даже в правовой нигилизм. Согласно исследованиям фонда «Общественное мнение»[29] только 46% респондентов признают российские законы в целом хорошими, в то время как 27% считают их плохими. Вместе с тем подавляющее большинство опрошенных россиян (71%) полагают, что соблюдать законы нужно независимо от их качественной субъективной оценки. При этом совсем незначительное количество респондентов (11%) характеризуют законы как правильные и, соответственно, подлежащие соблюдению. Около трети опрошенных придерживаются мнения, что россияне соблюдают законы по привычке (37%) или из-за страха наказания (33%).

Зачастую различные отклонения в правосознании являются одновременно причиной и следствием агрессивно-насильственных поведенческих установок, правонарушающего и преступного поведения; способствуют виктимности, формированию терпимости к нарушениям закона; «питают» различные асоциальные явления и коррупцию. В то же время невысокая оценка общественностью действующих правовых регуляторов объясняется катастрофическим экономическим неравенством, нелегитимностью приобретения первоначальных капиталов многими успешными сегодня предпринимателями и политическими деятелями, в том числе путем социально несправедливого распределения постсоветской народной собственности, нестабильностью законов, избирательностью норм об ответственности и т. п.

В сложившейся ситуации в целях качественного улучшения отношения граждан к правовым нормам необходима правовая пропаганда и работа по правовому воспитанию. В формировании позитивного отношения к праву особый акцепт следует делать на развитии правосознания на самых ранних этапах социализации личности, «уважение к закону должно внедряться, закладываться в сознание с ранних лет, при этом должны учитываться возрастные особенности подросткового мышления вообще и формирующегося правосознания в частности»[30]. Заслуживает однозначного одобрения факт признания на высоком государственном уровне важности развития правосознания у молодежи и специфичности этой работы[31]. Вместе с тем современные реалии диктуют необходимость широкого внедрения в правовое воспитание подростков и молодежи инновационных технологий, обеспечивающих «живое» познание мира права, использование методов онлайн-образования, применение учебных игр на смартфонах, планшетах, иных электронных устройствах.

Формирование правосознания самым тесным образом связано с гражданско-патриотическим и духовно-нравственным воспитанием подростков и молодежи. Возможность полноценной самореализации молодежи, ее активное вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую сферы жизни является эффективным способом профилактики преступлений, агрессивности, национальной и религиозной нетерпимости, иных деструктивных процессов и, как следствие, способствует профилактике преступности на длительную перспективу. Эго тем более актуально, поскольку, как свидетельствуют многочисленные криминологические исследования, именно лицам молодого возраста присуща значительная криминальная активность, выражающаяся в совершении насильственных преступлений, краж, незаконных деяний в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Кроме того, на фоне продолжающегося с 2007 г. сокращения количества зарегистрированных преступлений отмечается стабильность количества расследованных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии (от 5,1% до 5,5% или каждое восемнадцатое — каждое двадцатое)[32].

В целях преодоления различных деформаций правосознания необходима также открытая, объективная антикоррупционная деятельность в правоохранительных органах, судах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах прокуратуры Российской Федерации. Реальное осуществление принципов объективности и законности в каждодневной работе правоохранителей, судейского корпуса, прокуроров, направленной на противодействие преступности и правонарушаемости, позволит повысить уровень правосознания граждан и будет способствовать реальной профилактике преступности. Пока же, согласно исследовательским данным фонда «Общественное мнение»[33], только 34% участвовавших в опросе россиян полагают, что правоохранительные органы хорошо «следят за соблюдением законов». Большинство (51%) считают, что данная работа выполняется плохо.

Существенную роль в детерминации преступности играют такие негативные социальные явления, как алкоголизм и наркомания. В последнее время приобрела устойчивость тенденция увеличения количества лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Если в 2010 г. лицами в состоянии алкогольного опьянения совершалось почти каждое шестое расследованное преступление (16,6%), то в 2011 г. — уже почти каждое пятое (20,1%), а в 2012, 2013 г. — каждое четвертое преступление (25,1% и 27,5%, соответственно). В 2014 г. уже почти каждое третье расследованное преступление (29,9%) было совершено лицами в состоянии алкогольного опьянения[34].

Как обоснованно отмечает Г. Г. Заиграев, «…пьянство к началу XXI в. приобрело особенно болезненный для общества характер. Практически по всем свои параметрам — уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве злоупотребления спиртными напитками, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, — оно достигло уровня, серьезно подрывающего социально-экономические, духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества»[35]. Современная государственная кампания по уменьшению потребления спиртных напитков населением за счет планомерного ежегодного повышения акцизов на алкоголь, введения запретов на его продажу несовершеннолетним лицам, в определенное время суток и в ограниченных местах обусловила снижение в 2014 г. статистических данных по потреблению россиянами крепких спиртных напитков с 42% до 40,2%[36]. Однако отмечен рост потребления пива и слабоалкогольных напитков, особенно среди подростков и женщин детородного возраста[37]. Это ведет к развитию алкоголизма уже в юношеском периоде, снижению уровня средней продолжительности жизни, активно способствует маргинализации некоторой части населения и совершению общеуголовных бытовых преступлений. При этом официальные сведения далеки от реальных масштабов алкоголизации населения, в том числе за счет распространения контрафактной продукции.

Стремительно нарастают проблемы, связанные с незаконным потреблением наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Официальная статистика о преступности демонстрирует устойчивый рост почти в три раза числа лиц, совершивших уголовно наказуемые деяния в состоянии наркотического опьянения: в 2010 г. — 1% от оконченных расследованием преступлений; в 2011 г. — 1,4%; в 2012 г. — 2,1%; в 2013 г. — 2,3%; в 2014 г. — уже 2,8%.

В настоящее время более 60 000 человек ежегодно умирают от патологий жизненно важных органов из-за систематического употребления наркотиков[38]. Действующая же система профилактики и лечения больных не отвечает сложившимся угрозам. Так, на 8 млн наркозависимых лиц приходится только 600 тыс. койко-мест медицинских учреждений[39]. По официальным сведениям, ежедневно 8 млн наркопотребителей тратят на наркотики 4,5 млрд руб., выводя из ВВП страны в доход наркопреступников до 1,5 трлн руб. ежегодно, что в 1,5 раза выше, чем бюджет Министерства обороны и в 3,5 раза бюджета Министерства здравоохранения[38].

Подытоживая сказанное, отметим, что приведенные детерминанты преступности не являются исчерпывающими. Проблема детерминации имеет сложный и масштабный характер. Криминальные деяния связаны со множеством явлений, состояний, процессов, проявляющихся иногда довольно неожиданно. Так, наука располагает статистическими наблюдениями о зависимости состояния преступности от времени года, климата, половозрастной структуры населения. Вместе с тем, нами были охарактеризованы только некоторые базисные детерминанты, продуцирующие преступность и оказывающие на нее практически постоянное влияние.

  • [1] Здесь и далее по тексту приведены данные Министерства экономического развития. Федеральной службы государственной статистики за период 2010—2014 гг. URL: cconomy.gov.ru/mincc/activity/sections/macro/monitoring/monitoring2014; URL: economy.gov.ru/minec/about/structure/depmacro/monitoring2013: URL: econoiny.gov. ru/minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20130206004; URL: economv.gov.ru/ minec/activity/sections/macro/monitoring/doc20110202 013: URL: gKS. ni/free_doc/new_ site/population/trud/sr-zarplata/t3.docx; URL: gks.ru>free_doc/new_site/|x>pulation/trud/ trud6. xls (дата обращения: 09.02.2015)
  • [2] Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2013 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. М. 2014. С. 11, 177—178
  • [3] Львов Д. С. Россия: рамки реальности и контуры будущего // Журнал экономической теории. 2007. № 1. С. 6
  • [4] См. выступление Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В. И. Матвиенко на заседании Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации на тему «Современные задачи политического, социального и экономического развития Российского государства. Роль и место Совета Федерации» //Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2012. № 31 (474). С. 12
  • [5] См.: Невинная И. Как жить с дешевым рублем. URL: rg.ru/2014/12/19/ desheviy-rubl.html (дата обращения: 11.02.2015)
  • [6] URL: gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/poverty/# (дата обращения: 15.06.2015)
  • [7] URL: gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ (дата обращения: 15.06.2015)
  • [8] URL: gks.ru/free_doc/new_site/population/bednost/tabl/2−09.htm (дата обращения: 15.06.2015)
  • [9] См.: Кувшинова О. Минэкономразвития прогнозирует рецессию. URL: vedomosti.ru/finance/news/36 801 861/minekonomrazvitiyaprognoziruet-recessiyu (дата обращения: 11.02.2015); Эксперты: к лету рост цен может ускориться до 20%. URL: itar-tass.com /ekonomika/1 747 646 (дата обращения: 11.02.2015); Трегубова Е. Бесспорная рецессия. Что ждет россиян в условиях экономического спада. URL: aif.ru/monev/economy/chto_ zhdyot_rossiian_v_2015_godu (дата обращения: 11.02.2015); Трегубова Е. Какой будет инфляция в 2015 году? Прогнозы экспертов. URL: aif.ru/money/economy/prognozy_ekspertov_kakoi_budet_infliaсііа_v_2015_godu (дата обращения: 11.02.2015); Кузьмин В. Поймать кураж. URL: rg.ru/2014/12/23/ministr-site.htnil (дата обращения: 11.02.2015)
  • [10] URL: gks.ru/wps/wcin/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/ (дата обращения: 15.06.2015)
  • [11] Более подробно см.: Колесников Б. В. Крнминогенность современных моделей экономики — ключевой фактор детерминации мирового финансово-экономического кризиса // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2010. JS& 1 (18). С. 163—191
  • [12] См.: Колесников Б. Б. Модель национальной экономики, криминал и глобализация // Ученые записки Международного банковского института. 2014. № 8—2. С. 47
  • [13] EdicardsA., Levi А/. Researching the organization of serious crimes // Criminology and Criminal Justice. November 2008. Vol. 8. P. 363—388. URL: dx.doi.Org/10.l 177/1 748 895 808 097 403: Dimofte George, Dimofte Gobriela, Bolea I. Economic and Financial Crime Management in the Context of International Financial Crisis — Opinions //Journal of Accounting and Management. 2012. Vol. 2.№ 1. P. 53−62
  • [14] Начиная с 2014 г. страны, входящие в состав Европейского Союза, и США существенно сократили доступ к своим финансовым рынкам крупнейшим государственным банкам и российским нефтегазовым компаниям. Великобритания, Израиль, Швейцария, Швеция ограничили сотрудничество с нашей страной в оборонной сфере. В конце 2014 г. дополнительные санкционные меры были введены в отношении Республики Крым и города федерального значения Севастополь
  • [15] См.: Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» введен запрет на ввоз мяса, рыбы, морепродуктов, плодоовощной продукции, молока, молочных продуктов и широкого ассортимента полуфабрикатов из США, стран ЕС, Австралии, Канады, Норвегии
  • [16] URL: dima.gov.ru/news/273/855 782/7sphrase_id=1 535 718#photo1 (дата обращения: 26.12.2014)
  • [17] Овчинникова Г. В. Направления преступной деятельности, связанные с незаконной миграцией // Преступность в изменяющемся мире и проблемы оптимизации борьбы с ней / под ред. Л. И. Долговой. М. 2006. С. 374
  • [18] Более подробно см.: Брянская Ю. В. Китайские мигранты в Республике Бурятия // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2011. № 6. С. 64—67: РепецкаяА.Л. Внешнеэкономическая деятельность китайских ОПГ в Восточной Сибири // Пролог. 2013. № 2 (2). С. 53—59; Варыгин А. Н., Касаев И. X. Криминологические особенности преступлений, совершаемых участниками этнических преступных группировок // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 1 (28). С. 49—54; Аветисян А. С. Особенности криминального поведения этнических групп // Юристъ-Правоведъ. 2014.35 (66). С. 116−120
  • [19] Исследование проводилось методом телефонного опроса. На вопросы анкеты ответили 4070 человек более чем в 400 городах во всех субъектах Российской Федерации
  • [20] В ходе ежегодных исследований население всех субъектов Российской Федерации опрашивается по репрезентативным выборкам о видах преступных посягательств, которым подвергаются граждане, их опасений от криминальных угроз в повседневной жизни и др. В 2011 г. такое исследование проведено ВЦИОМ, были опрошены -11 500 респондентов, в 2013 г. — ФОМ. опрошены 135 000 респондентов
  • [21] Болдырев В. Е. Разработка и принятие профилактических мер в борьбе с коррупцией // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 5. С. 44
  • [22] Опрос проведен в декабре 2014 г., количество респондентов — 1500 человек в 43 субъектах Российской Федерации. URL: fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/11 912 (дата обращения: 21.01.2015)
  • [23] Опрос проведен в июне 2014 г., количество респондентов — 1600 человек в 42 субъектах Российской Федерации. URL: wciom.ru/index.рhр?іd=268&uid=114 889 (дата обращения: 26.12.2014)
  • [24] См., например: федеральные законы от 27.07.2010 N° 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»: указы Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»; Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 25.12.2014 № Пр-2976: постановлении Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Социальная поддержка граждан“», от 15.04.2014 № 320 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков“», от 15.04.2014 № 312 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Юстиция» «, от 15.04.2014 X? 298 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения» «, от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 2020 годы»: распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 .К» 93-р «Об утверждении Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти», от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016— 2020 годы», от 04.09.2014 X? 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», от 26.12.2014 2716-р «Об утверждении Программы создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности Российской Федерации», от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», от 30.07.2014 № 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность», от 03.07.2014 № 1215-р «Об утверждении Концепции развития внутренней продовольственной помощи в Российской Федерации», от 14.05.2014 № 816-р «Об утверждении Программы по антикоррупционному просвещению на 2014—2016 годы»
  • [25] О различных понятиях правосознания и подходах к его определению см.: Погребная Ю. К. Кризис современного российского правосознания. М., 2013. С. 15—30
  • [26] См.: Сергевнин С. Л. Российское национальное правосознание: некоторые конституционно-правовые проблемы // Журнал конституционного правосудия. 2014. № 5 // СПС «КонсультантПлюс
  • [27] Более подробно см.: Волков Н. Л. Рост правового нигилизма в правосознании и нарушения прав человека: причинно-следственные связи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 120. С. 79—80: Семенова М. 10. Эволюция идеи законности в российском обыденном правосознании // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 2. С. 193—195
  • [28] Сенин И. Н. Правосознание, правовая культура и правовой менталитет // Современные научные исследования: теория, методология, практика. 2014. Т. 1. № 4. С. 248—249
  • [29] URL: fom.rU/Bezopasnost-i-pravo/11 495# (дата обращения: 22.01.2015)
  • [30] Алексеев А. И., Герасимов С. И., Сухарев А. Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. М., 2001. С. 254
  • [31] См.: Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации 28.04.2011 № Пр-1168.
  • [32] Использованы данные официального сайта МВД России. URL: https://mvd.ru/ Deljatelnost/statistics (дата обращения: 17.03.2015)
  • [33] URL: fom. ni/ Bezopasnost-i-pravo/l 1495# (дата обращения: 23.01.2015)
  • [34] URL: https://mvd.ru/reports/item/804 701/; URL: https://mvd.ru/reports/item/1 609 734/: URL: https://mvd.ru/rcports/itcm/2 994 866/ (дата обращения: 13.01.2015)
  • [35] Заиграев Г. Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности // Социс. 2001. № 11. С. 69
  • [36] URL: rg.ru/2014/10/30/alcohol-site-anons.html (дата обращения: 30.12.2014)
  • [37] URL: rospotrcbnadzor.ru/ about/info/news/ncws_dctails.php? ЕLЕМЕNТ_ID=2687& sрhrase_id=245 102 (дата обращения: 13.01.2015)
  • [38] URL: rg.ru/2014/ll/20/medvedev-site.html (дата обращения: 27.11.2014)
  • [39] URL: duma.gov.ru/news/273/8б602G/ ?sphrasc_id=1 535 718 (дата обращения: 26.12.2014)
  • [40] URL: rg.ru/2014/ll/20/medvedev-site.html (дата обращения: 27.11.2014)
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой